Мощности сургутского ЗСК возрастут кратно

Газпром переработка увеличивает производительность завода

Главным достижением 2011 года в ООО "Газпром переработка" считают принятую программу реконструкции и технического перевооружения перерабатывающих мощностей Газпрома в целом. Этот документ, рассчитанный на ближайшие пять лет, предусматривает колоссальные вложения — порядка 75 млрд рублей. В Газпром переработке эту сумму сдержанно называют "хорошей", отмечая, что намеченные огромные планы сбудутся если не в заявленные пять лет, то в течение шести — точно.

Газпром переработка увеличивает производительность завода

Принцип домино

По большому счету, необходимость реконструкций и технического перевооружения — жизненная необходимость. Ее можно выразить двумя словами — качество и количество. То есть сегодня требуется продукция более высокого качества в большем количестве. При этом должны быть обеспечены надежность и безопасность производства. И на всё про всё правительством назначены сроки. Вот такой ребус. Но газовики уверены — задача решаема. Послушаешь их, так все легко и просто. На деле — огромный, титанический труд.

Объемы продукции обеспечивает нашим газовикам "Заполярка" — месторождение дает дополнительный газ. А дальше — по принципу домино.
Увеличивается добыча газа — нужно больше перерабатывать. Становится больше переработанной продукции — возросшие объемы необходимо транспортировать. Кроме того, в сторону ужесточения меняются и технические требования, они направлены на обеспечение надежности и безопасности производства.

— Приведение действующих мощностей завода подготовки конденсата к транспортировке (ЗПТК) в Уренгое и Сургутского завода стабилизации конденсата (ЗСК) к выдвигаемым техническим требованиям — обширная программа, — отметил генеральный директор ООО "Газпром переработка" Юрий Важенин. — Идет серьезное проектирование. Программа на ближайшие годы будет стоить около 20 млрд рублей".

Не исключено, что будет принято решение об объединении перерабатывающих мощностей. Имеются в виду Сургутский ЗСК и перерабатывающие мощности Астраханского и Оренбургского комплексов. На выездном заседании правления Газпрома в Сургуте было принято решение проработать этот вопрос. В настоящий момент готовится финансово-экономическое обоснование, в "большом" Газпроме взвешивают плюсы и минусы, так что месяца через два-три будет ясно, жизнеспособна идея или нет.

Но вернемся на Сургутский ЗСК. В ближайшие годы ООО "Газпром переработка" планирует в полтора раза увеличить объемы переработки конденсата. Но если первоначально это увеличение планировали в 2012 году, то теперь сроки сдвинули до 2014-го. "Сдвижка на полтора года произошла в связи с кризисом", — пояснил Юрий Иванович.

Зато введенный в апреле этого года конденсатопровод Заполярье — Уренгой дополнительно подает сырье в объеме 1,5 млн тонн. Руководство Газпром переработки с гордостью называет его "почти уникальным". Это трубопровод с рабочим давлением 100 кг, при строительстве которого пришлось преодолеть массу естественных преград: реки, ручьи, болота. Сейчас идет работа по пуску второй очереди трубопровода. Она нужна прежде всего для более надежного энергообеспечения и более качественного замера подаваемого сырья.

Проектная производительность Сургутского ЗСК, отметившего 25-летие, — 8 млн тонн сырья в год. Сейчас уже необходимо 12 млн тонн. "Идет проектирование, — заметил Юрий Важенин. — В следующем году приступаем к строительству восьмой и девятой "ниток" по установкам стабилизации" . Появление еще двух "ниток" как раз позволит выйти на запланированный объем производства.

— "Нитка" — это совокупность колонного, теплообменного, насосного оборудования и печь, — объяснил ведущий инженер технического отдела Сургутского ЗСК Андрей Миронов. — Производительность одной "нитки" равна 1 млн 115 тысячам тонн в год. Таким образом, 8 млн тонн сырья перерабатывают 7 имеющихся на заводе "ниток". При появлении еще двух "ниток" завод сможет перерабатывать необходимые 12 млн тонн.

В настоящий момент разработана рабочая документация, размещены заказы на основное оборудование. Строительство начнут в 2012 году, окончание — 2013 год. В далекой перспективе завод ожидает проектирование и строительство 10-й и 11-й "ниток". И это неизбежно — планы по развитию Западной Сибири включают существенным звеном Сургутский ЗСК.

Итак, сырья стало больше. Значит, надо развивать отгрузку. На ЗСК в этом году введут в строй две эстакады — налива топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 и слива метилтретбутилового эфира (МТБЭ). Эти эстакады позволят отгружать продукцию прямо в железнодорожные цистерны.

— Мы сделаем в этом году установку на 2 млн тонн по отгрузке газового конденсата, — поделился Юрий Важенин. — Запустить ее планируем в первой половине следующего года. Ранее мы ценное химическое сырье сдавали прямо в трубу по цене нефти. После ввода установки мы сможем отправлять его в железнодорожные цистерны со своей действующей эстакады. Эстакада позволит нам почти все объемы конденсата отгружать железнодорожным транспортом.

Как качеству успеть за количеством

Кроме новых "ниток" и строительства эстакад, на Сургутском ЗСК предусмотрен ввод дополнительных мощностей и новых технологических процессов. Это три установки: утилизации низконапорных сбросных газов, изомеризации легкой бензиновой фракции и очистки пропановой фракции от метанола. Каждая из них, со своей стороны, будет решать задачу улучшения качества выпускаемой продукции.

Установка утилизации будет ведена в 2012 году. Основной ее функционал — решение проблемы утилизации сбросного газа, очень схожего с нефтяным попутным. Сжигание, применявшееся ранее, утратило актуальность, сегодня значительная часть сбросного газа используется в качестве топливного газа для собственных технологических нужд. Более привлекательное для ЗСК направление — переработка газов и получение сырья для нефтехимических производств. Для этого и предназначена установка, причем она позволит полностью переработать сбросные газы завода. "Установку по утилизации газов со столь коротким сроком окупаемости вряд ли где еще можно найти, — отметил Юрий Важенин. — Срок ее окупаемости составит максимум 2 года. Самый оптимистичный вариант — 14-15 месяцев.

Установка изомеризации станет первой в Западной Сибири. Это гордость сургутских газовиков. Строить ее начнут в 2013 году, запланированная мощность — 350 тысяч тонн в год по сырью. Ввод этой установки, по словам директора Сургутского ЗСК Петра Воронина, позволит выпускать моторные топлива, соответствующие требованиям класса 5 технического регламента (то есть аналоги Евро-5) в сроки, установленные правительством РФ, с наименьшими затратами. С 1 января 2016 года Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину" обязывает производителей начать производство автомобильных бензинов, соответствующих классу 5. Установка изомеризации поможет довести бензины до требуемых параметров. Стоимость только этой одной установки — 100 млн евро. Инвестиции предусмотрены программой "большого" Газпрома.

Установка очистки пропановой фракции также включена в "Комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов переработки газа и жидких углеводородов на 2011-2015 годы". Планируемый ввод в эксплутацию — 2013 год. Как говорят сотрудники завода — введем эти три установки, и перейдем с высокого уровня на еще более высокий.

Опережая регламент

Сургутский ЗСК уже три месяца выпускает дизельное топливо класса 5, опережая закрепленные правительством РФ сроки. До 31 декабря 2015 года производители могут выпускать топливо класса 4, но на заводе решили, что ждать не будут. С сентября завод перешел на 100-процентный выпуск дизельного топлива класса 5.

Счастливо сошлись несколько факторов: наличие технической возможности, небольшие затраты для перехода на топливо класса 5, желание повысить качество продукции и забота об экологии и, наконец, собственном престиже.

Что такое топливо высокого экологического стандарта? Один из основных показателей — содержание серы. Чем меньше серы в топливе — тем меньше вредных выбросов в окружающую среду. Сера — канцероген. Если учесть, что 93% выпускаемого заводом топлива остается в ХМАО, ЯНАО и на юге Тюменской области, можно предположить, как выигрывает природа. Причем рынок сбалансирован, при увеличении производительности завода пропорции реализации останутся прежними.

— В нашем топливе в 200 раз меньше серы, чем производится на мелких заводах, — "на пальцах" объясняет Юрий Важенин. — В России около 200 мини-заводов. Это, по сути, "самовары". Подогрели сырье — фракцию сняли как сливки. Но если в этом сырье, что шло на переработку, содержались вредные вещества, та же сера, они так и остаются в топливе. Чтобы от них избавиться, нужны серьезные затраты. Поэтому качественное топливо рентабельно производить при объемах не менее 6 млн тонн.

При этом сера, растворяясь в водных парах, образует серную кислоту. Та, в свою очередь, разрушает детали двигателя. При попадании серной кислоты в моторное масло снижается его вязкость, масло "разжижается", соответственно, это негативно сказывается на работе двигателя, а масло чаще требует замены. Дизельное топливо Сургутского ЗСК отличается низким содержанием серы, не превышающим 10 мг/кг.

— Мы не понесли существенных затрат при переходе на класс 5 топлива, — говорит Петр Воронин. — На заводе все построено было раньше — на перспективу. Например, мы вовлекли в производство незадействованный реакторный блок. Единственные затраты — на катализатор.

Катализатор отечественного производства чрезвычайно похож на пшено — мелкие крупинки желтоватого цвета. Его загружают прямо в реакторный блок, и благодаря ему меняется химический состав сырья. С одной стороны, стоит он недешево. С другой, — затраты абсолютно оправданы.

Что касается перехода на выпуск бензина более высокого экологического класса, то здесь ситуация сложнее.

— Потенциально у нас есть возможность перейти на выпуск бензина класса 4, что соответствует Евро-4, — сообщил Юрий Важенин. — Но при переходе на Евро-4 нас ожидают серьезные затраты. Государство стимулирует производителя: чем выше качество топлива, тем ниже акциз. Но "акцизные" не перекрывают дополнительных затрат. В начале следующего года мы будем производить Евро-3. Это нормальное, качественное топливо. Дальше — посмотрим. Время есть.

Кто на новенького?

Новые установки, современные технологии — у газовиков появляются вакантные рабочие места.

— Да, у нас появятся новые рабочие места, — подтвердил Петр Воронин. — Ближайшая перспектива — пуск установки утилизации низконапорных газов. Заводу потребуются операторы, машинисты. Мы набираем под эту установку кадры, 50% уже приняли. Следующая установка — изомеризации — еще одна перспектива, но это уже 2014-2015 годы. На новые рабочие места будем привлекать узких специалистов. Но зависимость не линейная: увеличение производственных мощностей в два раза повлечет увеличение персонала процентов на 10.

— Кстати, административный персонал количественно тоже не увеличится, — отметил заместитель генерального директора ООО "Газпром переработка" Алексей Хайханов. — Производство высокотехнологичное, управленцев лишних не надо.

Остается только добавить, что грядущему увеличению объемов выработки на Сургутском ЗСК радуются все, включая руководство. Этот феномен в ООО "Газпром переработка" объясняют просто: это интересная работа, и она им нравится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру