Аферисты не дремлют

Полиция, как и прежде, советует проявлять бдительность

27 августа 2014 в 09:00, просмотров: 1470

С каждым годом мошенничество приобретает новые формы и становится особым видом воздействия на человеческую психику. 

Аферисты не дремлют

Согласно действующему уголовному законодательству РФ, мошенничество можно определить как «совершенное с корыстной целью путем обмана или злоупотребления доверием противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, либо совершенное теми же способами противоправное и безвозмездное приобретение права на чужое имущество».

На территории, подведомственной УМВД России по ХМАО-Югре, динамика совершения мошеннических действий имеет тенденцию к уменьшению. Так, например, в 2012 году было зарегистрировано 1094 случая хищения имущества граждан путем мошенничества, в 2013 году — 871, за семь месяцев 2014 года зарегистрировано 658 преступлений.

Сегодня остаются нераскрытыми 378 фактов мошеннических действий, в отношении 310 из них расследование приостановлено по основаниям п.п. 1, 2 ст. 208 УПК РФ (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам).

Мошенничество — одно из технически сложных по замыслу и исполнению преступлений. Для его осуществления преступники часто объединяются в группы с четким распределением ролей в процессе подготовки и реализации преступного замысла. Организаторы и исполнители нередко обладают знаниями в области психологии. Поэтому особенно важно противопоставить их действиям своевременные и квалифицированные меры, применяемые правоохранительными органами, по выявлению, пресечению и предупреждению преступных посягательств в этой сфере, их разоблачению и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Почему поймать сложно

На процесс раскрытия мошенничества негативно влияет ряд факторов. К их числу относятся: нежелание потерпевших обращаться с заявлениями в органы внутренних дел о совершении в отношении них мошеннических действий; трудности в установлении обстоятельств совершения мошенничества.

Социально-демографи­ческая характеристика потерпевших разнообразна и напрямую зависит от способа совершения преступления. Например, мошенничества под видом социальных работников, как правило, совершают в отношении пожилых людей. Мошенничества с использованием средств сотовой связи в отношении жителей округа не имеют возрастных границ. Как правило, преступники, совершая мошеннические действия, рассчитывают на несознательность граждан.

Форма мошеннических обманов очень разнообразна. Обман может совершаться в виде устного или письменного сообщения, либо заключаться в совершении каких-либо действий, например, подмены отсчитанной денежной суммы фальсифицированным предметом.

Более распространенным видом преступлений в телекоммуникационной среде является телефонное мошенничество, которое стремительно набирает обороты и превращается в настоящую эпидемию. Оградить от мошенников способны лишь внимательность и здравомыслие самих граждан.

Ещё раз о телефонных воришках

Мобильные сети предоставляют телефонным мошенникам огромное поле деятельности, ведь мобильность оборудования заметно облегчает заметание следов и уклонение от ответственности, а наличие современных услуг вроде перевода звонка открывает дополнительные лазейки. В сфере мобильной связи интеллект и фантазия мошенников работают на максимальных оборотах.

Большинство звонков поступает с телефонов, чьи сим-карты зарегистрированы на юридические лица, заключившие договор с сотовыми операторами связи на реализацию сим-карт. Также сим-карты могут быть оформлены на утерянные или украденные паспорта, что усложняет ситуацию в раскрытии указанного вида преступлений.

Цель мошенников — заставить человека добровольно передать свои денежные средства. Мошенники, как правило, хорошо разбираются в психологии людей. Обычно они используют следующее воздействие на человека: беспокойство за близких и знакомых; беспокойство за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту; желание выиграть крупный приз. Для этого используются различные схемы мошенничества.

Типичные схемы

На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры можно выделить несколько наиболее распространенных способов мошеннических посягательств на чужое имущество.

Во-первых, это осуществление звонков осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, на домашние, рабочие и сотовые телефоны граждан с целью ввести их в заблуждение относительно родственников, попавших якобы в руки правоохранительных органов за совершение преступлений. Мол, за прекращение уголовного преследования необходимо выложить энную сумму денежных средств, которые нужно перечислить путем быстрых банковских переводов «Вестерн Юнион» и «Мигом». Номер телефона абонента набирается путем последовательного набора цифр по возрастающей, а тут уж как повезет.

Далее денежные средства переводятся обманутым гражданином лицам, с которыми имеется предварительная договоренность. Затем соучастники преступления путем закрытия лицевых счетов в офисах сотовых операторов, или получая деньги в банках, направляют поступившие деньги осужденным в места лишения свободы в виде продуктовых передач или денежных зачислений на лицевой счет, при этом часть денег остается у соучастников преступлений.

На втором месте — мошенничество с платежными картами. Это вид мошенничества, при котором производится операция с использованием платежной карты или ее реквизитов, не инициированная или не подтвержденная ее держателем. Реквизиты платежных карт, как правило, берут со взломанных серверов интернет-магазинов, платежных и расчетных систем, а также с персональных компьютеров (либо непосредственно, либо через программы удаленного доступа).

Кроме того, наиболее распространенным методом похищения номеров платежных карт на сегодня является создание мошенниками сайта, который будет пользоваться доверием у пользователя, например, сайт, похожий на сайт банка пользователя, через который и происходит похищение реквизитов пластиковых карт.

В-третьих, мошенники представляются работниками различного рода социальных организаций. С улыбкой рассказывают потенциальным клиентам, к примеру, под видом представителя государственного банка, о том, что в стране проходит обмен старых денег на новые, или предлагают купить лекарственные средства, помогающие излечить любые недуги.

Очень часто мошенники под видом представителей учреждений государственной власти предлагают оформить различные сделки на имущество. Для введения своей жертвы в заблуждение аферисты раскладывают непонятные бумаги, какие-то ведомости, долго ищут фамилию в «общих списках». Иными словами, создают видимость бюрократической работы, к которой пожилых людей приучила их прошлая жизнь.

Еще один способ — использование услуги «Мобильный банк», позволяющей управлять счетами через мобильное устройство. Данная услуга «привязывает» банковский счет к номеру телефона клиента банка. Мошеннические действия в отношении последних возможны в случае смены ими номера телефона без переоформления услуги «Мобильный банк». Поэтому гражданам следует помнить, что при смене номера телефона необходимо уведомить об этом сотрудников банка и переустановить ее на действующий номер телефона.

Также мошенники используют большую долю рекламного бизнеса в российском мобильном интернет-пространстве. Предложения отправить SMS на короткий номер довольно часто встречаются в спамерских рассылках по электронной почте, в социальных сетях и сетях обмена мгновенными сообщениями.

В 2012 году сотрудниками УМВД России по ХМАО-Югре был выявлен и привлечен к уголовной ответственности за совершение 45 фактов мошеннических действий с использованием средств сотовой связи осужденный, находившийся в местах лишения свободы. Общий ущерб от преступных посягательств данного гражданина составил порядка шести с половиной миллионов рублей.

В качестве положительного примера оперативной работы сотрудников уголовного розыска в 2014 году можно указать пресечение криминальной деятельности организованной преступной группы, совершавшей мошеннические действия в отношении жителей округа.

Схема преступной деятельности фигурантов состояла в том, что один из участников организованной преступной группы вводил в заблуждение продавцов остановочных торговых павильонов о потере им банковского векселя на сумму 1 850 000 рублей в районе магазина. Представившись приезжим, сообщал, что при подаче объявления в СМИ он указал адрес данной торговой точки, и за обещанное вознаграждение в сумме 50 тыс. рублей просил ему перезвонить. На следующий день другой член преступной группы разыгрывал роль человека, нашедшего банковский вексель, и продавал работникам магазина якобы свою долю за 25-30 тыс. рублей.

Таким образом, качественная копия векселя оставалась у продавца, а преступник спокойно уходил с денежными средствами. В мае 2014 года уголовное дело по 29 эпизодам криминальной деятельности преступной группировки направлено в суд с квалифицирующим признаком «совершено в составе организованной преступной группы». Из них 19 эпизодов — по г. Сургуту, четыре — по г. Нижневартовску, три — по г. Нефтеюганску, два — по Сургутскому району и один — по г. Мегиону.

Семь простых советов

С целью реализации профилактических мероприятий по предупреждению совершения мошенничеств предлагаем алгоритм действий населения в случае подозрения на телефонное мошенничество.

1. Первое правило при звонках — не паниковать. Любым способом взять себя в руки, постараться обсудить звонок с близкими.

2. Перезвонить своему родственнику, от чьего имени вам звонили, и убедиться, что с ним все в порядке. Если он не берет трубку или отключен, свяжитесь с его друзьями, коллегами для уточнения информации.

3. Никогда не перезванивать на указанный якобы банковский номер, ни в коем случае не предоставлять посторонним информацию о реквизитах платежной карты и не выполнять «инструкции» незнакомцев.

4. Распространенная ошибка держателей пластиковых карт — если пароль хранится вместе с картой или вообще записан на карте.

5. Снимать деньги лучше в банкоматах, которые расположены либо в офисах банка, либо рядом с офисами банков (эта территория просматривается видеокамерами служб безопасности банков).

6. Пользуясь картой в Интернете, особенно внимательно относиться к своевременному обновлению антивирусной защиты.

7. Не совершать покупок на подозрительных сайтах, обращать внимание на поддержку сайтами технологии 3D-Secure (наличие данной технологии обозначено на сайтах логотипами Verified by Visa и MasterCard SecureCode). Данная технология позволяет подтвердить совершаемую операцию одноразовым паролем, который вы получите на мобильный телефон, либо можно распечатать чек в банкомате или информационно-платежном терминале.

Органы внутренних дел реализуют целый комплекс мероприятий по предотвращению мошенничеств. Но эффективнее всего — предотвращать преступления, а для этого требуется бдительность граждан. Не будьте излишне доверчивыми, не пускайте в свои дома и квартиры мошенников. А если вдруг случилась беда, немедленно сообщите об этом по телефону «102». Вам обязательно помогут. 



Партнеры