Энергичный, открытый, досконально знающий свое дело. Большую часть рабочего времени ветеран нефтегазодобычи проводит не в кабинете, а на месторождениях. Вот и в этот день он выехал по неотложным делам на одно из них. Именно с этого и началась наша встреча.
— Далеко ездили, Айяр Гусейнович?
— Сегодня был на площадке компрессорной станции Приобского месторождения. По четвергам мы проводим совещание по капитальному строительству наших объектов. В настоящее время выполняем программу по утилизации попутного нефтяного газа и к началу 2013 г. должны достичь показателя 95%. В настоящее время идет монтаж пяти вакуумных компрессоров на дожимных насосных станциях и одной большой компрессорной станции на площадке установки подготовки нефти (УПН) Приобского месторождения.
— Как вы пришли в профессию? Чем привлекла вас работа в нефтяной отрасли?
— Я родился и вырос в Имишлинском районе Азербайджана. Мой район назван в честь первооткрывателей нефти, которую начали добывать еще в 1860-х годах XIX века шахтным способом. Первопроходцами были братья Нобель. Рос я среди скважин, поэтому основы нефтяного дела знаю еще с детства, к тому же мой дядя был геологом, работал в Западной Сибири.
— Говоря о современных технологиях интенсификации нефтедобычи, модернизации процесса обустройства кустовых площадок, бурения скважин, что вы выделите?
— Если раньше «Газпромнефть-Хантос» разрабатывал три месторождения — Приобское, Зимнее и Пальяновское, то сейчас добавились еще два под Нижневартовском — Южное и Ореховское и одно в Сургутском районе — Южно-Киняминское. Это новый актив, и зимой мы приступаем к его разработке. Приобское месторождение было открыто в 1978 году. В то время современных технологий не было, добывали максимум 10-12 тонн в сутки из одной скважины. Поскольку это было нерентабельно, поисковую работу продолжили дальше на север.
Благодаря внедрению новых технологий в 2004 году компания вышла на Приобское месторождение, и сейчас это ключевой актив «Газпром нефти», занимающий почти 22,2% в структуре добычи компании. На Приобке идет разработка трех пластов одновременно, которые с применением гидравлического разрыва пласта дают в среднем около 50 тонн в сутки. Но при этом сама технология очень сложная, поскольку разработка трех разных объектов одновременно и закачка воды для поддержания пластового давления требуют индивидуального подхода. Но я уверен, что Приобское месторождение — одно из лучших в Западной Сибири. Оно находится в пойме Иртыша, и, чтобы начать разработку, компания выполняет целый ряд экологических требований. Мы освоили безамбарное бурение, которое позволяет значительно снизить объемы производственных отходов, внедряем самое лучшее оборудование, чтобы не допустить даже малейшего разлива нефти.
Геологически пласт Приобского месторождения характеризуется низкой проницаемостью: нефтяники не зря сравнивают его прочность с бетоном или гранитом, и отсюда низкая нефтеотдача. Поэтому мы внедряем различные способы, такие как многостадийный гидравлический разрыв пласта в горизонтальной скважине, чтобы создать в пласте больше зон дренирования и добиться большего эффекта.
— Какие передовые технологии для увеличения нефтедоотдачи сегодня применяются на предприятии «Газпромнефть-Хантос»?
— Наша компания использует мировой опыт по добыче нефти. «Газпромнефть-Хантос» активно внедряет в производство самые эффективные технологии и оборудование, которые используют международные нефтегазовые компании. Однако, несмотря на автоматизированное производство, добыча нефти — это беспрерывный процесс, целая система, которая должна работать 24 часа в сутки, невзирая на сложные погодные условия Западной Сибири или другие обстоятельства.
— Кадровая политика компании направлена на омоложение трудового коллектива или ставка делается все-таки на сплав молодости и опыта?
— Без привлечения молодых специалистов любое производство обречено, даже в семье надо готовить себе замену, причем замену достойную. И хотя костяк коллектива нашего предприятия составляют опытные специалисты, мы активно приглашаем практикантов из вузов Уфы, Казани, Тюмени, Омска. Первый год они проходят ознакомительную практику, в дальнейшем — в качестве операторов, третий год — преддипломная практика. После окончания вуза мы приглашаем молодых специалистов к себе.
Они уже знают наше производство, знают, кем будут трудиться, осознают всю сложность работы. В зависимости от уровня знаний полгода — год они набираются опыта, и затем идет подготовка по выбранной ими специальности. В течение 4-5 лет молодые сотрудники уже трудятся на производстве. У нас порядка 80% инженерно-технических работников составляет молодежь.
— Каким образом компания развивает профессиональные способности и навыки у сотрудников?
— Во-первых, проводится обучение новым технологиям в Москве, Санкт-Петербурге, Ноябрьске, Тюмени, Омске и других городах. Во-вторых, обучение также ведется на местах в формате тренингов. Кроме того, мы анализируем опыт других компаний. Так, например, мы плотно сотрудничаем с коллегами из компании «Салым Петролеум Девелопмент».
— «Газпромнефть-Хантос» вышел на новый уровень суточной нефтедобычи — более 34 тысяч тонн нефти в сутки. В этом году на предприятии планируется добыть более 12 миллионов тонн нефти, что превысит показатели прошлого года. За счет чего удается достигать поставленных задач?
— В первую очередь — желание работать. Последние пять лет «Газпромнефть-Хантос» регулярно выполняет и перевыполняет план по нефтедобыче. Проводится масса геологотехнических мероприятий для увеличения объемов добычи нефти. Прежде всего, это бурение новых скважин. В год в эксплуатацию вводится порядка 350 скважин. Кроме того, применяются экологически чистые и безопасные способы интенсификации нефтедобычи. На сегодняшний день уже получены хорошие результаты проведения многостадийного гидравлического разрыва пласта в горизонтальных скважинах, и до конца текущего года планируем начать разработку еще 8 скважин таким способом, в следующем году — около 40 скважин. Мы вовлекаем в разработку трудноизвлекаемые запасы, которые раньше считалась нерентабельными.
— 10 миллиардов тонн нефти, добытые в Югре, что это для вас? Впереди еще 10 миллиардов? Или через 20 лет — прощай, нефтяной край?
— Нет, прощаться с краем мы не будем. Объясню, почему. В начале разговора я говорил о добыче нефти в Азербайджане, начиная с 1860 года. Сегодня там добывают нефть даже в больших объемах, чем в советские времена. Кроме того, еще много месторождений не разведано. Наши технологии пока не позволяют заниматься пластами, которые находятся ниже глубины в 3000-3500 метров, так что впереди еще огромная работа с привлечением науки. Что касается 10-миллиардной тонны нефти, то это, безусловно, для меня событие, поскольку на протяжении 30 лет я непосредственно участвовал в добыче черного золота. Буду надеяться, что мне хватит сил и здоровья, чтобы этот показатель — 10 миллиардов тонн — только увеличивать. Я вас уверяю, что здесь, в Югре, нефть не закончится никогда.