Прежде всего он высказал опасения по поводу перспектив жизни на севере. "За последние три года уровень жизни не только не вырос, а кое-где даже снизился, — считает Виктор Пичугов. — И изменений в ближайшие два-три года ждать не приходится". Если уровень жизни на севере сравняется с большой землей, то можно ожидать оттока кадрового потенциала с территорий. Между тем, по мнению Виктора Александровича, работы в Ханты-Мансийском округе — Югре хватит еще лет на 50.
Законопроекты, направленные на улучшение качества жизни северян, проходят согласование в Госдуме крайне трудно (к слову, в осенней сессии их вообще нет в повестке дня). В федеральном центре бытует устойчивое мнение, что на севере и без дополнительных льгот жизнь хороша — богатый регион, жирный бюджет, высокие доходы. И любую дополнительную льготу для жителей севера приходится отстаивать и доказывать, затрачивая годы. Например, закон о северных коэффициентах принимали почти три года. Видимо, та же участь ждет законопроект о сохранении полного объема северных пенсий для жителей территории, уехавших в регионы с более благоприятным климатом. По мнению Виктора Александровича, рассчитывать на его принятие в течение двух лет нереально — нагрузка на федеральный бюджет в плане пенсионного обеспечения и так высока. "Любые меры социальной поддержки очень болезненны для министра финансов Алексея Кудрина, — прокомментировал ситуацию Пичугов. — Если в законопроекте есть строка бюджетных затрат, законопроект не пройдет". Совет Федерации в этой ситуации мало что может сделать. "Совет Федерации — фильтр законов, которые идут из Госдумы, последняя инстанция законодательной лестницы, — сказал Пичугов. — И наши возможности ограничены". А федеральные структуры продолжают кивать на кризис, который по-прежнему во всем виноват, в частности, нехватке средств для введения дополнительных льгот на севере. "Это все отговорки и стереотип представлений о жизни на севере", — заключил сенатор.
Обсудили и тему бюджетного дефицита. Одной из мер его пополнения, по мнению Виктора Пичугова, может стать поддержка государством поисковых работ, разработки новых месторождений, так как большинство действующих открыты еще в советскую эпоху. "Слышу, что мы уже начинаем стесняться того, что мы сырьевая страна. Да радоваться надо этому! — высказал свое мнение Виктор Александрович. — Когда-то наши прадеды продавали лен, потом он стал не нужен. Когда-нибудь и нефть перестанет быть востребованной, найдут что-то другое, чего мы себе представить не можем. Но в ближайшие 20-30 лет углеводороды с точки зрения мировой энергетики незаменимы. Поэтому мы займемся поиском, жизнь нас заставит. И налоги будем менять, чтобы стимулировать это направление".