Тюменский интернационал

В Тюменской области успешно работают предприятия с участием иностранного капитала

6 августа 2014 в 09:00, просмотров: 1385

На посещение тюменских заводов у недавно побывавшего в Тюмени журналиста «МК»-Югра» было всего полдня. Но даже этого времени хватило, чтобы убедиться, насколько разнообразной стала промышленность тюменского Юга. 

Тюменский интернационал

Российский завод Шлюмберже

На проходной тюменского завода компании «Шлюмберже» посетителей встречает бюст российского изобретателя армянского происхождения Армаиса Арутюнова, который в начале XX века усовершенствовал насос для добычи нефти. Любопытно, что в конструкции, предложенной изобретателем, мощный двигатель чрезвычайно малого диаметра был установлен ниже насоса для охлаждения двигателя в потоке движущейся вверх нефти. И поначалу в испытании новинки ему было отказано на основании того, что работа предложенного им двигателя «противоречит всем законам электричества».

В настоящее время насосы РЭДА являются одним из основных видов продукции тюменского завода Шлюмберже. Ирония судьбы, но электродвигатель Арутюнова, изобретенный в России, вернулся к нам с Запада.

Тот факт, что предприятие это иностранное, ясен с первых шагов: повсюду надписи по-английски. Правда, директор завода Лариса Никурова уверяет, что знания английского от рядовых рабочих не требуется, только от ИТР.

Лариса Федоровна возглавила тюменское предприятие во время кризиса 2008 года, когда завод приносил одни убытки. До Шлюмберже ее карьера была связана с ведущими нефтяными компаниями России. В Тюмень Л.Ф. Никурова переехала из Ханты-Мансийска.

— Мы позиционируем себя как российская компания. Не заходите за границы зеленой дорожки! Каска и очки обязательны, — напутствует меня перед посещением производственных помещений Лариса Никурова и сама подает пример, надев средства индивидуальной защиты.

На участке обмотки работают одни женщины. По словам Ларисы Федоровны, представительницы прекрасного пола на предприятии составляют 30 процентов персонала. Работницам с участка обмотки, которых я встретил, повезло. Они прошли обучение в Сингапуре в 2005 году. Лариса Никурова уверяет, что никто из старых работников не уволился, сегодня они делятся опытом с новичками.

С одной из работниц удается познакомиться. Руководитель отдела снабжения Юлия Резникова в Шлюмберже уже двенадцать лет, начинала работу в подразделении компании в Нефтеюганске. В Тюмень переехала, когда комбинат только открылся и для него искали специалистов. Резникову пригласили в отдел по работе с заказчиками, что стало для нее повышением.

Ее устраивало здесь все: новый город, другая работа, отличная команда, прекрасная зарплата и социальный пакет. Училась она, правда, не в Сингапуре, а в Москве, была на тренингах в других российских городах и в собственном корпоративном учебном центре в Тюмени. Юлия Алексеевна говорит, что работа в Шлюмберже позволяет человеку развиваться в различных направлениях. Сама Лариса сменила внутри компании несколько позиций, прежде чем возглавила отдел.

Тем не менее, тюменский завод Шлюмберже позиционируется исключительно как русская компания. Все сто процентов его сотрудников — жители Тюмени. Предприятие зарегистрировано здесь, налоги платит на месте.

Известная крупнейшая нефтесервисная компания «Шлюмберже» выбрала этот город для развертывания производства электропогружного оборудования по двум причинам. Во-первых, это центр нефтяного края. Во-вторых, Тюмень предложила хорошие условия для реализации инвестиционного проекта.

Первоначально завод планировался как сборочное производство электропогружных насосов РЭДА. Несмотря на свой почтенный возраст, РЭДА имеет репутацию высокотехнологичного оборудования. Однако во время кризиса 2008 года нефтяники стали считать деньги, и продукция предприятия оказалась невостребованной.

Тогда руководство поставило задачу рассмотреть новую линейку оборудования для российского рынка, которая и была запущена в производство в 2010 году. Лариса Никурова с гордостью называет тюменский завод уникальным производством, поскольку он выпускает сразу четыре линейки оборудования Шлюмберже. И в их числе — наш старый знакомый, РЭДА-классик.

Создает ли программа импортозамещения угрозу иностранным компаниям? Лариса Федоровна считает, что нет. 75 процентов комплектующих для их продукции закупаются в России. Хотя найти поставщика, соответствующего требованиям Шлюмберже, трудно. Если поставщик новый, то все сто процентов его деталей проходят на предприятии входящий контроль. В случае с проверенными поставщиками достаточно контроля 10-15 процентов. Но при обнаружении хоть одной бракованной детали проверке подвергается вся партия.

Металлургия по-тюменски

Тюмень — город металлургов? Совсем недавно такое утверждение назвали бы абсурдом. Но появление в областном центре завода Уральской горно-металлургической компании опровергает устоявшиеся стереотипы.

Металлургический завод по производству сортового проката строился в Тюмени в рамках договора между правительством области и ООО «УГМК-Холдинг». Проект предусматривал возведение электросталеплавильного и прокатного производства и комплекса вспомогательных сооружений, включая электрическую подстанцию. Причем последняя строилась за счет средств инвестиционного фонда России и бюджета области. Стоимость проекта вместе с подстанцией составляет 21,3 млрд рублей.

В прошлом году завод был пущен в эксплуатацию и в настоящее время практически полностью вышел на проектную мощность — 545 тыс. тонн арматуры в год. Заводчанами освоены почти все виды арматурной продукции. Впереди освоение фасонных профилей — уголка, швеллера и конструкционной стали для машиностроителей.

Сырье для производства, обычный металлолом, поступает из Югры и Ямала. Так что предприятие, переплавляющее 600 тыс. тонн металлолома в год, попутно решает экологические задачи.

В Тюменской области ведется активное строительство, и появление здесь полноценного металлургического производства директор завода Сергей Глушков считает вполне оправданным шагом. С этим согласны и органы власти области, предоставившие предприятию налоговые льготы.

Сергей Николаевич отмечает, что его предприятие отличается от других металлургических комбинатов компактностью и небольшим числом работающих. Их здесь «всего» тысяча человек. За счет этого завод достиг хороших показателей по себестоимости производства и дает региону более дешевую продукцию.

Конечно, на предприятие пришлось привлечь иногородних металлургов. Но уже сегодня 70 процентов работников комбината составляют местные жители. Директор завода предполагает, что через несколько лет предприятие сможет полностью обходиться местными кадрами, для чего комбинат активно сотрудничает с учебными заведениями.

Отбить от рейдеров

С появлением в Тюмени ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» связана настоящая детективная история. Как только земельные рейдеры прознали о проекте и просчитали, какой участок земли идеален для завода, сразу поспешили заявить на него свои права. Временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Владимир Якушев вспоминает, что инвестора пришлось буквально за руку водить по инстанциям, пройти с ним все этапы в арбитражном суде, прежде чем удалось отбить участок. На все про все ушло два года. Без помощи областных властей инвестор вряд ли осилил бы тяжбу.

Но это уже дела давно минувших дней. Разрешение на ввод первой очереди АНПЗ проектной мощностью 400 тыс. тонн переработанной нефти в год было получено 4 ноября 2006 года. В результате технического перевооружения фактическая мощность первой очереди в 2008 году составила 740 тыс. тонн.

Девятого апреля 2010 года было получено разрешение на ввод второй очереди проектной мощностью 2,75 млн тонн в год. Модернизация повысила ее мощность к ноябрю 2012 года до 3,5 млн тонн. Объем переработки на АНПЗ за 2012 год превысил 2,9 млн тонн нефти, 345 тыс. тонн из которых — с месторождения компании-партнера ООО «Тарховское». Товарооборот за 2012 год составил 3 млн 245 тыс. тонн.

В настоящее время строится третья очередь завода. В рамках строительства планируется соорудить комбинированную установку, в составе которой будут секции атмосферной перегонки нефти, гидроочистки дизельного топлива с блоком депарафинизации, производства водорода и гранулированной серы с объектами общезаводского хозяйства. Сооружение третьей очереди включено в приоритетный перечень инвестиционных проектов в УрФО, утвержденный постановлением Правительства РФ.

Уникальность Антипинского НПЗ в том, что это частный, а не государственный проект, мощность которого достигнет 7,5 млн тонн в год, качество нефтепродуктов будет соответствовать стандарту Евро-5, глубина переработки возрастет до 94 процентов, а количество работающих составит 2200 человек.

По стандартам Германии

Еще одно иностранное предприятие на Тюменской земле — завод по производству буровых установок (ООО «Бентек»). Немецкий Бентек — старейшая в Европе компания, за спиной которой 126 лет работы в сфере производства бурового и нефтепромыслового оборудования.

Завод в Тюмени появился недавно. Его задача — производство буровых установок, а также их компонентов и сервисного оборудования по немецким стандартам. Первая продукция вышла из цехов комбината в 2009 году. Основные заказчики завода находятся на Ямале и в Югре.

Открытая площадка комбината рассчитана на сборку десяти буровых установок сразу. И вот в конце июля с завода уходит первый грузовик с компонентами буровой, идет на погрузку второй. По окончании погрузки они возьмут курс на Усинск (Республика Коми), где через несколько дней приступят к монтажу установок на месторождении. Бурение начнется 1 октября. Сроки сжатые, что говорит в пользу оперативности компании «Бентек».

Установка, погрузку которой я наблюдал, имеет грузоподъемность 320 тонн. Коммерческий руководитель проектов «Бентек ГМБХ Германия» Николай Крайцер объясняет, что какое-то время рынок не требовал такого тяжелого оборудования и буровая установка, которую собирают сейчас, пятая по счету, произведенная на этой территории. Первая была отгружена компании «Газпром бурение» в прошлом году.

— Мы делаем упор на качество и выполнение договора в срок, — говорит Н. Крайцер. — Если мы гарантируем время поставки, то так оно и будет.

Компания «Бентек» способна производить и более тяжелые установки с глубиной проходки до шести-семи километров. Есть разработки для морского бурения с грузоподъемностью 750 тонн. Движущей силой производства выступают потребности клиентов.

Под этими словами, пожалуй, подписался бы любой бизнесмен.



Партнеры