«20-20-20» или Как директива может стать дружелюбной к природе

Корпорация «Фортум» сокращает эмиссии парниковых газов, а ТЭЦ компании в Прибалтике отличаются экономичностью и надёжностью

Каковы особенности регулирования рынка централизованного теплоснабжения, изменяется ли объем потребления тепла в домах до и после утепления, почему расширенное производство энергии является первым шагом к солнечной экономике? 

Корпорация «Фортум» сокращает эмиссии парниковых газов, а ТЭЦ компании в Прибалтике отличаются экономичностью и надёжностью

 Уникальную возможность подробно рассмотреть эти и многие другие любопытные вопросы получили представители российских СМИ, которые 6-10 октября приняли участие в пресс-туре по местам базирования Fortum в странах Балтии.

В течение пяти дней журналисты внимательно и скрупулезно изучали опыт реформирования теплоснабжения, посетив две ТЭЦ, работающие на биотопливе. Специалисты Fortum охотно поделились с нами информацией о проектах компании в Эстонии, Латвии и Литве — реализованных и тех, которые еще предстоит осуществить.

План действий ЕС

В Таллинне эстонские специалисты Fortum подготовили для журналистов презентацию своих проектов. Кстати, многие из них имеют за плечами опыт работы в России и внесли достойный вклад в развитие ее энергетики и инвестиционной деятельности. Менеджер по бизнес-развитию и продажам Fortum Тоомас Нийнемяэ три года занимался вопросами генерации в Челябинске, управлял региональной дирекцией, курировал работу электростанций и теплосетей в Тюмени, был вице-президентом компании по Уральскому региону. Компетенции, как видим, достаточные, чтобы провести сравнительный анализ состояния теплоэнергетики двух стран.

В начале своего выступления Нийнемяэ резонно отметил, что представители компании рассматривают семинар как предельно открытый обмен мнениями. Он предоставил на изучение журналистам достаточно объемную информацию о теплоэнергетике в Эстонии. В конце ­1980-х — начале 1990-х годов эта прибалтийская республика была частью энергетической системы Союза. Сейчас, спустя четверть века, в сфере теплоэнергетики страны произошли значительные изменения.

Руководитель компании по производству и распределению тепловой энергии в Эстонии Игорь Тюрлик также имеет опыт работы на объектах Fortum в России: полгода он трудился заместителем директора Тобольской ТЭЦ. Он рассказал в целом о деятельности корпорации Fortum, которая представлена даже в Индии. Кстати, с июня 2013 года в штате Раджастхан работает первая в Fortum электростанция на солнечных батареях мощностью 5 мВт.

На долю Европейского союза приходится почти 42% мирового потребления возобновляемой энергии. Для сравнения: на долю США приходится 23%, Китая — 9%, Японии — 4%. ЕС заслуженно является одним из лидеров в развитии возобновляемых источников энергии. Только за период с 2002 по 2011 годы общее производство возобновляемой энергии в ЕС выросло на 67%, а среднегодовой темп роста составил 7,4%. Поэтому план действий, разработанный Евросоюзом на дальнюю перспективу, заслуживает искреннего уважения. Он получил емкое название «20-20-20» и предусматривает уменьшение энергопотребления и сокращение эмиссии парниковых газов на 20% к 2020 году по отношению к уровню 1990 года. Одновременно традиционные источники топлива и энергии на 20% должны быть замещены возобновляемыми источниками.

Директива «20-20-20» нацелена на то, чтобы сделать экономику Евросоюза энергоэффективной и при этом снизить потребление топлива. В целом она направлена на достижение разумного, уверенного и полноценного экономического роста стран ЕС. Дело в том, что в последние годы энергетическая отрасль в Евросоюзе переживает непростые времена: большая часть энергии, потребляемая ЕС, импортируется, цены на энергоресурсы неуклонно растут. Поэтому реализация указанного плана позволит не только положительно влиять на климат, но и сэкономит значительные денежные средства. По расчетам аналитиков, к 2020 году при снижении энергопотребления ЕС сможет сэкономить до 100 млрд евро в год, а также повысить энергетическую безопасность, снизить объем выбросов вредных веществ в атмосферу. И, конечно, повысить конкурентоспособность стран и предприятий. Подобный план действий разработан и до 2030 года — он получил название «30-40-40».

И биомасса, и отходы — в деле

Компания Fortum в Европе производит электроэнергию на основе гидро- и атомных станций, на долю которых приходится 48% производства энергии. Что касается выработки тепловой энергии, то в этом направлении Fortum проявляет большую гибкость и стремится использовать передовые технологии. 27% станций работают на биомассе.

С приходом компании Fortum в Прибалтике было построено и открыто четыре ТЭЦ. По словам докладчика, все теплоэлектростанции работают 100% на биотопливе, на возобновляемых источниках энергии. Первыми станциями, построенными в Прибалтике, стали ТЭЦ в эстонских городах. Станция в Тарту была сдана в эксплуатацию в 2009 году и является лучшей по рентабельности в компании Fortum.

Еще через год была построена ТЭЦ в Пярну. Введенная в эксплуатацию в мае 2013 года, ТЭЦ в Клайпеде (Литва) работает на отходах, а ТЭЦ в латвийской Елгаве (в эксплуатации — с сентября того же года) — на биотопливе.

БиоТЭЦ в Елгаве одновременно производит электрическую и тепловую энергию. Ее появление в Латвии произвело настоящий переворот в системе централизованного теплоснабжения, на обновление которой в 2008-2013 годах компания Fortum инвестировала порядка 90 млн евро. На ближайшие годы инвестиционной программой компании также предусмотрена модернизация ТЭЦ в столице Швеции — Стокгольме.

Ранее производство энергии осуществлялось в котельных образца 1970-х годов, использовался только природный газ. Нынешние ТЭЦ подтвердили свою эффективность, экономичность и надежность: экономия примарной энергии достигает 30%! Немаловажно, что все ТЭЦ дружелюбны к природе, а значит, экология находится в безопасности.

Еще одной отличительной особенностью ТЭЦ в Прибалтике является уменьшение выбросов парниковых газов: эмиссии СО2 Fortum — одни из самых низких в Европе. При этом в регионе действуют эффективные механизмы поддержки инвестиций в производство «зеленой» энергии. Так, например, в Литве частично возмещается стоимость технологического присоединения; в Латвии используется система чистого измерения и фиксированная плата за мощность; в Эстонии существуют фиксированные надбавки к рыночной цене; в Польше действует система квот, комбинированная с «зелеными» сертификатами.

Альтернатива есть всегда

В Эстонии, как и в других странах Балтии и Северной Европы, большое значение придается сфере экологической безопасности, и России стоит учесть опыт эстонских коллег в этом направлении. Оператор эстонских сетей Elering, к примеру, выплачивает premium субсидии на производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии, а Центр инвестирования в окружающую среду (КИК) выделяет субсидии на различные исследования, цель которых — уменьшить негативное влияние энергетики на окружающую среду за счет дохода от продаж квот на выбросы СО2. Субсидии, направляемые через КИК, предназначены для реконструкции станций комбинированного производства и теплотрасс, а также на развитие ветроэнергетики. Стоит отметить, что ходатайствовать о выделении субсидий по программе управления окружающей средой можно ежегодно.

Альтернативой невозоб­новляемым источникам энергии является пиролизное масло. Это сырье поставляется локальными поставщиками, и его использование позволяет сократить эмиссии СО2 при производстве энергии на 90%. Кроме того, биомасло не содержит серу, которая обычно используется для улучшения качества воздуха. Эстонские энергетики скрупулезно подсчитали, что при объеме производства 50 тыс. тонн биомасла в год количество выбросов СО2 сократится на 60 тыс. тонн, а диоксида серы — на 320 тонн, при этом центральным отоплением будет обеспечено 10 тыс. частных домов или 24 тыс. квартир среднего размера.

Эксперт министерства экономики и коммуникаций Эстонии Рейн Вакс рассказал, по какому пути идет развитие централизованного отопления в республике. На сегодняшний день в Эстонии имеются 230 контуров теплоснабжения, которые ограничены сетью труб, причем в некоторых районах локальное отопление использовать нельзя. Что касается цен, то они формируются на основе документов, разработанных антимонопольным ведомством. Важно отметить, что для устранения существующих проблем в законе есть соответствующие поправки, ведь, чтобы двигаться вперед, по мнению Р. Вакса, необходимо более мотивирующее законодательство. Надо учесть, что многие поправки не вступили в законную силу и в настоящее время находятся на стадии рассмотрения.

По мнению эксперта, для дальнейшего развития централизованного отопления в республике необходимо создавать больше производственных мощностей. Рейн Вакс откровенно признался, что в Эстонии по-прежнему немало старых производственных мощностей, из-за которых происходят достаточно высокие потери тепла. Поэтому в некоторых домах все чаще появляется альтернативный источник тепла от солнечных батарей.

Рейн Вакс отметил, что есть много вопросов к зонам неустойчивого развития, и в министерстве экономики стараются найти наиболее эффективный вариант решения. Цены на гигакалории в Эстонии везде разные. К примеру, самая низкая цена — 34 евро за мегаватт-час (мВт*ч) — в Нарве, самая высокая — в селе Руму, которая достигает 90 евро за 1 мВт*ч. Объясняется это легко — в Нарве тепло поступает от местных электростанций, а в Руму основным источником энергии служит сланцевое масло. На рынке это масло, имеющее характерный желтый цвет, пользуется особым спросом, и эстонцы вынуждены покупать его по мировым ценам, поэтому приоритетным направлением здесь является пополнение возобновляемых источников тепла.

— Мы постепенно переходим на другие источники тепла — с 2015 по 2020 годы на эти цели будет направлено 40 млн евро инвестиций. Этот процесс финансируется европейскими фондами, — резюмировал Р. Вакс.

Вместе — дружная семья

В Эстонии существует Ассоциация теплоэлектростанций и централизованного теплоснабжения (EJKU), в которую входят 45 членов — в основном это сетевые компании. Как отметил председатель правления EJKU Андрес Веске, в 2015 году ассоциации исполнится 20 лет и ее опыт крайне важен для европейской энергетики. Стоит отметить, что на протяжении своей деятельности ассоциация инвестировала в энергетический сектор Эстонии свыше 650 млн евро.

Большое значение компания Fortum придает видам топлива, используемого для производства тепловой энергии. Как сообщила заместитель начальника департамента централизованного теплоснабжения Риина Рандмаа, наибольшая доля — 36% — приходится на древесину и биомассу, 34% составляет природный газ, 11% — сланцевый газ, 10% — сланцы, 6% — жидкое топливо и 3% — торф. Говоря о ценообразовании, эстонская коллега отметила, что худшим вариантом для клиента является нерегулируемая монополия.

Журналистам было интересно узнать результаты сравнительного анализа централизованного теплоснабжения в России и Прибалтике, который провела руководитель инвестиционной деятельности корпорации Fortum в Финляндии и Прибалтике Оксана Григорьева. Цифры оказались ошеломляющими. Так, потери тепла в России могут достигать 60%, а в Финляндии — 20%. В этой связи эксперт отметила необходимость создания единой государственной стратегии и политики развития теплоснабжения. Их цель состоит, прежде всего, в повышении ответственности за энергосбережение у населения, которое должно рачительно относиться к использованию ресурсов.

О том, как используется биотопливо на практике, журналисты узнали, отправившись на ТЭЦ в Тарту.

Далее наш путь лежал в Латвию и Литву, но об этом речь пойдет в следующем номере. Также мы расскажем нашим читателям, как опыт Fortum, наработанный в прибалтийских странах, используется в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру