ВНСС: Мамонты - это наших рук дело!

Секреты успеха Александра Вайсбурта

Есть вероятность, что наши потомки в Ханты-Мансийске будут представлять наше время по Центру зимних видов спорта имени А.В. Филипенко, археопарку, увековечившему персоналии Ледникового периода от первобытного человека до мамонтов, дороге Ханты-Мансийск — Нягань и многим другим строительным объектам, которые возвели работники ЗАО "Строительная компания ВНСС".

Секреты успеха Александра Вайсбурта

В прошлом году компания отметила свое 25-летие. За это время она прошла путь от советского строительного треста (которых только в Радужном, где и родилось предприятие, было пять) до современного производства, сотрудничающего с партнерами из США, Израиля, Югославии и Швеции. В чем секрет успеха предприятия и его руководителя? Как компании удалось не только выжить, но и развиваться в 1990-е годы, где было все — переход от социализма к капитализму, "черные вторники", дефолты — и пережить кризис 2008 года, который больнее всего ударил именно по строительной отрасли? Об этом и многом другом в преддверии профессионального праздника нам рассказал президент ЗАО "Строительная компания ВНСС" Александр Вайсбурт.

— Александр Михайлович, становление и развитие ВНСС пришлось, мягко говоря, не на самые спокойные и благополучные годы…

— Действительно, за 25 лет мы прошли серьезный путь. Наше предприятие было создано в самом начале перестройки, в 1985 году, в городе Радужном. Тогда мы занимались обустройством месторождений, в частности, строительством внутрипромысловых дорог. Потом, как вы помните, в 1990-х годах начался очень сложный период — переход от социализма, жесткой централизованной системы к рыночным отношениям, к капитализму. Ни страна, ни люди тогда к этому не были готовы. И перед нами стоял выбор, два пути: первый — мы сохраняем предприятие, справляемся со всеми трудностями, проблемами. Второй путь — просто расходимся. И мы вместе с коллективом выбрали первое.

Мы не стали менять название, убрали только расшифровку аббревиатуры "Варьеганнефтеспецстрой", потому что его было трудно выговорить не только нашим партнерам, иностранным компаниям, но и коллегам из других регионов. И еще тогда мы убрали из названия слово "трест". В 1994 году наша деятельность вышла за границы Нижневартовского района. К этому времени относится наше сотрудничество с российско-американскими предприятиями "Белые ночи" и "Ванёганнефть".

— Какой полезный опыт в работе с зарубежными коллегами вы взяли на вооружение?

— Это сотрудничество было полезным как для нас, так и для американцев. Они нас намного опережали тогда и в культуре организации производства, в частности, в юридическом аспекте — оформлении договоров. Тогда мы впервые познакомились с договором о сотрудничестве на 25 и более страницах! Надо сказать, что в то время работа юридических отделов носила более формальный характер, чем сейчас — юристы следили главным образом за тем, чтобы договоры были. Тогда все отношения регулировались уставами, например, уставом дорожного транспорта, речного транспорта. И каждый руководитель был как бы удельным князьком на своей территории, ведь уставы утверждались правительством. Много переняли и в культуре организации быта персонала, организации питания.

Много было тогда для нас нового, непонятного и в производственной деятельности. Например, американцы оговаривали такой момент — если у нас на стройплощадке было внедрено изобретение, либо рационализаторское предложение, то это являлось собственностью наших партнеров. Прибыль при этом наши зарубежные коллеги не трогали. Я спрашивал: "Почему изобретение должно быть вашей интеллектуальной собственностью, ведь сделали его мы?". Они отвечали: " Да, это ВАШЕ, но мы же в этом участвовали, деньгами, например!" Мы с этим пунктом согласились, но (смеется — прим. ред.) чуть-чуть его отредактировали!

Много полезного тогда они предложили из материалов, в частности, "георешетку", на которой у нас стоят мамонты в Ханты-Мансийске.

Мы четко выполняли все обязательства по отношению к партнерам. Им это нравилось, и они давали хорошие заказы и хорошие отзывы, что было для нашей страны впервые. Эти отзывы потом сослужили нам хорошую службу.

Наши же американские партнеры научились у нас вести и строить деловые переговоры (что очень важно именно для России) на человеческих отношениях. У них же, в Штатах, все построено на деньгах. Так получился нормальный симбиоз. Потом этот опыт общения помог нам наладить контакты и выстроить схему взаимоотношений с партнерами из Швеции, Израиля. Эта схема сотрудничества с зарубежными коллегами работает у нас до сих пор.

— Есть достижения, которыми вы особенно гордитесь?

— Предметов для гордости много, всех и не перечислишь. В первую очередь, мы гордимся нашей нефтяной историей, работой на месторождениях в 1990-е. Стране тогда была жизненно необходима нефть. В самый сложный момент нашей истории мы помогли дать стране то, что было нужно для ее выживания. В то время мы обустроили семь новых месторождений.

С 1994-го начали заниматься гражданским строительством. Все объекты рождались в муках творчества и производства. Потому что те российские технологии, которые были в нашем распоряжении, не соответствовали современным требованиям. В 1992 году мы построили первый международный аэропорт в Радужном. ВНСС тогда работала вместе с югославской фирмой. Это была очень масштабная работа: за сорок дней построили взлетно-посадочную полосу с покрытием, а это 100 тысяч тонн асфальтобетона! Добавлю, что по нормативам на такую работу выделялось тогда 12 месяцев. Мы сделали быстрее и с должным качеством. В тот период компания ВНСС сменила парк строительной техники, сделав выбор в пользу немецкой.

В дальнейшем это стало нашим стилем, почерком — на самых сложных, ответственных участках использовать самые современные технологии, самое современное оборудование.

Я считаю, что с объектами нам, как предприятию, повезло. Мы возвели биатлонный центр в Ханты-Мансийске, строили в окружном центре дороги, стелу "Памятный знак первооткрывателям Сибири".

Дорог и такой объект, как дорога "Ханты-Мансийск — Нягань". Строили мы его в самый тяжелый период — во время дефолта 1998 года. В частности, нам предстояло проложить 17 километров трассы по пойме Иртыша. И на строительстве нами были применены новейшие технологии, многие из которых до сих пор еще не везде используются в других регионах России.

— Жилищное строительство правительством РФ было объявлено приоритетным направлением. Расскажите, пожалуйста, о перспективах малоэтажного строительства в Югре.

— Перспективы у малоэтажного строительства в Югре неплохие. Мы уже возвели около 50 коттеджей, из них 10 для своих сотрудников. Для развития данного вида строительства необходимо проработать тему снижения стоимости строительных материалов. В Ханты-Мансийске можно дорого строить, но богатых людей, которое смогут купить такое жилье, не так уж много. Надо удешевлять квадратный метр, его цена не должна выходить за рубеж 40 тысяч рублей.

— На межрегиональной партийной конференции "Единой России" в Екатеринбурге, в которой принял участие премьер-министр Владимир Путин, наш округ представил проект "Югра — малышам. В детский сад без хлопот". Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом проекте.

— Нехватка мест в детских садах сегодня — одна из самых злободневных проблем. Почти 50 тысяч малышей в нашем округе лишены возможности посещать детские дошкольные учреждения, они сидят дома с мамами и бабушками. Конечно, любовь мамы и бабушки — это очень хорошо, но дети должны развиваться, общаться со сверстниками.

Поэтому проект "Югра — малышам. В детский сад без хлопот" перекликается с инициативами Правительства РФ, с проектами, которые выдвигает и реализует "Единая Россия" и правительство округа. Я считаю, сегодня каждый руководитель должен предпринять все возможное, чтобы решать эту проблему.

Отмечу, что у нас на предприятии нет очереди в детские сады — мы помогаем своим работникам. Мы одни из первых начали возводить дошкольные учреждения по схеме государственно-частного партнерства. Так, мы сегодня строим два детсада в Нягани, приступаем к строительству трех детсадов в Нижневартовске. В перспективе — строительство трех детских садов в Ханты-Мансийске.

Не все гладко, есть определенные трудности. Проблема в отсутствии законодательной базы, которая бы определила все этапы данной схемы строительства. Три блока: собственно строительство, финансирование, выкуп. По строительству все понятно — есть земля, есть проект, есть готовность строить. Но до конца законодательно не закреплены этапы финансирования и выкупа. Я считаю решение этой проблемы прерогативой и задачей правительства Ханты-Мансийского округа.

— Но нужны не только садики, но и школы…

— Наша Югра — один из немногих регионов России, где дети все еще учатся в две смены. Сыграл свою роль тот демографический подъем, который произошел благодаря созданию определенных условий для матерей, в частности, материнского капитала. Однако мы этот подъем рождаемости не подкрепили необходимыми учреждениями. А ведь никакие деньги не заставят молодые семьи обзаводиться детьми, если не будут доступны садики, школы. Я встречался на прошлой неделе с главой Ханты-Мансийского района Петром Захаровым, мы с ним обсуждали возможность строительства школы в п. Бобровское. В Ярках также запланировано возведение целого комплекса, в котором будут школа, детский сад и библиотека.

— Какими достижениями встречает профессиональный праздник компания ВНСС? Что хотите пожелать коллегам?

— В этом году мы работали над такими важными объектами в Ханты-Мансийске, как Центр зимних видов спорта, перестраивали его накануне Чемпионата мира по биатлону. Мы завершаем строительство аэропорта в окружном центре, возводим жилье и детские сады. Все это важно и нужно для югорчан. А коллегам и партнерам желаю благополучно выйти из кризиса 2008 года, от которого, прежде всего, пострадала строительная отрасль. Всем здоровья, счастья и удачи!


 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру