Любо, казаки!

В Сургутском районе состоялся День казачьей семьи

Представление о казачьем братстве сложилось у меня после просмотра фильма «Тарас Бульба» — современной экранизации повести Гоголя. Яркий образ, воплощенный на экране Богданом Ступкой, убедил, что казаки — народ искренний, веселый в кругу друзей, отчаянный в бою, с вековыми устоями быта. Но это на экране. А в жизни? 

В Сургутском районе состоялся День казачьей семьи

Познакомиться с яркими представителями казачьего общества Ханты-Мансийского автономного округа довелось 7 июня 2014 года на традиционном фестивале «День казачьей семьи». Братья по духу собрались в окрестностях деревни Сайгатина Сургутского района. Что говорит атаман, вынимая шашку из ножен? Где ведут образцовое воспитание подрастающих казачат? Какие традиции, связанные с воинской службой, до сих пор чтут потомки Ермака? Об этом подробно — только в «МК»-Югра».

Разговор с атаманом

— Казак — это даже не образ жизни, это состояние души, причем лучшее для России, — говорит атаман Юрий Коробейников. — Казаки всегда были защитниками Отечества.

В этом году Сургутскому городскому казачьему обществу, которым ему доверили руководить, исполняется двадцать лет. Но надо понимать, что эта скромная цифра вовсе не отражает богатой истории казачества на Сибирской земле. Вот взять хотя бы родословную самого Юрия Борисовича.

— Мой прапрапрадед был с Дона, в 1848 году он был приписан к Вагайскому полку Тобольской губернии, за Бухарский поход был жалован землей в Сургуте. Таким образом мои предки и пустили здесь корни, — рассказывает коренной сургутянин.

В конце XVI века с началом присоединения зауральских земель к Российскому государству и возведения на новых территориях первых русских городов и острогов из служивых людей начали формироваться первые гарнизоны, говорят краеведы. Чтобы удерживать в повиновении аборигенное население, проживающее на огромной территории, требовалось немало ратных людей. Формирование местного казачества началось с того времени, когда служивые люди в 1594 году по указу царя Федора Ивановича приступили к строительству города Сургута на правом берегу Оби. Согласно царскому наказу Сургут строили казаки из Пелыма, Тобольска, Березово и Обского городка. Казаки состояли на царской службе, за которую получали жалование деньгами, хлебом и солью.

Но вернемся в современность, к Юрию Коробейникову. Почетную должность батьки — атамана однополчане доверили ему на три года. Вступление в должность происходило «под крестами», как выражается собеседник, то есть с участием православного священнослужителя, — такова дань обычаям.

— Собираемся через день. По поводу и без повода, — рассказывает про свои будни Юрий Борисович. — Я как атаман реагирую на любую просьбу, например, решаю проблему трудо­устройства наших ребят. Мой дом открыт 24 часа в сутки, поэтому, наверное, я уже второй раз женат. Женщины не выдерживают такого ритма жизни. Нынешняя супруга грозится — если пойдешь на второй срок, подам на развод! Но вообще-то она у меня умница и красавица, в прошлые годы всегда приезжала, участвовала в Дне казачьей семьи, сегодня с работы не отпустили, — будто спохватившись, добавляет атаман.

Верная спутница настоящего казака, как оказалось, не жена, а шашка — это символ полноты его прав: в старину на казачьем круге голосовали шашками. Сохраняясь в семье на видном месте, оружие передавалось от деда внуку, когда старик терял силы и менял шашку на посох. А если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб за почившим владельцем. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. Носят традиционное оружие и наши современники, правда, не боевое, а стилизованное, скорее, для полноты образа. Юрий Борисович обнажает сталь:

— Есть поговорка у нас — «Без нужды не вынимай, без чести не вкладывай». В переводе на современный язык это означает, что казак никогда не обнажит шашку против простого человека. А если пришлось достать оружие против врага, то не сносить ему головы, зарубит.

О других казачьих традициях поведал Николай Левдин — атаман станицы Ермаковской из Ханты-Мансийского района, приехавший на фестиваль казачьей культуры в компании двенадцати единомышленников на пяти машинах:

— Когда провожаем своих детей в армию, мы их не передом в дверь выводим, а задом, чтобы они вернуться могли. По дисциплине есть и такое: когда мы, казаки, собираемся на круг, на стену нагаечку вешаем, чтобы те, кто гуляет, посматривали на нее. Если что-то не так, старики могут наказать того, кто не прав. А если будешь сильно хулиганить, могут и на лавку положить. Уважаем мы стариков и бабушек наших. Не любить их нельзя, они столько сделали, чтобы мы выросли, стали сильными!

Еще один постулат казаков — взаимовыручка. Казаки Югры пригласили украинские семьи переждать лихо на нашей Югорской земле. «Дали заявку, ждем. Будем расселять, помогать, делиться», — решил Николай Павлович.

«Слава богу,

что мы — казаки!»

Возле автобуса выстроился нарядный строй воспитанников Нижнесортымской школы. Под знамена встали два кадетских класса, мальчишек и девчонок — поровну. К слову, это были самые маленькие участники фестиваля, в среднем по 12-13 лет. На построении они приветствовали старших дружным хором: «Слава богу, что мы казаки!».

В качестве визитки казачата представили инсценировку с элементами фланкировки шашкой. Надо было видеть, как вжились в роль мальчишки, можно сказать, играли «взаправду». Ребята держались отлично, их не смутили ни многочисленная публика, ни пронизывающий ветер и иногда срывавшийся град. Нижнесортымцы про­явили настоящую выдержку как во время самопрезентации, так и на полосе препятствий.

Семиклассник Никита Лобазов — родовой казак, его семья родом из Ярославля. Дед воевал в Великой Отечественной войне. В наши дни отец причислен к Сибирскому казачьему войску. Парень горд тем, что учится в одном из лучших кадетских классов округа: подкован теоретически и на практике может кое-что показать. Например, упражнения с шашкой. «Тренировки начинаются с обычной палки, потом берем в руки муляж сабли. Шашка — это древнее оружие казаков, самое устрашающее. Это мне папа рассказывал. И в школе этому учат», — говорит паренек.

Мальчишкам есть с кого брать пример. Их руководитель — родовой казак богатырского телосложения Дмитрий Захаров.

— Мои корни — донские казаки. Решил эту культуру привнести в небольшой поселок нефтяников, где сейчас живу. С помощью единомышленников и коллег хочу возрождать здесь казачьи традиции. У нас есть небольшое хуторское общество, где мы занимаемся с детьми. Программа включает в себя строевую подготовку, элементы рукопашного боя, огневую подготовку. Естественно, знакомим с историей казачества, — рассказывает 34-летний руководитель военно-патриотического клуба «Святогор», кстати, ветеран боевых действий в Чеченской республике, где служил в спецназе. У такого не забалуешь!

Эту форму специального образования в Нижнесортымской школе ввели в 2012 году. Набрали два касса. Но, поскольку интерес к казачьему объединению растет как среди детей, так и среди родителей, сформировали третий класс.

— Еще со времен царской России кадеты были наиболее образованными, хорошо подготовлены к службе, считались будущей элитой армии. Готовы к служению не только на военном, но и на казачьем поприще, — рассудил Дмитрий.

Судьба его детей — младших школьников — предрешена, пойдут в кадетский класс, причем и дочь, и сын. К слову, такая форма обучения девчонкам нравится ничуть не меньше. В двух кадетских классах Нижнесортымской школы обучаются 53 человека. А взрослый коллектив объединил порядка 15 казаков.

Казачья семья Булгаковых

В промозглый день, каким выдалась первая суббота июня, тянет к костру, погреться. Так состоялось наше знакомство с казачьей семьей Булгаковых из Лангепаса. В большом казане на огне хозяйка Ярослава готовила шулюм — традиционную похлебку из рубленой свинины. В предвкушении вкусного, с дымком блюда стояли неподалеку нарядные мужчины, в том числе глава семейства Булгаковых — Владимир, начальник штаба Лангепасского городского казачьего общества.

— С 2011 года наши казаки патрулируют улицы Лангепаса в составе добровольной народной дружины. Совместно с сотрудниками полиции привлекают к ответственности нарушителей общественного порядка, посещают квартиры условно и досрочно освобожденных. Помимо этого, мы участвуем во всех городских мероприятиях, представляем казачьи традиции, обычаи, культуру, — рассказывает о жизни общины Владимир Петрович.

Зов крови потомственный кубанской казак услышал, только перешагнув порог тридцатилетия. Как будто щелкнуло в сердце что-то, захотелось надеть черкеску и бешмет, вспомнились дедовы уроки:

— До двенадцати лет меня воспитывал дед, как я сейчас понимаю, в казачьих традициях. На горохе стоял на коленях, ложкой в лоб доставалось за то, что первый кусок брал без очереди. Дед был строг, но справедлив, воевал еще в гражданскую войну, прошел Великую Оте­чественную. У нас, казаков, всегда была свобода слова. Но, с другой стороны, есть непререкаемый авторитет старшего. Как отец (дед) сказал, так и должно быть, не обсуждается. Армейские нравы прижились и в семье, что неудивительно, ведь казаки — служивый народ, в любой момент готовы выступить на защиту семьи, Отечества и православной веры.

Казачья форма, или справа, как они ее называют, — результат синтеза традиций, основ целесообразности и местных художественных пристрастий. Форма одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ, утверждена Указом Президента РФ. Ее основными элементами являются казачий китель, папаха из овчины, казачья гимнастерка, казачий бешмет, казачьи галифе, сапоги черного цвета.

Владимир Булгаков одет, как и его дед, в форму кубанских казаков — на голове кубанка, под черкеской — бешмет.

— Это парадный вид, в честь праздника надел. Хотя служу в Сибирском казачьем войске, но как потомственный кубанский казак имею полное право, так прописано в уставе, на праздники надевать традиционное облачение. А это называется газыри, — отвечает мужчина на мой заинтересованный взгляд. На черкеске как будто «гнезда» под патроны. — Когда-то мои прадеды в них порох носили, в задней части газырей был табак — нюхательный или курительный. Сейчас это просто украшение одежды. Так же и кинжал, право на ношение которого имели только кубанские и терские казаки.

На фестивале казачьей семьи Булгаковы были год назад, говорят, праздник разросся, стал ярче, красивее, интереснее. В Сургутском районе, похоже, зародилась новая традиция — на правах хозяев принимать гостей со всех территорий Югры. Любо, казаки!

Территория вблизи деревни Сайгатина Сургутского района, где проходил фестиваль, по договоренности с властями закреплена за казаками. В ближайшие несколько лет, по планам, там появится стилизованная станица. Есть проект, который стал призером конкурса по развитию туристической привлекательности нашего края. После церемонии награждения, состоявшейся 10 июня в стенах районной администрации, есаул Дмитрий Лещинский, атаман Обь-Иртышского казачьего общества, дал следующий комментарий:

— В 2010 году администрация района выделила нам землю, территорию площадью 17 га назвали «Казачий стан». Мы хотим проводить там культурно-спортивные мероприятия для детей и взрослых. Задумали оформить этнографическую зону в стиле времен Ермака, построить крепость. У жителей и гостей Сургутского района появится возможность участвовать в исторической реконструкции покорения Сибири. Представьте, одни облачаются в форму казаков, другие играют кучумовцев, участвуют в баталиях. Планируем сделать кухню, рабочую кузницу тех времен. На крепость поставить пушки, луки. В общем, воссоздать самобытную атмосферу прошлых веков.

Выделенный грант — 150 тысяч рублей используем, чтобы сделать заставу с частоколом на въезде в крепость. Это начало. А в будущем планируем участвовать в конкурсах, будем искать спонсорские средства на реализацию проекта «Станица Сургутская». Где-то и свой физический труд придется приложить, ведь когда своими руками делаешь, ценится больше!

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру