Национальная деревня Русскинская

В музее есть экспонат, который знает ответ на любой вопрос

С 29 сентября по 1 октября в ходе пресс-тура, посвященного развитию этнотуризма в Сургутском районе, группа журналистов посетила несколько удивительных мест. Организатором этого мероприятия выступило управление культуры, молодежной политики, туризма и спорта администрации Сургутского района. 

В музее есть экспонат, который знает ответ на любой вопрос

Спроси у медведя

Есть в Сургутском районе место, которое с виду напоминает обычную деревню, но, побывав там, можно столкнуться с множеством загадок, легенд и мистических историй. Таким населенным пунктом является национальная деревня Русскинская.

Особой гордостью этой деревни считается Русскинской музей Природы и Человека имени Александра Павловича Ядрошникова. В 2010 году музей был признан одним из «семи чудес света» Тюменской области. Заходишь — и тебя сразу окружают олени, волки, птицы, песцы, хорьки и множество других обитателей леса. На входе гостей встречает огромный медведь под два метра в высоту, который пугает своим оскалом и вид имеет устрашающий, словно вот-вот схватит тебя своими мощными лапами с острыми когтями. Удивительно! Не хотелось бы столкнуться с ним где-нибудь в лесу.

Переходя от экспоната к экспонату, становишься свидетелем лесных сюжетов: вот свирепые волки нападают на оленя, здесь грозный филин хватает свою добычу — выдру, а вот миролюбивые белочки собирают по веткам шишки… Это не просто унылые чучела животных, все задействованы в постановочных сценах. В музее Природы и Человека действительно познаешь окружающую среду, чувствуешь себя частью северной природы. Все животные, чучела которых собраны в музее, обитают в Ханты-Мансийском автономном округе. Из экспозиции можно узнать, чем богат наш край.

Во втором зале представлены не менее любопытные экспонаты. С ними связаны легенды, которые увлекательно рассказывает экскурсовод Ольга Савина. Неслучайно в музее так много экспонатов — медведей. Для народа ханты медведь — священное животное. В различных сказаниях, сказках, легендах этот зверь предстает мудрым старшим братом и защитником человека. У коренных жителей Югры принято поклоняться голове медведя, которая установлена на нартах, просить у зверя помощи, совета. А как же музею без этого? И здесь есть голова медведя, к которой не раз обращались жители деревни и гости.

— Чтобы задать медведю вопрос, люди собираются группой. Один из мужчин должен поднять нарты рукой, — рассказывает экскурсовод Ольга Савина. — И если ответ положительный, то нарты становятся легкими, как пушинка. Но если ответ отрицательный, то нарты наливаются тяжестью, да так, что даже самый сильный мужчина не может их поднять.

По словам работников музея, на их глазах медведь давал разные ответы. Неужели такое возможно?

В экспозиции представлены и сцены из народных сказок, что вызывает несомненный интерес у детей. Тут и лисичка с волком с присказкой «Битый небитого везет», и мишка косолапый несет Машу в коробе, а позади катится Колобок...

Создатель музея А.П. Ядрошников собирает коллекцию на протяжении нескольких десятков лет. Он стремится показать уникальность природного и культурного наследия Югорской земли. Занимаясь любимым делом, знакомит туристов с жизнью малочисленных народов Севера. Желающих познакомиться с этой культурой, с этим наследием с каждым годом становится все больше. Ежегодно музей принимает у себя свыше десяти тысяч экскурсантов из России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Восторг туристов можно понять — действительно, место удивительное и необычное.

В настоящее время экспонатов так много, что места для всех уже не хватает. Большие надежды возлагаются на новое, строящееся здание музея, которое, как обещают, к тому же оборудуют новыми музейными технологиями.

Русскинская — деревня небольшая, но музей — не единственная достопримечательность, которую можно здесь посетить.

Хантыйские напевы берут за душу

Центр национальной культуры. Еще одно место, которое не оставит гостей равнодушными. Руководитель учреждения Зоя Николенко, увлеченная культурой народов ханты и манси, с удовольствием изучает их жизнь и делится своими знаниями с туристами.

На пороге гостей встречают работники центра. Без обряда очищения в дом не войти! Очищение дымом от горящей бересты является первым и главным элементом обряда. А вот и один из символов Севера — брусника с сахаром. Как вкусно! Но это еще не все — обряд очищения заканчивается приветственной песней с пожеланием удачи. Ее поет для гостей на языке ханты Нина Тэвлина, жительница деревни.

— Я учусь в Сургутском университете, а сюда приезжаю заниматься любимым делом, — поделилась Нина с журналистом «МК»-Югра» после обряда.

«Очищенным» и угостившимся сладкой ягодой можно и в дом заходить, а точнее, в центр, где ожидают новые открытия. Посетителей удивят национальными музыкальными инструментами, на которых могут играть только специально обученные люди, а таких немного. К сожалению, никто из присутствующих не умеет играть на таком музыкальном инструменте, как тор-сапль-юх (что в переводе — журавлиная шея деревянная). Но в Центре национальной культуры сохранилась уникальная аудиозапись со звуками «журавлиной шеи». Волшебно! Несмотря на незамысловатость, мелодия завораживает. Слушать можно бесконечно. Но время пресс-тура ограничено, поэтому нужно поспешить.

Рукодельницы Центра национальной культуры изготавливают изделия из бисера, шкур животных, а также шьют национальные куклы. Просто наблюдать за этим неинтересно? Тогда попробуйте сшить куклу сами, такая возможность имеется.

Кстати, если есть желание приобщиться к умениям ханты, то милости просим в Центр национальной культуры. Он принимает всех желающих — и детей, и взрослых. Только предварительно необходимо оставить заявку, ведь желающих достаточно много.

Остается только добраться до национальной деревни Русскинской, а это совсем нетрудно, нужно лишь купить билет на автобус, следующий маршрутом «Сургут — Русскинская».

Не хочется уезжать из этого места, пропитанного национальной культурой. Но впереди еще много интересного. Поэтому в путь!

Осторожно, гора!

Углубляясь все дальше, удаляясь от привычной цивилизации, мы держим путь к стойбищу Людмилы Добрыниной — «Орт-Ики». Добраться до этого места не так-то просто. Дом находится на острове, окруженном рекой Тром-Еган. Когда-то эта территория была частью поселка Ермаково.

Дорога на этностойбище — ухабистая, лишь внедорожник справляется с такими испытаниями. И вот, наконец, мы на берегу реки. Здесь нас встречает муж Людмилы Егоровны, который доставляет нашу группу к месту назначения. Мобильная связь пропадает задолго до прибытия на стойбище. Все, как у настоящих северных людей.

Долгий путь окончился поздно вечером, когда совсем стемнело. Но даже при тусклом свете выделяются красочные детали национальной одежды хозяйки стойбища.

Приятно радует замерзших странников стол с национальными блюдами. Горячий суп из оленины… М-м-м, как же хорошо согреться после долгой дороги. На вид еда кажется аппетитной. Необычное сочетание сваренной рыбной икры с брусникой покоряет гостей. Горячий суп с олениной, вареные рябчики, грибная икра, жареная и копченая рыба, которую только утром поймали хозяева стойбища, — каждое блюдо обладает неповторимым вкусом. Единственным угощением, которое решаются попробовать немногие, — это хлеб. Что необычного может быть в хлебе? У народов ханты и здесь есть свои секретные ингредиенты. Людмила Добрынина печет хлеб с добавлением рыбьей икры и оленьей крови.

После сытного ужина можно и отдохнуть. Интересно, а в каких условиях спят на стойбищах? Попробовать нужно и это. Погружаясь в быт народов Севера, приезжие спят в гостевой избушке на настоящих оленьих шкурах. Необычно, но тепло, особенно в дождливую ветреную погоду или зимние морозы. Отдых здесь возможен в любое время года.

После здорового крепкого сна, выйдя ранним утром на воздух, вдыхаешь свежий лесной аромат. Слева — быстротечная река, в которой отражаются пожелтевшие листья. Справа — густой лес. Именно в этот момент наслаждаешься тишиной, умиротворенностью, красотой окружающего мира. И уже не нужны телефон и сотовая связь: город подождет. Впрочем, скрыться от цивилизации в полном объеме не удастся. В домики проведено электричество, есть даже телевизор и стиральная машина. Жители этого места пользуются электрическими плитками для приготовления пищи.

На территории стойбища, кроме домика для гостей, есть еще несколько строений. Деревянный дом-кухня и дом для хозяев, лабазы — маленькие избушки на высоких ножках, где хранятся необходимые вещи, продовольствие, снасти для рыбалки. Подставка такой кладовке нужна для того, чтобы при разливе реки провиант не затопило. А еще это защита от грызунов — любителей поедать чужие запасы.

В ночное время удивительно красиво выглядит чум. Единственный фонарь освещает его, создавая мистическую атмосферу. Чум служит неким музеем, где хранятся домашняя утварь, национальная одежда, сумки и многие другие элементы жизни и быта народов ханты. Со всеми экспонатами нас знакомит Людмила Егоровна, рассказывает историю каждой вещи. Не обходится и без местных легенд. «Орт-Ики» располагается у подножия священной горы, на которую нельзя подниматься пришлым гостям. Лишь избранные ханты-мужчины ходят на гору совершать обряды. А тем, кто ослушался, духи, живущие на горе, могут отомстить.

Желающим испытать на себе прелести быта ханты предлагается самостоятельно нарубить дров, покормить оленей, наловить рыбы и приготовить уху. Если приехать в гости к семье Добрыниных в ягодный и грибной сезон, то можно прогуляться по лесу и набрать дикоросов. За возможность почувствовать себя жителем стойбища взимается небольшая плата (1 тыс. рублей с человека в сутки).

Напоследок Людмила Добрынина проводит экскурсию по своим владениям, рассказывая о жизни общины и планах на будущее. После этого гости отправляются в обратный путь.

В администрации Сургутского района считают, что у внутреннего туризма хорошие перспективы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру