Месторождение Санинское — щедрое, но с характером!

Именное месторождение Сургутнефтегаза названо в честь прославленного геолога

Восьмой цех добычи нефти и газа НГДУ «Лянторнефть» эксплуатирует два именных нефтегазоносных месторождения — Назаргалеевское и Санинское. О первом «МК»-Югра» уже писал. Пришел черед вспомнить имя Валерия Петровича Санина, геолога, заслужившего бессмертие в производственной топонимике ОАО «Сургут­нефтегаз». 

Именное месторождение Сургутнефтегаза названо в честь прославленного геолога
фото автора.

Отличник нефтепрома

Валерий Санин родился в 1937 году в Воронеже. В 1941-м переехал с родителями в Казань — туда эвакуировали авиационный завод, где работал отец. Профессия геолога с ее ореолом романтики была детской мечтой. Окончив школу в 1954-м, Валерий поступил в Казанский госуниверситет на факультет геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений. По его окончании трудился в геологоразведке Удмуртии.

В этот период страна узнала о западно-сибирской нефти. Молодой специалист, энергичный геолог решил поехать в этот необжитый край. С 1963 года судьба накрепко связала Валерия Санина с Тюменью. До 1969 года он работал старшим геологом в Главном Тюменском геологическом управлении Мингеологии. В 1969-м его пригласили в аппарат Главтюменнефтегаза начальником тематической партии по учету и пересчету запасов. В 1971 году он возглавил отдел запасов нефти и газа Сибирского НИИ нефтяной промышленности (СибНИИНП), а в 1989-м был назначен замдиректора института по геологии. С 1994 года Санин работал замдиректора по геологии СургутНИПИнефти.

Профессиональная и научная деятельность Валерия Санина связана с подсчетом и пересчетом запасов нефти и газа в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. В СибНИИНП он создал одну из сильнейших школ по подсчету запасов. Под руководством Валерия Петровича выполнялись работы практически по всем крупнейшим месторождениям Западной Сибири — Самотлорскому, Федоровскому, Мамонтовскому, Усть-Балыкскому, Лянторскому, Быстринскому, Варьеганскому, Западно-Варьеганскому, Покачевскому, Нивагальскому и другим.

Именно Валерий Петрович определил новое, прогрессивное научное направление в развитии нефтепрома по сдерживанию хищнического отношения к разработке месторождений. Часто это шло вразрез с позицией руководителей Тюменского обкома партии и ЦК КПСС, для которых главным было увеличение добычи нефти в регионе любой ценой. Но Санин последовательно отстаивал свою точку зрения и находил поддержку в своем коллективе, среди ученых-геологов и нефтяников Западной Сибири и других нефтяных регионов страны.

Принципиальным, интеллигентным, необычайно скромным, выдержанным человеком с удивительно доброй душой запомнили Валерия Петровича коллеги. Он скончался шестнадцать лет назад, в феврале 1999 года. Отличника нефтяной промышленности СССР похоронили в Тюмени. Среди регалий и наград В. Санина — звание почетного нефтяника Тюменской области, медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», его имя занесено в Книгу почета Главтюменнефтегаза. Валерий Санин был ветераном труда. Но, пожалуй, главная оценка его профессиональных успехов — это светлая людская память о нем. По ходатайству трудового коллектива СургутНИПИнефти имя Валерия Санина присвоено месторождению в Сургутском районе.

Санинка — «капризная девчонка»?

Санинское нефтегазоносное месторождение было открыто в 1999 году поисковой скважиной №3255, которая вскрыла залежи углеводородного сырья. Промышленный приток идет сегодня с трех пластов: в зависимости от возраста формирования нефти, от глубины ее залегания каждый «объект» имеет свою специфику. Пласт БС-4, например, дает повышенное солеотложение на рабочих органах центробежного насоса, что, бывает, выводит из строя оборудование. Но главная проблема — парафиновые бляшки.

— Нужно своевременно проводить депарафинизацию, тогда добыча будет стабильной, — комментирует геолог восьмого цеха НГДУ «Лянторнефть» Руслан Вагизов.

Коллектив ЦДНГ №8 НГДУ «Лянторнефть» ведет эксплуатацию пяти месторождений: от большего к меньшему, и по размеру, и по объему добычи, — Санинское, Назаргалеевское, Маслиховское, Явинлорское и Восточно-Студеное. Прошу нефтедобытчиков дать «человеческую» характеристику каждому из них.

— Назаргалеевское — это, можно сказать, сформировавшийся молодой человек, особый контроль не нужен. А за Санинкой — глаз да глаз! Капризная девчонка — с условиями, которые осложняют добычу. Нужно постоянно проводить депарафинизацию, поэтому здесь в помощь операторам работают бригады технологической группы. Явинлорское тоже требует к себе внимания, но там все понятно: оно маленькое, компактное, как на ладони. Главное в данном случае — отслеживать параметры и вовремя реагировать на отклонения. В принципе работает стабильно. Маслиховское — в свое время нервы помотало, но на данный момент успокоилось. Постоянная работа операторов и технологов дает свои результаты. Восточно-Студеное? Середнячок, средний сын.

— Может ли опытная профессиональная команда добиться хороших показателей добычи с заведомо «скупой» земли?

— Конечно! Серьезное отношение к работе много значит. В моей практике был случай, когда на спор одну скважину выводил в режим, — вспоминает Магомед Пирбудагов, мастер бригады добычи нефти и газа, обслуживающей Санинское месторождение. — Трое суток я жил там. Ни минуты не отходил, по миллиметрам ловил давление. Успокоил ее на третьи сутки, уровень стабилизировался, откачка — все поймал. Если я за что-то взялся, люблю доводить дело до конца. Многие говорили — не будет работать. Будет! К каждой свой подход нужен. Как к женщинам: одной только подмигнул — она и потеплела, а за другой полгода ухаживай, чтобы она на тебя посмотрела, улыбнулась. Но добиться этого можно.

Характерное, конечно, олицетворение. Но что поделаешь, Санинское месторождение — мужская вотчина, разговоры на досуге здесь соответствующие. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру