Старинной церкви благодать

Старейшему храму Югры исполнилось 120 лет

В августе 2014 года старейшему храму, названному в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона, исполнилось 120 лет. Памятник деревянного зодчества — белая двуглавая церковь — встречает тех, кто пожаловал в сельское поселение Тундрино Сургутского района. 

Старейшему храму Югры исполнилось 120 лет

«Без причастия и исповеди нет спасения»

Людно здесь бывает нечасто: храм окормляет, то есть насыщает духовной пищей, батюшка из соседней деревни Сайгатина. Отец Павел проводит требы и богослужения раз в месяц, но обязательно бывает по большим православным праздникам, например, на Крещение, Пасху. Тогда в старинный тундринский храм съезжается крещеный люд со всей округи. Девятого августа по церковному календарю почитают великомученика Пантелеймона, имя которого носит храм. К нему обращаются страждущие болезнями, он, говорят, слышит их молитвы, исцеляет. Недаром иконописцы изображают святого с ларцом и ложечкой для снадобья в руках. В борьбе с телесными и душевными недугами Пантелеймон — верный помощник, утверждают православные.

— В этом храме были молитвы не один десяток лет, это чувствуется сразу. На богослужении — легко, хорошо, спокойно. Думаю, те, кто приезжает на службу, это тоже ощущают — благодать и покровительство святого Пантелеймона, — говорит протоиерей Павел Артюхов, с 2012 года — настоятель двух небольших приходов в селе Тундрино и деревне Сайгатина.

Прежде он нес службу в Норильске, затем в республике Башкортостан. В новой истории тундринского храма, что началась после его реставрации, отец Павел — первый настоятель. В прежние годы приход считался приписным, то есть ответ за него держал сургутский священнослужитель, приезжавший несколько раз в год.

— Верующие и люди, которые тянутся к Богу, есть везде, — продолжает протоиерей. — Но так у нас сложилось, что человек уверует и обратится к Всевышнему, когда что-то случается. Прихожан в тундринском храме немного, в основном люди идут со своими печалями, впоследствии остаются. Для истинного христианина храм — это необходимость: без причастия, исповеди нет спасения. Так сказано в Писании.

«А сила наша — в вере»

Церковь возвели в 1894 году на высоком северном берегу поймы Оби. В клировой ведомости от 1897 года записано, что «церковь построена тщанием прихожан, зданием деревянная, в одной связи с колокольнею, новая, приделов в ней один во имя Великомученика и Целителя Пантелеймона». Купола церкви были видны издалека всем судам, проходившим по Оби. В те времена храм главенствовал над большим селом, население которого до революции 1917 года составляло около двух тысяч человек. Сегодня, к слову, в четыре раза меньше. Правда, здешние места облюбовали дачники из Сургута и Нефтеюганска, так что летом народу прибавляется.

Один из красивейших домов, просторный и светлый, принадлежит Екатерине Владимировне Лоншаковой. Назвать ее бабушкой язык не поворачивается, скорее — дамой в годах. Точнее будет сказать про невысокую, стройную, в самотканом платье, с гребнем в волосах женщину — сударыня, на русский лад. Екатерина Лоншакова является бессменным руководителем Колледжа русской культуры им. А. Знаменского в Сургуте, председателем региональной общественной организации «Общество русской культуры», удостоена почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Почетный гражданин ХМАО-Югры».

Село Тундрино — ее малая родина: здесь она выросла, здесь остался отчий дом, который стараниями Екатерины Владимировны выглядит весьма достойно — избу подняли, чтобы не подтапливало, обшили деревом снаружи и внутри, украсили резными наличниками и ставнями (редкого мастера-краснодеревщика хозяйка нашла в одной из деревень Омской области).

Екатерина Владимировна рассказала, что в небольшой храм на берегу Оби ходила еще ее бабушка Фекла. Тогда семья жила в деревне Лямина Сургутского района, дорог не было, люди использовали вод­ное сообщение.

— Двадцать километров на лодках преодолевали. Везли с собой платье, которое нужно надевать в храм. Где-то платье шили для театров, а здесь — для церкви. Платье обязательно было со шлейфом, «с хвостом». Рассказывали, когда купчиха Косинцева из семьи состоятельных жителей Тундрино шла в церковь, за ней шли внуки, несли «хвост». У моей бабушки тоже был «хвост», по земле стлался, — вспоминает Екатерина Лоншакова.

Не случайно, считает Е.В. Лоншакова, при пожаре, который случился в Лямина, сгорело все, кроме того самого церковного «намоленного» платья. Божий промысел? Знак? Семья решилась на переезд в Тундрино, поближе к храму.

— Когда был пожар, моя мама рассказывала, а я записала: «Мамонька вынесла иконы пресвятой Богородицы, поставила к углу, пала на колени и молилась, и пошел дождь». Это сила народа русского православного — мы с ней живем и не чувствуем, и не знаем ее, и не верим ей. И в этом наша слабость. А сила наша — в вере, — считает моя собеседница.

Как положено по русскому обычаю, есть в доме Екатерины Владимировны «красный угол» с иконами, молитвословом, лампадкой. Над всем этим возвышается изображение святого Симеона Верхотурского. Икону лет двадцать назад поздним осенним вечером принес незнакомый мужчина. Вручил хозяйке подарок и скрылся. Чудеса, скажете? Нет, не случайно появилась в доме эта реликвия, то был знак уже самой Екатерине Владимировне — она на правильном пути возрождения национального самосознания.

— Сейчас Россия в поисках смысла, национальной идеи. А на самом деле сакральный смысл есть в том понятии, которым называется русская культура. Человеческий капитал — об этом все говорят, но не знают, где его искать, что это такое. Я отвечу — люди, которые живут на земле и сохраняют традиции своего рода, от них нужно собирать информацию, аккумулировать ее в банк данных. Это самое главное направление деятельности сельских клубов и центров досуга, не просто организовывать праздники, а сохранять материально-культурное наследие наших предков.

Я от своей мамы записала практически все, что она знала о деревнях Сургутского района, особенно о Тундрино. Важно не утратить сведения о тех событиях, которые пережила эта земля, — ссылку спецпереселенцев, становление колхозов-миллионеров, как в Высоком Мысу. Это все — память человеческая, то, что нас объединяет. Кто бы мы ни были по национальности, в целом мы составляем единую русскую многонациональную культуру, — говорит Е.В. Лоншакова.

В 1990 году в автономном округе стартовал уникальный проект «Славянский ход» — это комплексная историко-этнографическая экспедиция, которая позволяет объединить усилия ученых, педагогов и студентов, представителей органов власти и православных священнослужителей для выполнения целого ряда важных научных и культурных задач. Создатель этого проекта Екатерина Лоншакова вспоминает:

— В 1991 году, 10 июня, экспедицией «Славянский ход» мы пришли в деревню Тундрино. Люди, которые услышали, что вместе с нами будет священник, вышли на берег реки Курьи. Старые, молодые, с младенцами на руках, ждали крещения. Так мы крестили все деревни от Сургута до Тобольска.

Добрый знак

Но вернемся в храм — гордость жителей Тундрино. Волею судеб строение как объект религиозного культа действовало недолго. Церковь разделила участь своей страны, своего народа, перерезавшего пуповину традиционного уклада жизни. С 20-х годов ХХ века обезглавленное здание храма использовали как зернохранилище, позже как клуб и склад. В советское время здесь располагалась местная киносеть. Свидетелем этого был нынешний глава администрации Сургутского района, уроженец села Тундрино Сергей Черкашин. После литургии, состоявшейся в стенах храма, он обратился к землякам:

— Хотел бы поздравить вас с большим праздником — 120-летием этой церкви. В Сургутском районе она единственная сохранилась. Многое пережила! Помню, в советские времена ходили сюда кино смотреть. Но в 1990-х годах храм вернулся к своему предназначению — помогать верующим, быть для них опорой и домом. У людей возродилась вера в будущее России, в будущее этого поселка.

Во время реставрации старинного храма под полом в районе иконостаса рабочие обнаружили церковную книгу XIX века. Ею оказался Типикон — устав религиозного учреждения. Вероятно, последний дореволюционный священник тундринского храма в лихолетье припрятал его до лучших времен. Тот факт, что книга нашлась, восприняли как добрый знак — у храма св. Пантелеймона началась новая жизнь.

Реставрация памятника деревянного зодчества закончилась к 1998 году. К этому моменту восстановили утраченную центральную главу храма, колокольню, фронтон и крышу над притвором, заново поставили крыльцо. Мастерам удалось воссоздать утраченные элементы внутреннего убранства храма — иконостаса, киота, аналоев. Все, что было утрачено за ветхостью или в результате перестроек — 20 процентов от ведущих конструкций здания и 40 процентов от декоративных элементов убранства церкви, — удалось восстановить. В наши дни тундринская реликвия по праву считается жемчужиной историко-культурного наследия Сургутского района.

Религиозный туризм

Старинный храм великомученика и целителя Пантелеймона в селе Тундрино Сургутского района, без сомнения, будет интересен паломникам, приверженцам религиозного туризма. Этот вид познавательного путешествия нашел поддержку в правительстве Югры. В феврале 2014 года на заседании правительства автономного округа были внесены изменения в концепцию развития внутреннего и въездного туризма в регионе по поддержке этого направления.

Сегодня на территории автономии порядка 150 религиозных объектов — православные храмы, часовни, мечети. Так что потенциал для развития туризма огромен. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру