Мал предприниматель, да дорог

В Югре прошли Дни предпринимательства

В период с 19 по 31 мая в Югре было проведено 140 мероприятий, приуроченных к профессиональному празднику представителей малого и среднего бизнеса, который отмечается 26 мая. В Ханты-Мансийском автономном округе заслуги предпринимателей в деле развития региона отмечают с 2003 года в рамках традиционного проекта «Дни предпринимательства в Югре». 

В Югре прошли Дни предпринимательства
Ольга Сидорова, генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры

Для бизнес-сообщества округа была подготовлена насыщенная программа, включающая семинары и тренинги тренеров регионального и всероссийского уровней, «круглые столы», выставки товаропроизводителей, деловые встречи и другие мероприятия с участием предпринимателей, представителей окружных и муниципальных властей, общественных объединений, организаций инфраструктуры поддержки бизнеса.

Ежегодно в рамках празднования Дня российского предпринимательства проходят мероприятия, направленные на популяризацию бизнеса среди населения, в том числе среди молодежи. Среди таких проектов — окружной фотоконкурс «Малый бизнес Югры», конкурс детских творческих работ «Предпринимательство сегодня», конкурсы бизнес-идей и проектов для старшеклассников — участников профориентационных курсов «Азбука бизнеса».

Подобные мероприятия проходят в округе в течение всего года, но именно в Дни предпринимательства наблюдается их максимальная концентрация.

К бизнесменам в гости

Для журналистов в эти дни были организованы пресс-туры, в рамках которых они смогли познакомиться с формами поддержки предпринимательства в Югре и посетить малые предприятия округа. Причем такие мероприятия прошли сразу в четырех городах — Сургуте, Ханты-Мансийске, Нижневартовске и Нягани.

Предваряя пресс-тур в Ханты-Мансийске, первый заместитель генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Югры Роман Колупаев подчеркнул, что в окружной столице он проводится впервые, и организаторы решили продемонстрировать журналистам разнонаправленный бизнес.

Первым пунктом пресс-тура стала дошкольная группа временного пребывания детей «Антошка». Ее директор Нина Журавлевская считает, что бизнес успешен тогда, когда все просчитано заранее. Перед началом работы предприниматели в первую очередь изучили СанПиН (Санитарные правила и нормы), после чего привели помещение в соответствие требованиям. При этом первый этаж жилого дома был переведен в категорию нежилого помещения.

Сейчас в детсаде три группы, которые посещают дошкольники всех возрастов. В каждой группе по 26 детей. Они находятся под присмотром воспитателей с 7.30 до 19.00. Есть дополнительная услуга в виде круглосуточного содержания детей. Бывают случаи, когда ребятишки живут здесь по пять дней. На прогулку воспитанники «Антошки» ходят в соседний муниципальный детский сад «Планета детства», где им выделены две площадки.

На днях детсад получит заключение от Роспотребнадзора и обратится в Рособр­надзор за лицензией.

Кстати, в Югре сейчас всего два частных ДДУ с лицензией — один находится в Ханты-Мансийске, другой — в Мегионе. Получение лицензии не только повысит престиж «Антошки», но и позволит получать от государства дотацию. При 12-часовом содержании в муниципальном детском саде государство выплачивает на каждого ребенка около 11 тыс. рублей на образовательную деятельность и около 6 тыс. рублей — на присмотр и уход. Так что после получения дотации выбор родителей — муниципальный детсад или частный — от стоимости услуг будет зависеть меньше.

Совершенно другим бизнесом занимаются ООО «Квадрат» и ООО «Экосервис». Эти организации были учреждены в 2009 году. Их сфера деятельности — строительный подряд и техническое обслуживание административных зданий (эксплуатация инженерных сетей, клининг, вывоз мусора). Сейчас у предприятий два крупных строительных участка — в поселке Угут (Сургутский район), где они строят улицу Сургутскую, и в поселении Октябрьском, где возводится культурно-досуговый центр. Для техобслуживания зданий у них есть все необходимые работники — сантехники, электрики, уборщицы. Всего на предприятиях тридцать штатных сотрудников и около сорока работающих по договору.

На вопрос о поддержке учредитель и директор обществ Иван Вопияшин отвечает, что у них много техники, взятой в лизинг. Фонд компенсировал часть процентной ставки по кредиту. Иван Владиславович считает, что в принципе мог бы обойтись и своими силами, но с поддержкой фонда работать лучше.

Другая ситуация у Людмилы Хариной, которая поначалу занималась торгово-закупочной деятельностью в сфере ветеринарии, а позже открыла ветеринарную клинику «Айболит». Людмила Ивановна признается, что раньше опасалась кредитов, а теперь очень рада, что обратилась за деньгами в Фонд микрофинансирования Югры. Без поддержки развить свое дело она бы не смогла. И теперь, расплатившись по одному кредиту, предпринимательница берет другой, но уже в банке, а Фонд поддержки предпринимательства выступает в качестве поручителя.

Результат налицо. Работая практически без выходных, с начала года клиника приняла около 4,5 тыс. лохматых и пушистых пациентов. К ним приезжают даже из Нягани, Пыть-Яха и Урая. Наиболее частые пациенты клиники — собаки, кошки, попугаи. Бывает и экзотика — олени, лисы, совы. Привозили даже тигра из зоопарка. В планах Хариной — открытие еще одного ветеринарного кабинета. «Спасибо Фонду поддержки предпринимательства за помощь», — благодарит Людмила.

Финансовую поддержку Фонда отмечает и Надежда Кузнецова, гендиректор ООО «Аграрий Сибирского Севера». Эта компания содержит сеть меховых магазинов «Голден Фокс», на прилавках которых можно увидеть широкий ассортимент вечерней и верхней одежды, головных уборов, мягких игрушек, сувениров. Помимо торговли, фирма занимается оказанием услуг по реставрации и пошиву меховых изделий, а в перспективе планирует открыть полноценную меховую фабрику и ввести другие дополнительные услуги, которых сейчас нет в городе. Так что осенью число сотрудников компании возрастет с 30 до 60 человек.

А вот заместитель гендиректора ООО «Главврач» Евгения Корсун отмечает другой аспект деятельности Фонда — организацию обучающих семинаров и тренингов, в которых работники их компании участвуют бесплатно либо со скидкой. В штате фирмы, которая занимается продажей лекарств, медицинских изделий, товаров парафармацевтики, лечебной косметики, трудятся тридцать человек. На тренингах и семинарах их обучают маркетингу и мерчендайзингу, которые не преподают в медицинских училищах и институтах. Сама Евгения Валерьевна принимала участие в трех семинарах и за три года выросла до должности замдиректора.

В настоящее время под вывеской ООО «Главврач» работают пять аптек и аптечных пунктов, от обилия товаров в которых разбегаются глаза. Здесь даже собирают сумки для рожениц. А кислородные коктейли, как уверяет Корсун, у них самые вкусные и полезные во всем Ханты-Мансийске.

Франчайзинг и брендинг

Генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры Ольга Сидорова советует не ставить финансовые вопросы во главу угла. Ведь Фонд оказывает предпринимателям имущественную, образовательную и информационно-консультационную поддержку. Из этого набора предприниматели отдают пальму первенства образовательным услугам.

Деньги, что и говорить, важны, но на сегодня созданы все условия для привлечения банковских кредитов, по которым Фонд выступает поручителем и компенсирует процентную ставку. А начинающим предпринимателям, у которых еще нет кредитной истории, готов прийти на помощь Фонд микрофинансирования. Он выдает кредиты на сумму до одного миллиона рублей.

После получения займа предприниматели становятся участниками образовательных проектов. Именно для них Фонд разработал проект «Академия бизнеса». В его рамках проводятся тренинги, направленные на получение углубленных знаний и навыков в области стратегического и тактического менеджмента, мотивации и управления персоналом, развитие лидерских качеств и предпринимательской компетенции руководителей предприятий и их сотрудников.

Сейчас, например, Фонд поставил задачу ликвидировать безграмотность в сфере франчайзинга. В общем смысле, франчайзинг — это своеобразная «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тем, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тем, кто ее получает). Содержание договора может быть различным — от простого до очень сложного, с мельчайшими подробностями использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы. Она может быть фиксированной или составлять процент от продаж. Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/ работ/ услуг.

С 19 по 29 мая Фонд поддержки предпринимательства Югры при помощи Уральского представительства Российской ассоциации франчайзинга провел серию обучающих мероприятий в пяти городах округа. Встречи с экспертами по франчайзингу, действующими франчайзерами и франчайзи состоялись в Нефтеюганске, Советском, Сургуте, Нижневартовске и Нягани. Обучающие мероприятия провели эксперты в области франчайзинга, имеющие богатый практический опыт внедрения франчайзинговых концепций и работы по развитию франчайзинговых сетей.

Как выбрать компанию, которая напишет франшизу, кто сделает аудит франшизы, какая сфера деятельности по франчайзингу будет востребована в малых городах и на северных территориях, какие сети обладают хорошими предложениями в сфере услуг, кто поможет с договорной частью, где найти юриста — все это и многое другое узнали югорские предприниматели на семинарах под названием «Франчайзинг: от А до Я».

Тема франчайзинга очень актуальна сегодня, ведь многие бизнесмены считают, что это надежный механизм, позволяющий организовать свое дело. Как отметила Наталья Ильясова, руководитель отдела региональных проектов компании «КонгрессБюро», куратор проекта «Университет франчайзинга» и региональный представитель компании-франчайзера федеральной сети «Тонус-Клуб», рынок франчайзинга является самым динамичным и быстрорастущим в России. Сегодня в стране насчитывается 1300 франчайзеров, франчайзинг активно продвигается в регионы.

— Я впервые участвую в подобных семинарах, — рассказала «МК»-Югра» директор салона красоты Марина Клюкина. — У меня появилась возможность расширить бизнес. Хочется узнать направления, в которых можно двигаться, какие предложения есть на рынке, какие франшизы.

— Я нахожусь в поиске своей идеи, хочу открыть свое дело, — говорит Евгений Костров. — Постоянно посещаю семинары, которые организует Фонд поддержки предпринимательства Югры. Они очень многое дают. Сегодня мне хотелось бы получить представление о франчайзинге и понять, в каком направлении мне идти.

Как подчеркнула Наталья Ильясова, Ханты-Мансийский автономный округ находится в числе лидеров по количеству проведенных мероприятий по этой теме. Так же много их проводится только в Москве. После ряда семинаров Фонд планирует провести форум по франчайзингу. Есть спрос.

Высший пилотаж — это создание собственных франшиз. И в этом плане у югорчан есть свой первый успех. Его достигла изобретатель мобильных салонов красоты Любовь Сабирянова, которая в прошлом году со своей франшизой выиграла федеральный конкурс «Молодой предприниматель России».

Другим важным понятием, о котором рассказали югорским предпринимателям, стал брендинг. В период с 21 по 23 мая в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске прошли семинары «Бренд для малого бизнеса» от одного из лучших российских консультантов в этой сфере Сергея Митрофанова.

Бренд (торговая марка) позволяет составить целостное представление о компании или продукте. Развитие бренда есть непрерывный процесс, хотим мы того или нет. Сергей Митрофанов рассказал, что приехал в Югру, чтобы пообщаться с предпринимателями и рассказать им о типичных ошибках на старте и о том, какие инструменты можно использовать для роста и развития бизнеса.

— Предприниматели — это группа людей, которые имеют одни и те же потребности и мыслят примерно одинаково. Бизнесмены не только в России, но и в других странах очень похожи. Различаются лишь рынки, на которых они работают, — подчеркнул Митрофанов.

В ходе семинара слушатели узнали о реальных инструментах, позволяющих увеличить стоимость компании, услышали истории создания таких российских и мировых брендов, как «Ред Булл», «Apple», «Магнит», «Быстров», «Welle», «Инмарко».

— Я начинающий предприниматель, — говорит Анна Киселева. — Мой бизнес откроется в июне. Я пришла на семинар, чтобы приобрести опыт, понять, каких ошибок не следует допускать, как правильно позиционировать свою компанию, узнать, с чем придется столкнуться.

А вот мнение Ивана Швалева, управляющего партнера центра безопасности «Связь-город», компании, известной сургутянам уже много лет:

— Я хочу понять, насколько правильно мы позиционируем свой бренд, правильно ли развиваемся. Всегда нужно учиться, перенимать опыт, идти в ногу со временем. Когда в город приезжают интересные бизнес-тренеры, я всегда стараюсь посетить их семинары. Сейчас все быстро меняется, развиваются информационные технологии. Вот сегодня мы говорили о продвижении в социальных сетях. Кто-то хочет оплачивать услуги по Интернету. Наш бизнес как раз находится в стадии воплощения этих идей. Многие задачи еще только предстоит решить. На таких семинарах и тренингах мы и находим ответы на насущные вопросы.

Встреча проходила очень оживленно. Участники задавали вопросы, обменивались опытом и даже вступали в спор с тренером.

— Иногда бывает сложно ответить на вопросы слушателей, нужно больше сведений об их бизнесе. Я стараюсь создать какую-то матрицу, с помощью которой предприниматели будут быстрее достигать успеха. Не всем это поможет сразу. Бренд — инструмент стратегический. Чтобы он начал работать, нужны время и усилия. Но когда ты понимаешь, куда движешься, легче дойти до цели, — резюмирует Сергей Митрофанов.

Кстати, один из участников окружного слета молодых предпринимателей разработал бренд «Сделано в Югре». Товарный знак официально зарегистрирован. Ольга Сидорова надеется, что к концу года этот бренд появится на выставке товаропроизводителей в Ханты-Мансийске.

Бутилированный бизнес

для девятиклассника

Как вы думаете, какие знания и умения необходимы для запуска бизнеса? Именно на этот простой, на первый взгляд, вопрос должны были ответить для себя девятиклассники Ханты-Мансийска, принявшие участие в деловой игре «Start-up команда».

Деловая игра среди учащихся школ столицы округа проходила в рамках празднования Дней предпринимательства в Югре при содействии Фонда поддержки предпринимательства. Место проведения — межшкольный учебный комбинат Ханты-Мансийска.

Суть игры — имитировать претворение в жизнь реальной бизнес-стратегии. Перед началом игры собственник объявляет об открытии нового бизнеса и назначает директора фирмы. Затем ставит перед ним задачи: набрать команду, разделить ее на четыре отдела (маркетинга, прямых продаж, производства, планово-финансовый), поставить и разъяснить цели и в итоге представить программу запуска бизнеса.

— В старших классах школы человек начинает осознавать себя как личность. Подростки начинают осмысленно думать о своей жизни. Задают себе вопросы: чего я хочу, как это получить, что для этого надо делать, каким я должен стать? Учатся реализовывать свои планы в жизнь. И подобного рода игры — прекрасный способ помочь детям прикоснуться к настоящему предпринимательству, увидеть жизненные примеры, — рассказывает тренер игры Людмила Терехова.

По словам тренера, хотя это обучающая, но все-таки игра. И по ее итогам ребятам придется выбирать самую яркую, самую перспективную по бизнес-идее команду.

Согласно задумке игры, три конкурирующие компании должны создать бизнес-идею по производству и успешной реализации бутилированной питьевой воды.

Подростки вступили в жесткую конкурентную борьбу за освоение рынка бутилированной питьевой воды. Вступили живо, с огоньком в глазах. Спорили, доказывали, фантазировали, чертили, зачеркивали. Построение бизнес-идеи — самый трудный этап. На него выделяется час.

По мнению экспертов, идеи были не самыми оригинальными, но кое-что можно смело брать на вооружение. Самой яркой была признана команда, которая предложила дифференцировать бутилированную воду по составу и в зависимости от него рекомендовать для потребления женщинам или мужчинам. В воде для женщин должно содержаться больше минералов, способствующих сохранению красоты и молодости, а в воде для мужчин, естественно, все растворенные ингредиенты должны увеличивать силу и выносливость.

Как сообщили в пресс-службе Фонда поддержки предпринимательства Югры, давно разработана и успешно действует обучающая программа «Азбука бизнеса». Эта программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. Девятиклассников играть в бизнес-стратегию в этом году пригласили впервые.

Следующим этапом является проект «Факультет бизнеса» в средних и высших учебных заведениях, где молодые люди получают более широкое представление о бизнесе и его формировании «под ключ».

Далее молодые предприниматели принимают участие в конкурсе бизнес-проектов «Путь к успеху», победители которого получают гранты в размере 300 тыс. рублей от Фонда поддержки предпринимательства Югры на реализацию своего дела.

Как показывает практика, такие мероприятия многим помогают в выборе профессии и вуза. В прошлом году две школьницы в возрасте 14-16 лет начали свой бизнес: одна девушка открыла автомойку в Салыме, а старшеклассница из Излучинска открыла интернет-магазин по продаже женской одежды.

Малый или средний?

Какой бизнес лучше — малый или средний? По мнению Романа Колупаева, у предпринимателей нет стремления из малого бизнеса вырастить средний, а потом преобразовать его в крупный. Рост в данном случае идет по горизонтали, когда предприятие или структурное подразделение создается для реализации конкретного проекта. Главная задача представителя малого бизнеса — создание рабочих мест для самого себя и членов своей семьи (так называемый семейный бизнес). Как правило, происходит это в сфере торговли или услуг. Работающие в сфере крестьянско-фермерских хозяйств также предпочитают патент на индивидуальное предпринимательство, что упрощает отчетность (фермеру сложно нанять бухгалтера).

А вот что по этому поводу говорит Ольга Сидорова:

— Я бы хотела, чтобы в нашем автономном округе было больше малых предприятий. Средних предприятий у нас, если не ошибаюсь, 270 единиц. Хотелось бы растить капиталоемкие компании с большой численностью работников. Но это тот этап, движение к которому начинается с малых шагов. Невозможно создать с нуля предприятие с численностью персонала в сто человек и оборотом в один миллиард рублей. Поэтому начинаем со старт-апа, который обеспечивает как минимум самозанятость. Условия должны быть одинаковы и для тех, кто создает бизнес с нуля, и для тех, кто перерастает рамки малого бизнеса. И на каждом этапе свои инструменты. Для новичков — это гранты, микрозаймы, для состоявшихся предпринимателей — банковские кредиты.

Так что сравнивать предпринимателей малого и среднего бизнеса не стоит. С таким же успехом можно сравнивать спортсменов в малом и среднем весе. На Олимпиаде они соревнуются каждый в своей весовой категории.

Не ставьте бизнесу подножку

Но, каким бы ни был бизнес — малым или средним, сталкивается он с одними и теми же проблемами. Сейчас модно рассуждать об административных барьерах. По мнению Ольги Сидоровой, проблемы бизнеса в Югре больше связаны с другим фактором — отсутствием помещений. Они либо дорогие, либо их просто нет. Это специфика нашего региона, где стоимость любой недвижимости запредельно высока. Есть, конечно, Окружной бизнес-инкубатор, который предоставляет начинающим предпринимателям помещения по льготной цене. Но 12 тыс. квадратных метров во всей Югре для развития бизнеса явно недостаточно.

Глава Фонда поддержки предпринимательства Югры даже привела пример с предпринимательницей из Нягани, которая содержит детский сад. На встрече с губернатором Югры Натальей Комаровой женщина подняла вопрос отсутствия помещений и выразила готовность начать строительство сама. Сейчас рассматривается вопрос передачи этой предпринимательнице здания строящегося детского сада на правах аренды. Но это не решит вопрос в масштабах всей Югры.

Что же касается административных барьеров, то острых сдерживающих факторов во взаимоотношениях предпринимателей с властью Ольга Сидорова не видит. Оперативно работает совет при губернаторе по развитию малого и среднего бизнеса, создан институт по защите прав предпринимателей. Первым уполномоченным по защите прав предпринимателей в округе стала Ольга Белоножкина.

Более того, в Югре много незанятых ниш. Например, развитие социальных проектов, тех же детских садов. Недостаточно развито в округе и товарное производство, что можно видеть по содержимому прилавков. Так что приоритет в Югре отдается поддержке производителей, которая оказывается и на уровне отраслевых департаментов, и на уровне муниципальных образований.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру