Заочно окончил ВГИК по специальности «Кинооператор». Возглавлял операторский цех телекомпании «СургутИнформТВ», участвовал практически во всех масштабных проектах местного телевидения.
В 2004 году Роман Саламатов возглавил ТРК «Север» — муниципальную компанию Сургутского района. За короткий период сумел вывести «Север» на уровень ведущих электронных СМИ региона и превратить его в медиа-холдинг, который уверенно чувствует себя среди конкурентов на рекламном рынке и уже отмечает юбилеи успешных медийных проектов. Накануне исполнилось пять лет со дня запуска радио «Серебряный дождь» в Сургуте. Чем не повод для разговора о перспективах компании и отрасли в целом? Роман Саламатов ответил на вопросы «МК»-Югра».
— В мае следующего года исполнится десять лет, как вы возглавляете ТРК «Север». Какие основные события произошли в жизни компании за прошедший период?
— Когда я пришел на должность директора, «Север» делал «врезки» своих программ в эфире каналов «Культура» и «Югра». Телесигнал еле покрывал Сургут и Белый Яр. Основное содержание новостей составляли городские события. По сути, районное ТВ в районе-то и не видели. Собственных вещательных лицензий и каналов у компании не было.
Первое, что мы начали делать, — разрабатывать частоты и оформлять лицензии. Администрация Сургутского района приступила к строительству сети спутникового телевидения, чтобы обеспечить доставку качественного телесигнала во все уголки района и таким образом создать на территории единое информационное пространство. Это стратегическое решение в 2004 году принял глава муниципалитета Дмитрий Макущенко. Сегодня мы обслуживаем сеть, включающую 13 передатчиков, вещаем на всю территорию Сургутского района в диапазоне выделенных нам частот. Сигналом со спутника накрываются даже такие отдаленные деревни, как Тайлаково или Таурова, находящиеся вблизи границы с Тюменской областью.
Помимо эфирно-спутникового телевидения, мы были пионерами среди местных компаний в области кабельного вещания. Эфирной частоты в городе у нас не было, а в 2007 году Мининформсвязи вовсе прекратило выдачу лицензий на аналоговое телевещание. Мы не стали ждать внедрения цифрового ТВ. Еще в 2005 году поверили в перспективу развития кабельного телевидения, в то, что оно придет в большинство домохозяйств города, и на этом можно будет зарабатывать, продавая рекламу. Сегодня мы вещаем в сетях практически всех операторов связи, работающих на местном рынке.
— Какие телеканалы являются вашими сетевыми партнерами?
— Мы сохранили сотрудничество с ОТРК «Югра»: в вечерних и утренних «окнах» ее эфира транслируются наши программы. Окружной телеканал адресован массовой аудитории, охватывает интересы разных возрастных и социальных групп. «Югра» выстраивает мостики между муниципалитетами автономного округа, дает представление о жизни наших соседей-земляков.
С 2005 года мы сотрудничаем с группой «СТС Медиа». Объективно это самый успешный телевизионный холдинг в России. Сначала мы запустили на своей частоте телеканал «Домашний». Он качественно очень вырос за последние годы. Все, что интересует женщин, находит отражение в программах и сериалах канала.
В 2009 году мы стали партнерами ДТВ, который два года спустя вошел в «СТС Медиа», был переформатирован и переименован в «Перец». Новое название дает представление о содержании: нечто остренькое, с перчинкой, подаваемое в легком, развлекательном формате. Ряд программ делается с помощью любительских видеоматериалов, снятых на мобильные телефоны или видеорегистраторы. «Перец» активно использует новые информационные технологии, некоторые программы из Интернета получают прописку в его эфире. Основу зрительской аудитории составляют мужчины в возрасте от 25 до 40 лет.
— С какого времени ТРК «Север» оправдывает слово «радио» в своем названии?
— С декабря 2008 года. В минувшую пятницу мы отметили пятилетие вещания в Сургуте радиостанции «Серебряный дождь». Весь день прямой эфир на всю страну вели ведущие из сургутской и московской студий, а вечером в ЦКиД «Камертон» мы отметили событие в компании наших сотрудников, друзей и партнеров. «Серебряный дождь» имеет в Сургуте устойчивую аудиторию — это интеллигентные, состоятельные люди, интересующиеся политикой и экономикой, являющиеся гурманами в области музыкальных вкусов. Этой публике по душе дискуссии на актуальные темы, ей нравится энциклопедическая образованность ведущих «Серебряного дождя», наличие у них собственного мнения по любому поводу.
— Планируется ли вывод на местный рынок других форматов радио?
— До конца этого года совместно с издательским домом «Победа» мы планируем запустить на эфирной частоте 90.3 ФМ «Дорожное радио». Это самая рейтинговая станция в стране среди слушателей в возрасте старше 25 лет. Вещая с радиотелевизионной станции «Белый Яр», мы планируем накрыть сигналом «Дорожного радио» основные федеральные автотрассы в Югре и несколько крупных городов и районов. В эфире этой станции всегда много российской музыки и новостей, актуальных для автомобилистов. Я думаю, многим будет интересен сервис, который позволяет предварительно заказывать песню по звонку в call-центр. Система автоматически формирует плей-лист музыкальной программы по заявкам радиослушателей.
— Считается, что глобальная сеть — это место спасения от надвигающегося цифрового телевидения, которое якобы уничтожит все местные станции. Вы согласны с этим? «Дружит» ли «Север» с Интернетом?
— Вспоминается фраза из фильма «Москва слезам не верит»: «Не будет ни книг, ни газет, ни театров, ни кино. А будет одно сплошное телевидение». Прогноз, как известно, не сбылся. Также и с «цифрой» сегодня. Пока ею пугают, народ на местах освоил альтернативные способы доставки контента конечному потребителю, и Интернет здесь на первом месте. Свой сайт tvsever.ru мы переформатировали в полноценный интернет-портал, который дает возможность удаленного просмотра наших программ на любом современном гаджете с любой известной операционной системой. Можно смотреть он-лайн, можно в записи, поисковая навигация позволяет легко найти материал в архиве.
Кроме того, мы пытаемся монетизировать сервисы на портале. Например, благодаря Сургутнефтегазбанку организовали услугу интернет-эквайринга, с помощью которой любой посетитель портала может по Интернету заказать и оплатить объявление «в бегущую строку» на наших телеканалах. Сейчас мы отслеживаем востребованность этого сервиса. Возможно, что таким способом мы будем продавать и остальную рекламу.
— Вы зарабатываете на рынке рекламы только медийными ресурсами?
— В 2012 году совместно с ТРЦ «Союз» мы вывели на рынок новый рекламный носитель — светодиодный экран площадью 40 кв. метров на фасаде здания торгово-развлекательного центра. Он находится в зоне одного из самых оживленных перекрестков в Сургуте. Ежедневно через этот участок автомагистрали, по данным ГИБДД, проезжает около 35 тысяч автомобилей. Практика уже доказала эффективность этого носителя. Многие наши клиенты размещают свою рекламу одновременно на ТВ, радио и светодиодном экране, пользуясь выгодой пакетных предложений.
— Будучи самостоятельным предприятием, которое живет по коммерческим законам медиа-рынка, ТРК «Север» продолжает активно сотрудничать с администрацией Сургутского района. На какой основе сейчас строятся ваши отношения?
— Они строятся на договорных условиях. Администрация ежегодно объявляет конкурс на создание тех или иных телепрограмм. Это открытые аукционы, в которых может принять участие любое предприятие нашего профиля. Естественно, мы участвуем и в случае победы заключаем муниципальный контракт сроком на один год. Последним договором было предусмотрено финансирование информационных программ «Новости Севера» и «Формула событий», а также проектов, посвященных 90-летию Сургутского района. Среди них — серия документальных фильмов «Знай наших!» о выдающихся земляках, вписавших свое имя в историю района, и цикл познавательных передач «Точка на карте» об историко-культурных и природных достопримечательностях — Барсовой горе, Музее Природы и Человека, Юганском заповеднике и других.
Наша документальная продукция — это фактически визуальные учебные пособия, которые можно использовать в просветительских целях в музеях, библиотеках, учреждениях образования. ТРК «Север» исполняет две важные социальные функции для жителей Сургутского района — информирование и просвещение.
— Какими вы видите ваши СМИ, скажем, через десять лет?
— Это слишком далекий горизонт планирования. Я вижу четкую перспективу до 2017 года с учетом имеющихся у нас вещательных лицензий и разрешений на использование частот. Ясно, как будут развиваться наши отношения с сетевыми партнерами, какие программы выпускать, в какую сторону двигаться в работе с рекламодателями. А дальше многое будет зависеть от того, какие изменения претерпит федеральное законодательство о телерадиовещании. 2017 год — революционный для отрасли: практически повсеместно телевидение в России должно перейти в цифровой формат. Сфера нашей деятельности очень сильно зависит от государственного регулирования. Нельзя исключить появления ограничений в Рунете, например, усложнения процедуры регистрации сайтов и т.п.
Что касается позиционирования на рынке, сегодня «Север» знают как компанию Сургутского района, и этот имидж для нас органичен. Вместе с тем мы должны быть готовы к любым политическим и экономическим переменам, поэтому намерены увеличивать количество и объем рыночных медиа-продуктов, адресованных предприятиям малого и среднего бизнеса. Потребительский рынок в нашем регионе продолжает расти, параллельно с ним растет рынок рекламы, значит, нам необходимо бороться там за место под солнцем.
КОРОТКО О ПРИСТРАСТИЯХ
— Если исключить программы ваших каналов, что вы смотрите по телевизору?
— Документалистику. Особенно историческую. Очень нравятся каналы 24.DOC, «Звезда». Как болельщик, конечно же, смотрю на «НТВ плюс» все, что связано с футболом.
— Самое яркое спортивное зрелище, за которым вы наблюдали с трибун?
— Чемпионат Европы по футболу 2012 года. Сначала матч Россия — Чехия, который наши выиграли — 4:1. Потом игра вничью с Польшей. Мы сидели в секторе польских болельщиков, что добавляло адреналина в крови. (смеется).
— На вашей странице в Facebook выложены фото, где вы запечатлены в компании с футбольными «звездами»: Халком, Тимощуком, Спаллетти… Кто следующий?
— Не знаю… Может быть, Фабио Капелло, которого я поприветствовал после матча Азербайджан — Россия в Баку. (улыбается).
— Любимый телепроект, в котором вы участвовали как творец или продюсер?
— Документальный фильм «Хозяин тайги»: было приятно работать в хорошей компании. Плюс — это память о нашем друге и наставнике Юрии Мингалеве. Да и фильм получился достойным. Как продюсер мечтал сделать кулинарное шоу. И это получилось. В гостях у программы «Время есть» побывало много известных людей, остроумных собеседников.
— Любимая телеведущая?
— Хороший вопрос, если учесть, что моя супруга — телеведущая Марина Севастьянова. Что, по-вашему, я должен ответить? (смеется).
— Знаете анекдот на профессиональную тему?
— Да, один как раз в продолжение предыдущего вопроса.
Встречаются два кинооператора, давно не виделись.
— Говорят, ты женился?
— Да!
— Она красивая?
— Ну, это как свет поставишь!