Чтобы росли цветы и пели птицы

ОАО «Сургутнефтегаз» эффективно утилизирует отходы производства в Республике Саха (Якутия)

Топливно-энерге­тический комплекс — одно из важных слагаемых экономического роста, модернизации производства, развития инновационного сектора экономики и решения социальных проблем. 

ОАО «Сургутнефтегаз» эффективно утилизирует отходы производства в Республике Саха (Якутия)

При этом соблюдение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов являются для передовых нефтяных компаний требованиями и обязательствами одновременно. Именно так относятся к соблюдению правил экологической безопасности в ОАО «Сургутнефтегаз».

Недавно в рамках организованного ОАО «Сургут­нефтегаз» пресс-тура, посвященного десятилетию деятельности акционерного общества в Восточной Сибири, мы стали свидетелями процесса обустройства шламового амбара, расположенного в Республике Саха (Якутия).

Новые технологии — на службе у людей

Мы прибыли на 46-й куст Алинского месторождения, где в это время велись работы по гидроизоляции шламового амбара, размеры которого зависят от количества скважин. На этой кустовой площадке планируется пробурить шесть эксплуатационных скважин, поэтому длина амбара составляет порядка ста метров, ширина — 24 мет­ра, а глубина — два метра. Стенки амбара установлены под углом 30 градусов.

— Для соблюдения экологических требований по размещению отходов бурения в амбарах нашим трестом совместно с НГДУ «Талаканнефть» была разработана технология гидроизоляции с применением полимерного материала под названием геомембрана. Этот материал позволяет полностью исключить попадание вредных веществ: солей, шламов, буровых сточных вод — на территорию кустовой площадки и за ее пределы, — рассказывает заместитель управляющего трестом «Сургут­нефтедорстройремонт» по обустройству месторождений Восточной Сибири Владимир Шевякин.

ОАО «Сургутнефтегаз» является одним из первопроходцев в применении этой технологии, которая предусматривает устройство шламового амбара только в летнее время, поэтому работникам треста приходится обеспечивать задел на будущее.

Геомембрану изготавливают в г. Красноярске по заказу Сургутнефтегаза. Она имеет толщину в 1,5 миллиметра и представляет собой черную пленку, свернутую в рулоны внушительного размера. Поскольку они достаточно громоздкие и тяжелые, к амбару их транспортируют с помощью маневренной техники, а внутри амбара расстилают вручную.

— Наша бригада состоит из семи человек. На обустройство шламового амбара будет использовано 16 рулонов — всего мы уложим 4 тыс. квадратных метров, думаю, справимся за пару дней, а затем бригада перейдет на Восточно-Талаканский блок месторождений. За сезон в зависимости от количества буровых площадок мы обустраиваем около 26-28 амбаров, — рассказывает мастер участка Александр Уткин.

После завершения работ геомембрану засыпают землей по краям сверху и вокруг траншеи, закрепляя ее таким способом внутри амбара. Между собой рулоны свариваются путем нагрева с помощью специального приспособления, которое рабочие называют коротко: «утюг». Это оборудование в зависимости от температуры окружающей среды подбирает оптимальный режим нагрева геомембраны за счет инфракрасного излучения. «Утюг» самостоятельно движется вдоль рулона под контролем рабочих. Два толстых шва обеспечивают полную герметичность.

Когда буровая бригада заедет на куст и приступит к работе, а случится это в декабре 2014 года, амбар будет уже полностью готов к размещению в нем бурового шлама.

После бурения жидкая фаза бурового шлама отделяется от твердой и выво­зится на шламонакопители. Твердая фаза, оставшаяся в амбаре, изолируется, тем самым предотвращается возможное негативное воздействие буровых шламов на окружающую среду.

— Еще одну технологию мы испытывали зимой на кустовой площадке №1 Южно-Талаканского месторождения. Здесь мы были вынуждены изолировать амбар без применения геомембраны, которую укладывают только в теплое время года. Мы успешно применили бентонитовые маты — рулонный водонепроницаемый гидроизоляционный материал из геотекстиля, содержащего гранулы специально активированной глины. При попадании влаги эти гранулы имеют свойство набухать и увеличиваться в объеме на 75 процентов и полностью блокировать попадание всех вредных веществ за пределы шламового амбара.

Что такое трикантер

В каждом нефтегазодобывающем управлении ОАО «Сургутнефтегаз» обеспечена эффективная утилизация нефтешламов. В процессе утилизации нефтешламов в НГДУ «Талаканнефть» применяется высокотемпературный сжигатель твердых нефтесодержащих отходов. Главный инженер нефтегазодобывающего управления Виталий Быков рассказал, что прием твердых и жидких нефтешламов осуществляется в двух каре шламонакопителя емкостью 3 и 1,8 тыс. кубических метров соответственно.

— Содержимое этих шламонакопителей разделяется на специальном оборудовании линии очистки жидкой фазы и трехфазной центрифуге на нефть, воду и твердый осадок (грунт). Отделенные нефть и вода возвращаются в технологические процессы НГДУ, а грунт после термической обработки используется для отсыпки площадочных объектов, — рассказывает Виталий Быков.

Этот технологический процесс представляет собой практически безотходное производство, и нефтяники уже смогли убедиться в его эффективности.

— Что касается тяжелых парафинов, то они сжигаются в специальном блоке — парафиновой камере. Отводимые газы очищаются, и выбросы оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду, в пределах допустимых норм, — пояснил главный инженер НГДУ «Талаканнефть».

Представители СМИ получили уникальную возможность наблюдать за этим процессом в непосредственной близости: после переработки твердый остаток выходит по конвейеру, скапливаясь в специальной емкости. В процессе сжигания твердого остатка образуется зола, которая относится к малоопасному IV классу опасности.

Центр переработки нефтешламов представляет собой специализированную площадку, где, как пояснили специалисты, осуществляется прием отходов после зачистки технологических и дренажных емкостей и резервуаров с целью дальнейшей переработки нефтешламов любой фракции с высокой степенью извлечения нефтепродуктов, имеющих товарную ценность.

Весь процесс автоматизирован, производимые операции выводятся на пульт управления операторной, которым управляют специалисты. Здесь отображается вся необходимая информация о работе оборудования и параметрах технологического процесса.

Производительность трикантера составляет 10 кубометров в час, сжигателя — до трех кубометров в час.

Семейные династии — в почёте

Центральный пункт сбора и подготовки нефти (ЦППН) является универсальным технологическим объектом, на котором добываемая нефтесодержащая жидкость разделяется на товарную нефть, газ и сточную воду. Процесс осуществляется с помощью трехфазных сепараторов «Хиттер-триттер» — эта установка является своего рода промышленным эталоном мировой нефтегазовой индустрии.

Поступающий поток нефти движется в установке строго горизонтально, что, как показал опыт, является оптимальным вариантом применительно к обработке «тяжелых» видов нефти. Нефть готовится до товарной кондиции, после чего «черное золото» направляется на приемо-сдаточный пункт для передачи в магистральный трубопровод. Газ используется на производственные нужды, а также поступает в качестве топлива на газотурбинную электростанцию для выработки электроэнергии и закачивается в пласт для поддержания пластового давления.

Заместитель начальника цеха подготовки и перекачки нефти Виктор Чайкин — человек опытный. Нефтяник рассказал, что сооружения ЦППН обеспечивают проведение всех технологических процессов, связанных с доведением продукции нефтяных скважин (нефти, попутного газа и пластовой воды) до кондиций, необходимых для их дальнейшего транспортирования и использования.

— Все объекты ЦППН строились и вводились в эксплуатацию поэтапно: трехфазные сепараторы, резервуарный парк, технологические факелы сжигания попутного газа высокого и низкого давления. На сегодняшний день проектная мощность цеха составляет 10 млн тонн нефти в год.

Все конструкции и оборудование на площадке сепарации сияют свежей краской, имеющей характерные белый и красный цвета.

— Летом в связи с большим количеством солнечных дней краска выгорает, — пояснил В. Чайкин, — и сейчас разрабатывается новый вид более устойчивой краски.

На смену ежедневно заступают около двадцати специалистов, работающих вахтовым методом из разных регионов России — Башкирии, Омска, Татарстана, Томска, Москвы, Сургута. В основном это молодые кадры. Среди них — инженерно-технические работники, операторы обессоливающих и обезвоживающих установок, товарные операторы, машинисты по обслуживанию насосного парка. Кстати, этот парк достаточно обширный: четыре мощных насоса обеспечивают работу внешнего транспорта; еще два насоса находятся внутри парка, они необходимы для внутрипарковой перекачки.

В завершение нашей беседы В. Чайкин рассказал, что на центральном пункте НГДУ «Талаканнефть» работает его племянник.

— Алексей Попов — старший оператор установки, руководит фактически всем процессом ЦППН. А его мама, ветеран труда ОАО «Сургутнефтегаз» Надежда Попова, и сегодня трудится на ДНС-2А НГДУ «Сургутнефть» на Западно-Сургутском месторождении. Сотрудники станции гордятся, что работают на объекте, который в марте 2000 года посетил Президент РФ В.В. Путин.

Вот такие люди составляют коллектив акционерного общества, образуя трудовые династии в структурных подразделениях Сургутнефтегаза. Своей работой они приумножают славу компании, вписывая в ее историю новые страницы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру