Талакан: место рождения аэропорта

В 1968 г. руководство страны поставило задачу по обеспечению силами авиации работ по разведке и обустройству месторождений на севере Тюменской области. Построенный в кратчайшие сроки новый Сургутский аэропорт в 1970 г. стал принимать самолеты всех имевшихся в то время типов.

Начало работы Талаканского аэропорта, по оценке Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) РФ, было названо значительным событием в истории новейшей отечественной авиации. Впервые в современной России проект комплекса аэропорта выполнен на всех этапах: от нулевого цикла — до ввода в эксплуатацию. Заказчиком и вместе с тем генеральным подрядчиком строительства является ОАО «Сургутнефтегаз». 

В 1968 г. руководство страны поставило задачу по обеспечению силами авиации работ по разведке и обустройству месторождений на севере Тюменской области. Построенный в кратчайшие сроки новый Сургутский аэропорт в 1970 г. стал принимать самолеты всех имевшихся в то время типов.

Принято решение

Насущность аэропорта на Талаканском месторождении, которое является плацдармом для освоения всех участков компании в регионе, безусловна. Сегодня на территории Якутии трудятся 9 тыс. работников ОАО «Сургутнефтегаз», добыча нефти достигла 6,5 млн тонн.

— Идея строительства аэропорта возникла, как только акционерное общество приступило к деятельности на Талаканском месторождении, — говорит заместитель генерального директора — начальник управления технологического транспорта, спецтехники и автомобильных дорог (УТТСТиАД) ОАО «Сургутнефтегаз» Сергей Савин. — Перевезти работников в удаленный от развитых территорий регион можно только авиационным транспортом. Ближайший к Талакану аэропорт, способный принимать самолеты большого класса, — это «Мирный», расположенный в 350 км от месторождения. Затраты на вертолетные перевозки Мирный-Талакан и авиарейсы Сургут-Мирный протяженностью свыше 2 тыс. км были сопоставимы. Компания, к тому же, терпела косвенные убытки от снижения работоспособности персонала после длительного и неудобного переезда.

Координируя работу огромного транспортного комплекса компании и неся ответственность за обеспечение всех видов перевозок, в том числе авиационных, специалисты УТТСТиАД ОАО «Сургут­нефтегаз» приняли непосредственное участие в строительстве аэропорта, начиная от подготовки технических заданий на сам объект и заканчивая закупкой технологического, навигационного оборудования, спецтехники и строительных материалов.

— Формирование мощного нефтегазового комплекса в Республике Саха (Якутия) является частью федеральной программы развития восточных регионов, — отметил Сергей Савин. — Безусловно, развитие промышленного сектора и социальной сферы — тесно взаимосвязанные задачи. Решение о строительстве аэропорта в Якутии принято руководством акционерного общества с учетом основополагающего принципа ОАО «Сургутнефтегаз» о том, что невозможно благополучно расширять производство, не вкладывая в общественно значимые проекты. Это правило соблюдается во всех регионах присутствия компании. Аэропорт «Талакан» послужит не только оптимизации производственных процессов предприятия, но и сыграет важную роль в повышении инвестиционной привлекательности республики, будет способствовать активизации экономического роста региона.

Реконструкция аэропорта в пос. Витим Ленского района из-за большого перепада высот в той местности не позволила бы обеспечить условий для обслуживания воздушных судов типа Ту-154. Доставку своих работников самолетами Ан-24 в поселок, находящийся в 110 км от Талакана, Сургутнефтегаз посчитал неудобной и невыгодной для себя, поэтому определил место строительства аэропорта в непосредственной близости от месторождения.

Грандиозный проект

Руководство рабочей группы, координирующей процесс строительства аэропорта, для решения задачи подобрало оптимальный состав специалистов, представлявших различные направления деятельности компании. Из многочисленной группы троим было поручено наиболее скрупулезно изучить все детали уникального проекта и впоследствии тщательно контролировать его выполнение. Кураторами проектирования и строительства аэропорта были назначены: главный инженер проекта Олег Кондрашкин (СургутНИПИнефть), главный инженер НГДУ «Талаканнефть» Виталий Быков и ведущий инженер — руководитель группы по капитальному ремонту и строительству объектов транспортных подразделений акционерного общества Сергей Батраченко.

Проект определяет структуру аэропорта на основании всех требований, правил, нормативных документов, которые существуют в авиации для обеспечения безопасных полетов. Инновационные системы нового объекта не имеют аналогов в большинстве аэропортов страны и мира. В частности, здесь использованы аэродромный обзорный радиолокатор с автоматическим радиопеленгатором, приводная радиостанция с маркерным радиомаяком, инструментальная система посадки, радиомаячная система, абонентская земная станция спутниковой связи и оборудование авиационной электросвязи.

Перрон включает в себя стоянку на пять самолетов и вертолетную площадку на 10 мест стоянки. Ангар вмещает два самолета типа Ан-24. Служебно-пассажирское здание рассчитано на пропуск 200 пассажиров в час. В комплексе предусмотрен склад ГСМ вместимостью 600 куб. метров для  хранения запаса авиатоплива. Современной техникой оснащена аварийно-спасательная служба.

Взлетно-посадочная полоса, словно живой организм, не является простым бетонным монолитом. Технология предусматривает наличие в ней сложной системы сбора стоков, слива, канализации, откосов, светосигнальной системы, укрепленных обочин.

— Масштаб строительства объектов ОАО «Сургутнефтегаз» в Восточной Сибири колоссален, — говорит Сергей Батраченко. — Крупнейший в мире речной порт — «Осетровский» (в г. Усть-Куте на р. Лена) со времен БАМа не видел таких больших объемов грузов, перевозка которых потребовалась нашей компании для освоения месторождений региона, обеспечения темпов строительства и запланированного уровня нефтедобычи.

— Многие удивляются, как смог Сургутнефтегаз за короткий срок построить аэропорт?! — отмечает Сергей Савин. — Честь и хвала нашим строителям, благодаря которым удалось решить эту грандиозную по масштабам и смелости задачу!

Выше ожиданий

Особенности региона пока мало изучены. Для обеспечения способности полосы выдерживать большие точечные нагрузки воздушных судов необходима стабилизация грунтов. В местности возможного образования вечной мерзлоты особого внимания требовала система водоотвода. Каждый этап требовал основательной подготовки, выработки единственно верного инженерного решения. Новое — хорошо забытое старое. Предусмотренные строительными нормами и правилами 1980-х годов бетонные конструкции в сочетании с новыми водоотводами составили единую систему, идеально подходящую для суровых условий Севера.

Подробное изучение многих авиационных правил, в т.ч. инструкции по пилотированию, позволило специалистам Сургутнефтегаза всей душей «влиться в проект», подготовить по нему правильные решения. Ведь строителю аэродрома надлежит знать наверняка, чем заняты мысли пилота, выполняющего посадку воздушного судна, что отображается на приборах самолета, что фиксирует оборудование на земле.

— Минимально необходимый подбор навигационного оборудования в аэропорту «Талакан» сегодня решает максимум задач круглогодичного аэродромного обслуживания в разных метеорологических условиях, — рассказывает Сергей Батраченко. — Этот результат достигнут Сургутнефтегазом при активном взаимодействии с региональным филиалом Госкорпорации по ОрВД (особая благодарность — Евгению Мельнику). Навигационное оборудование подобрано нами при участии концерна «Алмаз-Антей». Значительный вклад внес Руслан Субханкулов, специалист научно-технического центра концерна.

Результат превзошел ожидания: аэропорт «Талакан» получил инструментальную систему посадки, соответствующую первой категории по классификации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Это много значит для некрупного объекта воздушного транспорта с небольшой интенсивностью полетов. Командиры воздушных судов оценили возможности аэродромного обслуживания нового аэропорта, сравнивают его с европейскими аналогами.

Представители ОАО «Сургутнефтегаз» заметили, что специалисты инженерных и интеллектуальных систем работали на технологически сложном авиационном объекте с интересом, «огоньком» и ревностью к делу. Идея нового Якутского аэропорта увлекла многих. Большую помощь компании в подготовке всех документов оказал заместитель генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД» Сергей Погребнов.

В итоге создан объект, соответствующий международному классу. Применена новая для России система организации воздушного движения — «полетно-информационное обслуживание». Диспетчер-информатор на Талакане не управляет полетами, а только выдает информацию по запросу командира воздушного судна. В автоматическом режиме обеспечен обмен данными с управлением Госкорпорации по ОрВД в Иркутске, отвечающим за организацию воздушного движения.

Воплощенная идея

Благодаря специалистам СМТ-1, НГДУ «Талаканнефть», треста «Сургутнефтедорстройремонт» выполнен огромный объем бетонирования ВПП в объеме 217 тыс. кв. метров. Обеспечена высокоточная привязка объекта по системе координат. Достигнуто высокое качество ровности полосы.

Позади все согласования и проверки, предшествующие вводу аэропорта в эксплуатацию. Необходимые разрешения получены. В частности, для обеспечения видов деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Аэропорт Сургут» потребовалось около 30 сертификатов. Аэропорт может принимать воздушные суда типа Ту-154, «Boeing» 737 и «Airbus» А319 и А320, а также вертолеты и самолеты классом ниже. Представители ФАВТ теперь называют специалистов нефтяной компании, построившей аэропорт, своими коллегами, поздравляют с Днем гражданской авиации. Хотя и раньше освоившие специальную терминологию инженеры Сургутнефтегаза быстро находили общий язык с авиаторами.

Нет ничего дороже идеи, воплощенной в жизнь. За полтора месяца благодаря возможностям уникального аэропорта осуществлена перевозка более 10 тыс. человек. Выполняются рейсы Ту-154 из Сургута, Ан-24 — из Усть-Кута, Мирного и Ленска. План на 2013 г. предусматривает авиаперевозку через Талакан 102 тыс. человек. Побывали в новом аэропорту в качестве пассажиров и местные жители.

— Надо было видеть лица пассажиров первого рейса! — делится радостью Сергей Савин. — С декабря не было ни единой задержки рейсов! Перевозка от Сургута до Талакана занимала в среднем 9 часов, сейчас — менее трех. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру