Любую справку "с доставкой на дом"

В Югре развивается электронный документооборот

Наверное, любой человек, хоть раз потративший время на стояние в очередях многочисленных официальных организаций с ворохом разной степени важности бумаг — приходил к мысли о чрезмерной заорганизованности этих учреждений и необходимости оптимизации происходящих там, судя по затрачиваемому на них времени, "сверхсложных" процессов. Но сейчас, благодаря входящим в нашу жизнь новым технологиям — ситуация в этой сфере, наконец, меняется. Судя по всему, нужную справку вскоре можно будет получить, не только не тратя свое время на очереди, а в большинстве случаев — и вообще не выходя из дома.

В Югре развивается электронный документооборот

Говоря официальным языком, речь идет об "Обеспечении предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре". В этом региональном проекте совместно реализуются подписанные президентом России Дмитрием Медведевым в текущем году законы "Об электронной подписи" и о предоставлении гражданам государственных слуг по принципу так называемого "одного окна".

Нужно сказать, что региональные власти начали разрабатывать этот механизм задолго до того, как соответствующие законы были подписаны и зарегистрированы в президентской канцелярии. Например, с 2006 года в Югре реализуется проект "Социальная платежная карта "Югра", позволяющий получать через Интернет различные социальные и банковские услуги (подробная информация об этом — на сайте spkugra.ru). На сегодняшний день в Югре — более 20 тысяч владельцев такой карты.

В октябре 2010 года постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа функции организации государственных и муниципальных услуг с использованием электронной карты "Югра" были возложены на "Югорский социальный регистр". А в июне 2011 года губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова объявила, что скоро югорчане смогут подавать документы в электронном виде на 19 первоочередных государственных и муниципальных услуг.

А в ближайшем будущем для оформления многих документов от человека потребуется только его заявление — все необходимые справки чиновники получат непосредственно у соответствующих учреждений и организаций автономного округа. Но учитывая, что Интернет, по разным причинам, доступен сегодня не каждому жителю Югры, Департаментом информационных технологий проводится работа по созданию центров общественного доступа, в том числе в труднодоступных населенных пунктах, где из-за отсутствия проводного доступа в сеть Интернет устанавливается спутниковое приемо-передающее оборудование.

Все это не может не вселять оптимизм, но многим югорчанам работа с официальными организациями в подобной форме пока не знакома. И, разумеется, здесь возникает множество вопросов. За разъяснениями особенностей получения государственных и муниципальных услуг через Интернет-портал Ханты-Мансийского автономного округа редакция обратилась к заместителю директора департамента информационных технологий, начальнику управления развития электронного правительства Андрею Бородину.

Эксперт IT-департамента сразу уточняет, что одновременно с введением нового "электронного" формата государственных и муниципальных услуг — планируется широкая кампания с привлечением региональных СМИ по разъяснению его преимуществ.

В соответствии с целевой программой "Информационное общество — Югра", рассчитанной на 2011 — 2013 годы, для проживающих на территории автономного округа граждан предусмотрены специальные курсы, обучающие основам компьютерной грамотности. Там будет рассказываться, в числе прочего, и о том, как и с использованием каких именно интернет-ресурсов заявитель сможет воспользоваться электронными услугами. Программа довольно обширная — всего на курсах планируются обучить более 30 тыс. человек.

Фактически, такая разъяснительная работа уже началась: на выставке "Информационные технологии XXI века", проходившей в рамках Международного IT-Форума в Ханты-Мансийске, посетители имели возможность получить консультации по использованию Единого федерального портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru или epgu.gosuslugi.ru) и зарегистрировать там свой личный "виртуальный" кабинет. На стенде автономного учреждения "Югорский социальный регистр" можно было подать заявление на выпуск "Социальной платежной карты "Югра" и ознакомиться с тем набором услуг, который можно получить с ее помощью.

Государственные и муниципальные услуги представлены на главной странице Единого портала в виде каталога и классифицированы по ведомствам и таким признакам, как категория пользователя и его конкретная ситуация. Интернет-портал Ханты-Мансийского автономного округа, так же как и порталы других российских субъектов, посредством Единого федерального портала — интегрируются в единую федеральную сеть. Все размещенные на портале услуги соотнесены с конкретным российским регионом, что определяет как возможность, так и условия их предоставления.

По словам эксперта Департамента информационных технологий автономного округа, возможность воспользоваться услугой в электронном виде не отменяет традиционный способ: заявитель по-прежнему вправе лично обратиться в любую организацию, предоставляющую необходимую ему услугу. Более того, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре ведется работа по созданию многофункциональных центров для приема обращений от граждан. Как раз сейчас идет работа по формированию нормативной правовой базы, и определяются "пилотные" муниципальные образования, на территории которых будут созданы эти центры.

Говорит Андрей Бородин: "Таким образом, для получения услуг, например, по начислению пособий или перерасчета по ЖКУ заявитель может обратиться непосредственно в орган или организацию, предоставляющую данную услугу. А в самом ближайшем будущем — сможет обратиться в многофункциональный центр. Ну, а если он все же захочет получать такие услуги в электронном виде, то на курсах повышения компьютерной грамотности он получит все необходимые для этого навыки и сможет реализовать свои права либо из дома, либо из центра общественного доступа".

Как говорит начальник Управления развития электронного правительства, в ближайшей перспективе все государственные и муниципальные услуги, оказываемые различным категориям граждан, должны быть переведены в электронный вид. Но перевод в электронный вид разных услуг будет иметь собственную специфику.

Если речь идет о такой услуге как "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий", то можно сказать, что разместив расписание представлений, концертов или киносеансов в сети Интернет, организация уже оказала данную услугу. И сам этот процесс не требует ни специальных обращений, ни каких-то других действий заявителя.

Однако, спектр оказываемых услуг, разумеется, не ограничивается объявлениями о предстоящих гастролях и других массовых мероприятиях. "Во многих случаях, — говорит Андрей Бородин, — требуется обеспечить для заявителя возможность направлять необходимые документы в электронном виде и отслеживать ход оказания услуги или получение результатов предоставления услуги в электронном виде.

Как наглядный пример — получение загранпаспорта. Заявитель подает в электронном виде (уже нет необходимости стоять для этого в очереди) все необходимые документы и отслеживает, в каком состоянии находится процесс его оформления.

Или, например, "электронная запись" на прием к врачу. С 2012 года все жители автономного округа через интернет-ресурсы kwrachu.ru и ugrazdrav.ru — смогут записаться на прием к врачу и получить подтверждение о времени и дате приема через сайт или смс-сообщение на мобильный телефон. Сегодня для жителей ряда муниципальных образований такая возможность уже существует. Для них уже нет необходимости вставать с утра пораньше и идти в регистратуру за заветным талончиком".

"Непосредственный прием пациента врачом, — уточняет Андрей Бородин, — электронная услуга не заменит. Хотя, учитывая такое стремительное развитие информационных технологий, я бы не исключал такой вариант уже в ближайшем будущем".

Поскольку новые сервисы связаны с введением личных данных, то вопрос их защиты и идентификации пользователя — далеко не праздный. Для работы с Единым порталом государственных и муниципальных услуг, пользователь может пройти процедуру идентификации, как введя свой страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и пароль, который он указал при регистрации личного кабинета, так и с использованием электронной подписи. Для входа в свой личный кабинет на интернет-ресурсе "Социальная платежная карта "Югра" обязательно требуется наличие карты. Идентификация пользователя в данном случае происходит по зашифрованной в карте электронной подписи.

Андрей Бородин добавляет: "В соответствии с действующим законодательством, обеспечение защиты персональных данных пользователя возлагается на оператора информационной системы, обрабатывающей персональные данные. В автономном округе проводятся все необходимые мероприятия по обеспечению информационной безопасности и внедряются программно-аппаратные комплексы, в установленном порядке прошедшие сертификацию. Что касается защиты от хакерских атак, то это — одно из обязательных условий при создании подобных систем, и в данном случае требования к защите информации предъявляются самые жесткие".

Проект по оказанию электронных услуг продолжает развиваться. Уже в 2012 году на базе социальной платежной карты "Югра" планируется организовать работу по выдаче жителям автономного округа Универсальной электронной карты в соответствии с Федеральным законом 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Исполнительными органами власти и органами местного самоуправления автономного округа будет вестись работа по увеличению количества государственных и муниципальных "электронных услуг", которые можно будет получить с использованием единого портала.

Конечно, пока не любая справка, как указано в заголовке к статье, может быть доставлена на дом посредством электронной почты. Но к этому надо стремиться. Так не хочется в очередь. Почему-то именно с ней у многих ассоциируется понятие "прошлое".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру