Новый мост через Обь нужен не только Югре

Реализация инвестиционных проектов обеспечит экономический рост автономного округа

Что нужно, чтобы каждый мог сделать вывод о том, что сегодня стало лучше, чем вчера? Необходимы перемены. Имеется в виду, прежде всего, изменение качества жизни. Однако любые серьезные сдвиги (строительство новых дорог, мостов, крупных объектов) возможны только при условии достаточного финансирования. Бюджет региона — ресурс, имеющий понятные ограничения. 

Реализация инвестиционных проектов обеспечит экономический рост автономного округа

Динамика развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры зависит от утвержденных стратегических планов и программ. Реализация инвестиционных проектов в области развития инфраструктуры, транспорта, городского хозяйства, социальной сферы по модели государственно-частного партнерства (ГЧП) является палочкой-выручалочкой для обеих сторон процесса.

Стратегические ориентиры

Повторимся, строительство объектов, составляющих инфраструктуру, всегда связано с высокими затратами. И, как правило, размеры финансирования выходят за пределы возможностей региональных и городских бюджетов. Даже при благосостоянии Югры как одного из регионов-доноров Российской Федерации денег в окружной казне на решение всех проблем не хватает. Но от этих проблем не отмахнешься — развитие инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост территории.

Югра входит в число 60 субъектов России, в которых приняты законы и другие нормативные акты, обеспечивающие правовое регулирование ГЧП. На территории нашего региона приняты и эффективно применяются механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий. Это предоставление субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам, по лизинговым платежам за технологичное оборудование, для компенсации части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры; налоговые льготы; средства инвестиционного фонда.

Активность инвесторов в таких условиях не заставила себя долго ждать: по данным Фонда развития Югры, за последние два с половиной года предоставление государственной поддержки организациям-партнерам на реализацию инвестиционных проектов позволило создать 4228 рабочих мест, 1220 мест в дошкольных образовательных учреждениях, ввести в эксплуатацию 325 892,7 кв. м жилья. Объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ составил более 635 859, 80 тыс. рублей.

В Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года и на период до 2030 года на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства планируется реализация ряда важных проектов. В их числе — строительство лесных дорог круглогодичного действия; программа газификации населенных пунктов Югры; проекты в области строительства и модернизации транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, связи и телекоммуникаций, здравоохранения, образования и иных объектов социальной инфраструктуры.

Одним из показательных примеров решения социальных проблем через ГЧП является строительство в Югре детских дошкольных учреждений. На недавнем заседании правительства автономного округа, которое провела губернатор Наталья Комарова, принято решение о выделении субсидии на приобретение детского сада на 140 мест в Ханты-Мансийске. Глава региона отметила, что новый детский сад позволит увеличить охват услугами дошкольного образования в городе на 9,7 процента и даст возможность посещать детский сад в шаговой доступности маленьким жителям целого микрорайона.

В целом сегодня в Югре активно начат выкуп объектов, возведенных по программе государственно-частного партнерства. Кроме детсада в Ханты-Мансийске, планируется также приобретение дошкольных учреждений в Нягани — на 140 мест, в пос. Излучинске Нижневартовского района, в пос. Федоровском Сургутского района и в г. Сургуте. Сегодня Югра ищет инвесторов для инфраструктурных проектов на 70 млрд рублей.

Инвестиционный климат Югры

На прошедшем в конце сентября заседании комитета окружной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике рассматривались вопросы исполнения окружного закона «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в государственно-частных партнерствах» и «Об инвестиционном фонде Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

Инвестиционный фонд создан более года назад и представляет собой часть средств бюджета автономного округа, подлежащую использованию в целях реализации на территории округа инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. При этом инвесторы могут использовать на конкурсной основе одну или несколько форм участия государства или муниципального образования.

В мае в порядок отбора инвестиционных проектов постановлением окружного правительства внесены изменения, которые призваны повысить доступность средств фонда для инвесторов. Изменения коснулись сроков подготовки документов для формирования и подачи инвестором заявки, а также стоимости инвестиционного проекта, участвующего в конкурсе на предоставление средств инвестиционного фонда автономного округа. По словам директора департамента экономического развития Югры Павла Сидорова, на сегодняшний день пять инвестиционных соглашений в сфере ЖКХ претендуют на поддержку инвестиционного фонда. Сейчас идет процесс содействия инвесторам в формировании заявок и в решении вопросов соблюдения тех требований, которые сегодня установлены законом и постановлением правительства автономного округа.

В настоящее время инвестиционный портфель Югры включает в себя 119 реализуемых и планируемых к реализации проектов (без учета проектов в сфере нефтедобычи) общей инвестиционной емкостью более 450 млрд рублей. Наиболее значимыми из них являются строительство двух перинатальных центров в городах Ханты-Мансийске и Сургуте и автодороги с. Саранпауль — порт на реке Обь. Также чрезвычайно важными для экономики Югры являются проекты по строительству полигонов утилизации ТБО в Нефтеюганском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах и индустриальных парков в Сургуте и Нижневартовске.

На прошедшем Международном инвестиционном форуме в Сочи в рамках заседания коллегии Федерального управления автомобильных дорог был представлен проект по строительству автодороги пгт. Коммунистический — п. Унъюган.

— Он назван лучшим проектом государственно-частного партнерства в Российской Федерации, а технология форматирования этого проекта была рекомендована коллегией к тиражированию во всех субъектах Федерации, — отметил Павел Сидоров.

Вкладывать с умом

Внести кардинально важные изменения в автомобильную логистику Западной Сибири с прицелом на Арктику призван инвестиционный проект «Строительство мостового перехода через реку Обь в Октябрьском районе автономного округа». По словам первого заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Александра Кима, с самого начала этот проект учитывал интересы не только Югры. Значительно улучшая транспортную ситуацию в восточной части округа, новый мост приобретает межрегиональную значимость — он даст возможность выйти на транзитные грузы с Урала на Ямал.

— Реализация проекта позволит существенно сократить путь доставки грузов в Арктику — на 800 километров. Строительство мостового перехода через реку Обь в Октябрьском районе рассматривается в рамках государственно-частного партнерства, в том числе за счет финансирования Российской Федерации, нефтегазодобывающих компаний, в том числе и Газпрома, — отметил А.М. Ким.

Новый двухполосный мост в поселке Приобье Октябрьского района станет важнейшим элементом формирующегося транспортного коридора «Советский — Андра — Надым», а также снизит нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру в районе Сургута. А до этого мостовой переход через реку Обь в районе Сургута является единственным связующим «узлом», обеспечивающим сегодня автотранспортную связь крупнейшему в мире району по добыче углеводородного сырья с другими территориями Уральского федерального округа и России.

Строительство мостового перехода через реку Обь в Октябрьском районе, помимо дальнейшего развития транспортного коридора «Север — Юг», обеспечивает автономному округу освоение лесосырьевых и нефтегазовых ресурсов в правобережной части Оби. Объем капитальных затрат в соответствии с технико-экономическим обоснованием проекта составляет 27,6 млрд рублей. Срок строительства — 4,5 года.

Сегодня Фондом развития Югры проводится работа по подготовке концепции строительства и эксплуатации объекта на основе принципов ГЧП. По мнению экспертов, наиболее эффективным вариантом реализации данного проекта является концессионное соглашение, поскольку оно позволяет равномерно распределить нагрузку на бюджет округа (срок действия соглашения — десять лет) и не влечет наращивания государственного долга округа. Ответственность за соблюдение финансирования, стоимости объекта, сроков ввода объекта, а также за качество строительства и эксплуатации, привлечение финансирования берет на себя инвестор.

Эффективность реализации этого и других проектов оценивается с экономической и социальной стороны, которые весьма взаимосвязаны. В стоимостном выражении отдача от инвестиционных проектов ожидается в размере более чем 170 млрд рублей. При этом прирост рабочих мест к 2016 году — не менее 9 тыс., в том числе 6 тыс. — на предприятиях малого и среднего бизнеса.

План по реализации инвестиционных проектов предполагает к 2020 году увеличить количество вновь созданных рабочих мест до 17 тыс. Это позволит достичь прироста объемов промышленной продукции к 2016 году не менее чем на 50 млрд рублей, а к 2020 году — на 100 млрд рублей.

По оценкам специалистов департамента экономического развития Югры, прирост доходов бюджета только по планируемым к реализации проектам по налогу на прибыль, имущество, НДФЛ тоже весьма солидный. Он должен составить к 2016 году не менее 2 млрд рублей ежегодно, в период с 2016 по 2020 гг. — не менее 3,5 млрд рублей, а в период с 2020 по 2030 гг. — не менее 50 млрд рублей дифференцированно нарастающим итогом внутри периода. Эти показатели станут закономерным результатом проводимой ориентационной политики и переадресации созданной в автономном округе системы инвестиционной деятельности, в том числе и с применением механизма государственно-частного партнерства. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру