Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства администрации г. Нягани организовало и провело круглый стол с начинающими предпринимателями.
В заседании круглого стола приняли участие заместитель главы администрации города Валентина Шевелева, начальник управления по потребительскому рынку Валентина Владимирова, начальник территори- ального отдела Управления Роспотребнадзора Комитас Шахназаров, старший помощник прокурора города Вера Сафарова, представитель Няганского филиала Фонда поддержки предпринимательства Югры.
Актуальность встречи была обусловлена необходимостью напоминания о правилах использования начинающими предпринимателями финансовых средств, получаемых ими в виде целевых субсидий или грантов. Как показала практика, здесь есть определенные проблемы. Проблемы и с целевым использованием субсидий и грантов, и со своевременностью и полнотой отчетов по использованию денег.
Субсидии и гранты начинающим предпринимателям выдаются из бюджетных средств начинающим предпринимателям, представляющим свои бизнес-проекты на рассмотрение грантодателям. Грантодателями для няганских начинающих предпринимателей являются администрация города и Няганское отделение окружного Фонда поддержки предпринимательства. К сведению, в прошлом году финансовую поддержку от этих структур получили три десятка предпринимателей на общую сумму в 6 980 000 рублей. Суммы грантов составляют от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей, а использовать грантовую поддержку необходимо в течение одного календарного года. Полученные суммы грантов имеют строго целевое назначение – на организацию того вида деятельности, которое было обозначено в бизнес-проекте. Под организацией бизнеса понимается, к примеру, приобретение оргтехники, офисной мебели, аренда производственных или офисных помещений, транспортные расходы, оплата стоимости необходимых пошлин, лицензий и т.п., приобретение сырья и материалов и так далее … Кроме того, если бизнес-проектом предполагалось создание определенного количества рабочих мест, то именно это количество рабочих мест и должно быть создано.
Но получить финансовую помощь и потратить ее на заявленные цели недостаточно. Вторая важная часть дела – необходимо своевременно предоставлять грантодателям достоверную и полную финансовую отчетность с определенной периодичностью ( ежеквартально). Каждый вид произведенных затрат должен быть подтвержден документально – чеками, копиями платежных поручений, договорами с контрагентами и т.д. Непредоставление отчетности, отсутствие реальной деятельности, непредоставление документов, подтверждающих произведенные расходы, или же расходование средств на цели, не предусмотренные бизнес-проектом, расценивается как нецелевое использование и влечет возврат полученных средств грантодателю. Недостижение целей, обозначенных бизнес-проектом, так же ведет к необходимости возврата средств. К примеру, было запланировано организовать три рабочих места, а организовано всего одно – цель не достигнута, следует возврат. При невозврате средств в добровольном порядке они возвращаются в судебном порядке. Если же выяснится и будет доказано, что грант был получен обманным путем вовсе не в целях организации и ведения бизнеса – наступает уже уголовная ответственность.
К сожалению, факты нецелевого использования грантовой поддержки и даже обмана начинающими предпринимателями есть. Так, в 2013 году было вынесено 11 судебных решений о возврате средств, использованных не по целевому назначению, в этом году уже три материала было направлено в суды. В прошлом году в суд было направлено 1 дело по факту получения грантовой поддержки обманным путем, в этом году – уже 4 дела.
И хотя между грантодателем и грантополучателем заключается соответствующий договор, в котором все обязательства сторон и порядок действий детально описаны, однако, как показывает практика, не все из начинающих предпринимателей (по разным причинам) строго исполняют свои договорные обязательства.
На встречу за круглым столом пришли далеко не все молодые и начинающие предприниматели, а в рядах пришедших, конечно же, были те, кто вполне справляется со взятыми на себя обязательствами. Однако еще раз напомнить о том, какие проблемы и трудности могут возникнуть, если не придавать значения установленным правилам или игнорировать условия получения и использования финансовой помощи, было не лишним.
Как пишет «Вестник Приобья», в завершение круглого стола Валентина Алексеевна Владимирова порекомендовала начинающим предпринимателям, пришедшим на встречу, не тянуть с предоставлением отчетов до последнего дня, не «исчезать», если возникают какие-то проблемы и трудности. Она подчеркнула, что сотрудники возглавляемого ею управления всегда готовы помочь в разрешении трудных вопросов, подсказать выход, скорректировать совместные действия. Главная задача – помочь начинающим предпринимателям организовать и наладить свой бизнес, избежать неприятных последствий в случае, если что-то незаладится.