Дмитрий Шаповал:

«Любое энергосберегающее мероприятие базируется на извлечении экономической выгоды»

Заместитель губернатора Югры Дмитрий Шаповал — о том, как реализуются в Югре мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. 

«Любое энергосберегающее мероприятие базируется на извлечении экономической выгоды»

30-31 октября в Ханты-Мансийске пройдет XIV региональный форум «Энергоэффективность — стратегический вектор развития». В рамках форума лидеры энергетической отрасли Югры поделятся своими достижениями в сфере энергосбережения.

Участники обсудят вопросы реализации программ повышения энергоэффективности на производстве и в сфере услуг, конкурентоспособности в применении энергосберегающих технологий, окупаемости энергоэффективных мероприятий и т.д. Югра накопила немалый опыт в этом направлении, что в своем интервью подтверждает и заместитель губернатора Югры Дмитрий Шаповал.

— Дмитрий Викторович, как вы оцениваете выполнение на территории Югры требований Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ»?

— Этот Федеральный закон содержит несколько групп требований в области энергосбережения. Ряд ключевых требований, касающихся бюджетной сферы и жилищного фонда, выполнен в автономном округе в полном объеме (в размере 100%). Речь идет о проведении обязательных энергетических обследований, разработке программ в области энергосбережения, оснащении приборами учета энергетических ресурсов объектов бюджетной сферы.

Некоторые требования, например, оснащение приборами учета жилищного фонда, выполнены не в полной мере. Тут важно понимать, что закон касается различных групп потребителей и возможность влияния на них также не одинакова. В бюджетной сфере добиться строгого выполнения закона проще, она финансируется из бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований, существуют рычаги прямого воздействия на государственные и муниципальные учреждения.

Собственники же квартир в многоквартирных домах и собственники частных жилых домов, с одной стороны, также имеют обязательства по установке приборов учета, с другой — никакой ответственности за нарушение этих обязательств действующим законодательством не предус­мотрено. Округ может оказывать влияние на таких потребителей, используя лишь косвенные методы, например, через пропаганду энергосберегающего поведения. Понятно, что эффективность таких методов относительно невысока. Тем не менее, даже с учетом всех трудностей общий средний процент оснащения приборами учета в автономном округе по состоянию на начало сентября 2014 года достиг уровня в 93%. Если посмотреть на эту цифру в разрезе отдельных видов ресурсов, то лучше всего дела обстоят с приборами учета электрической энергии (более 99%), сложнее всего — с приборами учета тепловой энергии (88%).

Сложившаяся в округе ситуация не уникальна, практически все субъекты сталкиваются с теми же проблемами. В рейтингах субъектов РФ по выполнению основных требований Федерального закона №261-ФЗ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра стабильно занимает высокие позиции.

— Как была сформирована энергосберегающая политика автономного округа? Каких, на ваш взгляд, успехов удалось добиться за время реализации окружной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ХМАО-Югры»?

— В 2011 году в автономном округе был принят ряд нормативных актов, призванных сформировать политику энергосбережения со стороны правительства автономного округа. Из них можно выделить два основных: закон №67-ОЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в ХМАО-Югре» и целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ХМАО-Югре на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (которая сейчас реализуется в виде подпрограммы госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы»). Реализацию целевой, а сейчас и государственной программы со стороны органов исполнительной власти курирует департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры.

Необходимо отметить, что количество задач, связанных с реализацией политики энергосбережения и выполнением требований Федерального закона №261-ФЗ, достаточно велико. Это проведение энергетических аудитов, разработка оптимальных схем теплоснабжения, разработка проектов повышения эффективности источников тепловой энергии, проведение информационной работы с населением и т.д. Для решения этих задач, а также в целях обеспечения взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и гражданами в том же 2011 году было принято решение о создании Центра энергосбережения Югры в форме автономной некоммерческой организации.

За прошедшие три года был реализован целый ряд мероприятий. Прежде всего, это организационное сопровождение программы — была выработана общая система управления, мониторинга и отчетности, обеспечено получение своевременной информации для принятия решений в сфере энергосбережения. Были разработаны в единых стандартах и подходах муниципальные программы энергосбережения, проведена их синхронизация с программой автономного округа. Ведется постоянный мониторинг энергетической эффективности через автоматизированные рабочие места в государственных и муниципальных учреждениях.

Самым масштабным мероприятием стала разработка схем теплоснабжения и соответствующих электронных моделей крупных поселений автономного округа.

В части формирования регламентированной отчетности подходит к завершению работа по созданию окружной государственной информационной системы мониторинга и управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности ХМАО-Югры.

Был разработан топливно-энергетический баланс автономного округа за 2009-2011 годы, проведена работа по анализу энергоемкости валового регионального продукта, начиная с 2000-х годов (в конце текущего года планируется продолжить работу в части следующих периодов).

Проведены разнообразные и обширные мероприятия по пропаганде энергосбережения среди населения. Все ответственные за энергосбережение в бюджетной сфере прошли обучение.

Ведется работа по разработке обоснований инвестиций в газификацию районов автономного округа. Также проводится ряд научно-исследовательских работ по применению энергоэффективных технологий на предприятиях жилищно-коммунальной сферы.

— Какими путями, по вашему мнению, можно повысить заинтересованность управляющих компаний жилого фонда во внедрении в практику энергосберегающих технологий и оборудования?

— Прежде всего, стоит отметить, что заинтересованность управляющих компаний основана на получении конкурентных преимуществ от внедрения энергосберегающих мероприятий.

Любое энергосберегающее мероприятие — от установки приборов учета до применения технологий по автоматизации и диспетчеризации потребления энергоресурсов — базируется на извлечении экономической выгоды. Так, например, доля коммунальных платежей в оплате содержания жилого помещения составляет 75-87%. Установка индивидуальных тепловых пунктов позволяет сократить платежи за тепловую энергию на 40%, что уменьшает совокупные платежи собственников на 23-25%. Соответственно сокращается число собственников, которые имеют задолженность по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества. Уменьшается задолженность управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями, растет рейтинг предприятия, оно может увеличить количество обслуживаемых домов для роста собственной прибыли.

Данный фактор является основной мотивацией для того, чтобы компании, ответственные за содержание жилого фонда, были вовлечены в процесс повышения энергоэффективности.

На сегодня законодательство определяет собственников помещений в многоквартирном доме ответственными за проведение всех возможных мероприятий по энергосбережению, поскольку после установки любые технологические устройства станут общедомовой собственностью. Поэтому, прежде чем приступать к реализации любых мероприятий по энергосбережению, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. В связи с этим осведомленность населения о возможностях и выгоде применения энергосберегающих технологий является очень важным фактором. Собственники, располагающие всей необходимой информацией, могут в оптимальные сроки решать проблемы энергосбережения в своем многоквартирном доме.

Лица, ответственные за содержание многоквартирного дома, обязаны не реже раза в год доводить до сведения собственников предложения о мероприятиях по энергосбережению, которые возможно проводить в доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Все мы, независимо от сферы своей трудовой деятельности, проживаем в жилых помещениях и потребляем коммунальные ресурсы, поэтому процесс вовлечения в энергосбережение в жилом фонде касается всех без исключения. Основными инструментами для такого вовлечения являются пропаганда и популяризация энергосберегающего поведения среди населения, которым в Югре уделяется значительное внимание.

В рамках государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» мы проводим работу по распространению информационных брошюр, трансляции циклов видеороликов и размещению наружной рекламы, такой как баннеры и брандмауэры на фасадах многоквартирных домов. Фактически информационная кампания проводится АНО «Центр энерго­сбережения Югры» начиная с 2012 года и уже охватила все города автономного округа и в целом порядка 85% населения Югры.

При создании продуктов рекламной кампании мы ставим перед собой цель не просто привлечения внимания или обозначения проблемы эффективного расходования энергоресурсов, но и развернутого информирования жителей о возможностях и способах применения конкретных энергосберегающих технологий и их экономической выгоде. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру