Про Биг Бен и говорящий глобус

Елена Сазонова из посёлка Нижнесортымский Сургутского района победила в престижном окружном конкурсе

 Вряд ли уроженка Ишима Елена Сазонова могла предполагать, что ее жизнь будет связана с далеким северным поселком Нижнесортымский, что в Сургутском районе Югры. И педагогом дополнительного образования в детском саду она себя не видела. В самом деле, что делать в детском дошкольном учреждении преподавателю английского и немецкого языков, окончившему институт с красным дипломом?

 

Елена Сазонова из посёлка Нижнесортымский Сургутского района победила в престижном окружном конкурсе

 Однако обо всем по порядку. Елена — прирожденный учитель. В детстве поучала и исправляла даже родную бабушку. Впоследствии это стало ее характерной чертой. Сейчас Сазонова отмечает дефекты речи у телевизионных ведущих и делает замечания, обнаруживая ошибки в переписке в социальных сетях, за что заслужила прозвище «училка». Впрочем, в Интернете сформировалась своя субкультура, и даже профессиональные филологи уже не считают зазорным использовать специфические сокращения и пропускать знаки препинания при письме. «Мы растем технологически, но духовно падаем обратно пропорционально техническому прогрессу», — констатирует Елена Леонидовна.

В старших классах она всерьез увлеклась английским языком и решила непременно освоить его — хоть на педагогическом факультете, хоть на переводческом. Поступила на факультет иностранных языков Ишимского пединститута. В качестве второго языка выбрала немецкий: сказалось то, что этот язык изучали родители, и именно его выбрали все ее сокурсники в качестве второго иностранного. Поначалу была мысль после первого курса перейти на переводческий факультет в Тюмень, но затянула педагогика. В общем, любовь к языку до педагогики довела, о чем по прошествии лет Сазонова нисколько не жалеет. Работа преподавателя оказалась интересной.

По окончании alma mater Елена Леонидовна вышла замуж, родила ребенка и перебралась с мужем на Север. Ее избранник тоже родом из Ишима, и первое время работал в Нижнесортымском по вахтовому методу. Потом супруги перебрались в поселок на постоянное жительство. Беззаботная студенческая жизнь закончилась, и Сазонова оказалась в небольшом рабочем поселке. Родственники и друзья остались где-то там, в прежней жизни. Вдобавок из-за дефицита мест в детском саду пришлось несколько лет просидеть с дочерью дома. «Состояние было — хоть волком вой, или возвращайся обратно», — вспоминает наша героиня.

Ситуация изменилась, когда Елена Леонидовна вышла на работу. Работа в детском саду была единст­венной возможностью устроить туда ребенка. Ей предложили ставку педагога дополнительного образования именно по языковому направлению, что ее безумно обрадовало.

Дело здесь в том, что детский сад «Северное сияние» — не простой, а «обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию». И Елена Леонидовна с иностранными языками оказалась в нем как нельзя кстати. Хотя она признает, что методику работы с дошколятами им в институте не преподавали, ее пришлось изучать дополнительно. Плюсом работы в детском саду оказалась короткая рабочая неделя — всего 18 часов, что оставляет массу свободного времени. Но это не единственное отличие ДДУ от школы, куда, кстати, Сазонову тоже приглашали.

Если школьная программа включает учебные предметы, то программа дошкольного образования — десять областей, среди которых «познание» и «коммуникация». В детском саду отсутствует обязательный образовательный стандарт по английскому языку, и педагог волен сам выбирать образовательную программу, творить и пробовать. Кому такая свобода не понравится?

Есть и другие особенности. Дошкольники больше увлекаются не самим предметом, а деятельностью, если заниматься ею с энтузиазмом. Причем без разницы, чем они заняты: лепят снежную бабу во дворе, или играют в речевую игру. Когда педагог подходит к делу с вдохновением, когда у него горят глаза, то и ребятишки занимаются с удовольствием. Если же преподаватель «потух», то и детям становится неинтересно.

Конкретный пример. Елена Леонидовна изучала со своими воспитанниками абстрактное понятие — «время». На занятие она принесла макеты лондонского Биг Бена и Спасской башни Московского Кремля (все указанные сооружения украшены циферблатами). В игровой комнате творился настоящий ажиотаж! Ребятишки подходили к макетам, трогали их, задавали вопросы, искали сходство и отличие. Конечно, понять, что время — это ресурс, который имеет ограничения, детям пока не дано, но пробудить их интерес к тому, что такое время, вполне возможно.

Еще одна особенность в том, что программа Сазоновой построена на знакомстве с иностранной культурой, сравнении ее с реалиями и обычаями нашей страны. Дошколята с трудом представляют себе внешний мир, и педагог начинает с определения того, в какой стране мы живем. Сказываются особенности многонационального состава Нижнесортымского: детский сад посещают и дети мигрантов, у которых понятие о России еще только формируется. Один воспитанник недавно даже заявил, что столица нашей Родины — Махачкала.

Культурный экскурс в чужую жизнь ребятишкам интересен. Вдобавок глобус у Елены Леонидовны интерактивный, «умеет» говорить по-английски. В рамках учебной программы проводился даже совместный проект с участием чернокожих ребятишек из американского города Хьюстона, что позволило югорским детям убедиться, что на английском языке действительно где-то говорят.

Если на уроках в школе идет большая ориентация на коммуникацию, то в детском саду даются лишь предпосылки к этому. Ребятишки учатся слушать, воспринимать чужую речь без языкового барьера, изучают базовые слова, понятия, выражения. В общем, формируется положительное отношение к иностранному языку. И если ребенку нравились такие занятия в детском саду, то он продолжает изучение языка и в дальнейшем, участвует в школьных олимпиадах. Или просто покидает стены ДДУ, имея хорошо поставленное произношение.

Единственным противопоказанием к изучению языка в столь раннем возрасте являются дефекты речи. Например, если в речи ребенка присутствуют так называемые межзубные звуки, которые для английского языка являются нормой, то в период становления правильного произношения изу­чение иностранного языка не рекомендуется. Поэтому при выборе направления дополнительного образования имеет смысл проконсультироваться у логопеда.

Сазонова отмечает, что если в первый год было много желающих изучать английский, то впоследствии родители к иностранному языку несколько охладели, поняв, что языковые занятия — это лишь одно из направлений развития ребенка. Такое же, как плетение бисера, поскольку вся работа с детьми в детском саду направлена на развитие личности. Благо, кроме иностранного языка ребятишкам в «Северном сиянии» предлагают хореографию, изобразительное искусство и много других занимательных кружков.

Дочь Сазоновой, Мария, тоже, кстати, изучает английский с дошкольного возраста. Девочка многое впитала, еще когда сидела с мамой дома. Подспорьем в учебе были мультфильмы, сказки на английском языке, речевые игры. По мнению Елены Леонидовны, у девочки отличное произношение, она все схватывает на лету, но не воспринимает маму как учителя, что характерно, в общем-то, для всех детей.

Елена Леонидовна признает честно, что, принимая участие в конкурсе «Педагог года Югры — 2013», не рассчитывала на победу даже на районном уровне. Всегда есть люди, которые лучше нас, и задача Сазоновой была намного скромнее: достойно выступить. Однако она победила и отправилась на окружной этап, в Ханты-Мансийск. Здесь ей понравилось все — и организация конкурса, и отношение к конкурсантам, и детский сад, где проводился конкурс.

В номинации «Воспитатель года» было 14 участников, среди которых Елена Леонидовна оказалась единст­венным педагогом дополнительного образования. В числе других претендентов было два учителя-логопеда, три музыканта, а остальные — воспитатели.

На первом этапе участник должен был защитить свой опыт работы либо свою программу. Сазонова решила защищать опыт работы по программе, поскольку опыт можно представить творчески, а программа имеет четкие рамки.

На втором этапе было занятие с детьми, на третьем — круглый стол по актуальным проблемам дошкольного образования. Финальный этап представлял собой занятие-импровизацию со взрослой аудиторией на предложенную тему.

Итогом стала победа в номинации «Воспитатель года Югры — 2013», что стало хорошим подарком к 90-летию Сургутского района, а также сертификат на 50 000 рублей, полученный от районной администрации. Деньги Елена Леонидовна планирует потратить на ремонт дома. А еще ее ждет участие во Всероссийском конкурсе, который пройдет в октябре. Конкретных планов на будущее Сазонова не строит, но в любом деле обещает добиваться наивысшего результата.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру