Несоответствие уровня сети дорог уровню автомобилизации и спросу на автоперевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости передвижения, продолжительным простоям транспорта, высокой аварийности. На решение этих проблем нацелена окружная целевая программа развития транспортной системы Югры в 2011-2013 годах.
Автомобильных дорог в округе, действительно, недостаточно. Если сравнить со средним показателем по России, их густота в ХМАО в 7,2 раза меньше. До сих пор не все населенные пункты связаны трассами круглогодичного действия, их отсутствие вынуждены восполнять устройством зимников и ледовых переправ. Конечно, такие сезонные трассы помогают решать транспортные проблемы, но всем понятно, что облик современной Югры они не улучшают, а значит, должны постепенно исчезнуть. Окружные власти целенаправленно выделяют средства на строительство, ремонт и содержание не только магистральных, но и местных дорог, ведь развитая инфраструктура — это вложения в будущее территории.
…Мортка. Еще полвека назад не было этого поселка на карте Кондинского района. Только леса, да болота, да тихая лесная речка с мансийским названием Мортка. В переводе на русский это означает «гиблое место», но сами жители поселка не согласны с таким переводом, утверждают, что он неверный, а каков настоящий, не знают, но точно не столь мрачный.
— Жители Мортки вообще с трепетом и настоящей любовью относятся ко всему, что связано с их поселком, особенно старшее поколение, — утверждает глава городского поселения Мортка Кондинского района Рудольф Луканин. — Еще бы, ведь он весь — творение их рук! И наверняка не раз родители рассказывали детям и внукам, как все начиналось в далеком 1966 году. Другой век, другая жизнь! Тогда Страна Советов с энтузиазмом осваивала все новые и новые свои территории. Не стал исключением и наш глухой сибирский край, богатый лесом.
Сегодня будущее этого поселка связывают со строительством новой автодороги, которая не только свяжет два региона — Югру и Тюменскую область с выходом на Свердловскую область, но и даст новые рабочие места. Это в том числе и сервисные услуги. По словам начальника участка СУ № 967 Алексея Налобина, автодорога — жизненно важная магистраль. Об этом и жители поселка, и власти Югры, и хозяйственники говорят уже давно. Трассу начали прокладывать еще в 2005-м. Но потом отложили строительство на несколько лет. В прошлом году окружное правительство активизировало эту работу. Дорога пройдет по территории Тюменского, Нижнетавдинского, Тобольского и Кондинского районов. Эта трасса третьей категории, то есть будет по одной полосе в каждом направлении, с обустроенными обочинами.
Длина дороги Тюмень — Нижняя Тавда — Мортка — Междуреченский — около 343 км, пропускная способность — до пяти тысяч автомашин в сутки. На завершение строительства из окружного бюджета поступило два миллиарда рублей. Со стороны Тюменской области до границ с Югрой произведена отсыпка трассы до деревни Кусургуля, построен мост через главную преграду — реку Тавду.
Объект, на котором сегодня трудятся рабочие СУ-967, кратко называется «Тынкуль — Мортка», а полное название, в соответствии с рабочим проектом, звучит так — «Строительство автомобильной дороги г. Тюмень — пос. Нижняя Тавда — пос. Междуреченский — г. Урай — г. Нягань — пос. Приобье на участке г. Тюмень — пос. Нижняя Тавда — пос. Междуреченский. II очередь строительства. IХ пусковой комплекс. Тынкуль — Мортка». Протяженность участка составляет 30,4 км. Отметим, что от производственной базы СУ-967, расположенной в г. Ханты-Мансийске, участок строящейся дороги «Тынкуль — Мортка» удален на 600 километров, что создает дополнительные трудности в части доставки рабочих, техники, строительных материалов.
Рабочим проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию трех пусковых комплексов, но работы в настоящее время ведутся только на одном из них, поскольку решения о дальнейшем строительстве объекта пока не приняты (не проведены торги).
— Жителям Кондинского района новая дорога позволит сэкономить время и деньги, — говорит начальник участка СУ-967 Алексей Налобин. — Сейчас на то, чтобы добраться из Приобья в Тюмень, уходят почти сутки. Новая дорога свяжет эти два населенных пункта практически по прямой, а значит, сократит путь в четыре раза.
— Природные условия Западной Сибири предъявляют специфические требования к технологии и организации строительства возведения земляного полотна на болотах, — подчеркивает директор СУ-967 В.В. Гирин, — поэтому сооружение земляного полотна производили в основном в зимнее время, так как проехать к месту производства работ возможно было только по автозимникам. Кругом болота. Каждый отрезок твердого полотна приходилось практически отвоевывать у природы.
— Болота, конечно, в нашей работе не помощники, — как будто продолжает мысль директора СУ геодезист Михаил Хальзов. — Приходится делать большие выторфовки, то есть болото выбирать до минерального дна и производить замену несущим грунтом.
…На отрезке новой трассы в районе Мортки сейчас идет активный производственный процесс. Работают экскаваторы — ровняют откосы. Завозится щебень, торф. Геодезисты выверяют будущую магистраль.
Сегодня работники СУ-967 ведут подготовку к летнему сезону. Как рассказал директор СУ-967 В.В. Гирин, в марте началось перебазирование АСУ «Майлмейкер-160» из поселка Куть-Ях Нефтеюганского района в поселок Мортка для выпуска и устройства асфальтобетонного покрытия. В настоящее время на объекте собственными силами проводится монтаж завода. В этом процессе задействованы работники дорожно-строительного участка № 3, отдела главного энергетика и технической службы. Подготовлена площадка под инертные материалы (щебень), линия электропередачи ВЛ 10кВ и трансформаторная подстанция. Сложно представить, как много всего необходимо предпринять, чтобы построить участок дороги протяженностью чуть более 30 километров.
Новые экономические условия диктуют и политику развития строительных компаний. Необходимо быть конкурентоспособными, востребованными. По мысли В.В. Гирина, для этого нужен не только высокий технический потенциал, но и качественные кадры, инженерно-технические работники, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, знаниями, инженерным мышлением, умеющие руководить людьми, управлять процессами. Причем такие кадры нужны как в офисе, так и на производстве, на всех его уровнях. Таких специалистов здесь стараются привлекать и сохранять. Алексей Налобин рассказал, как Владимир Геринг в 2000 году привел на участок своего сына Анатолия. Сегодня это высокопрофессиональный экскаваторщик, передовик производства.
— Сегодня мы — современное строительное управление, которое готово выполнять работы любой степени сложности, в любых климатических условиях, дислоцировать ресурсы на любые расстояния, — рассказывает директор строительного управления № 967, входящего в холдинг ОАО «ДСК «АВТОБАН», Валентин Гирин. — Для этого мы имеем и кадры, и технику, и производственный потенциал, и опыт. Наша техника — современная, импортная, высокопроизводительная, качественно обеспечивающая весь комплекс работ. В целом годовая программа СУ-967 составляет около полутора миллиардов рублей, из них почти все — собственными силами. Я бы назвал эту цифру средней для нашего управления. Мы можем больше. Для выполнения стратегических задач, которые ставит перед нами управляющая компания, необходимо практически удвоение этой цифры.
СУ-967 ежегодно вводит в эксплуатацию более 30 км автомобильных дорог. Начальник участка Алексей Налобин разворачивает карту округа. Проводит ручкой по пунктирной линии, которая от Мортки уходит к границе с Тюменской областью. Объясняет очередность строительных работ, рассказывает о том, что уже сделано, что предстоит сделать.
— Щебень начал оттаивать, вот и неважное сцепление, — поясняет начальник участка, — а дорогу мы специально не очищаем от снега, чтобы люди не ездили и не разбивали полотно.
Оказывается, недалеко от трассы проходит зимник, соединяющий Кондинский район с Тюменской областью. В одном месте она практически соприкасается со строящейся дорогой. Вот водители, особенно внедорожников, и приноровились на этом стыке выезжать на строящийся участок и уже в более комфортных условиях добираться до своего пункта назначения. Пока движение на отсыпанном участке дороги для автотранспорта закрыто. Полотну необходимо простоять полгода, чтобы процесс усадки прошел равномерно, в соответствии с технологическим процессом. Полностью «одеть» новую трассу в асфальт дорожники обещают в течение двух лет.
— Вообще, мы трудимся в соответствии с планом, — подытоживает наш разговор директор СУ-967 В.В. Гирин. — Проблем с финансированием нет. Только в прошлом году из окружной казны на эту важную магистраль выделили 600 миллионов рублей. В 2013 году будем производить обустройство дороги и устройство барьерного ограждения. В текущем — запланировано устройство нижнего слоя асфальтобетонного покрытия и укрепление щебнем обочин. Строительство данной автомобильной дороги имеет огромное значение как для Югры, так и для Тюменской области. Ввод данного объекта позволит в будущем выйти на Свердловскую область и даст серьезный толчок к дальнейшему развитию округа, а мы в свою очередь приложим все усилия, чтобы все запланированные работы были выполнены в срок и с хорошим качеством.
…Сквозь снежную пургу мы подъезжаем к границе строительного участка трассы. Крутой обрыв и дальше — только просека шириной три-четыре метра. Небольшой лесной «подросток», болотные растения, которые предстоит еще вырубить, затем проложить профиль дороги, сделать выторфовку, в общем, выполнить все необходимые подготовительные земляные работы, чтобы соединить Югру и Тюменскую область надежной автодорогой.