Свобода ради памяти

Стоит ли амнистировать преступников к юбилею Великой Победы?

Совет по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ подготовил проект амнистии, приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. По замыслу правозащитников, амнистия должна коснуться, например, тех, кто впервые приговорен к лишению свободы на срок до трех лет. А также женщин с несовершеннолетними детьми и детьми-инвалидами, пенсионеров, инвалидов отдельных категорий. 

Стоит ли амнистировать преступников к юбилею Великой Победы?

Из числа осужденных на срок до пяти лет предлагается отпустить на свободу участников боевых действий, а также несовершеннолетних, совершивших преступления впервые. Есть предложение амнистировать приговоренных к лишению свободы на три-пять лет и отсидевших треть срока, приговоренных к пяти-десяти годам, отсидевших не менее половины срока, и даже приговоренных к более чем десяти годам, отсидевших не менее двух третей срока. Среди предложений — и административная амнистия, то есть освобождение от штрафов и сокращение вдвое срока лишения специальных прав (например, водительских — за езду в алкогольном опьянении или другие тяжкие нарушения ПДД). Мнение самого Президента об этих предложениях пока неизвестно, а в Госдуме, которая одна только вправе объявить амнистию, документ СПЧ вызвал множество вопросов.

«МК»-Югра» решил выяснить отношение жителей региона к подобной инициативе. Нашим респондентам мы задали следующие вопросы: «Как вы относитесь к перспективе амнистии, приуроченной к 70-й годовщине Великой Победы? Нужно ли разгрузить тюрьмы, и какая категория осужденных, по-вашему, должна оказаться на свободе?».

Ирина Максимова, председатель общественно-наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания:

— К идее амнистии я отношусь положительно. Главный вопрос, как реализуют эту идею. С одной стороны, тюрьмы, конечно, переполнены. И наказание по ряду статей за нетяжкие преступления можно пересмотреть. Например, по статье 158 УК РФ (кража) — многим осужденным можно заменить меру пресечения на не связанную с содержанием в местах лишения свободы. Человек мог бы жить в семье, работать, возмещая причиненный ущерб, выплачивая суммы по иску.

С другой стороны, если освободить большое количество осужденных, надо обеспечить условия для того, чтобы общество было готово их принять. Сегодня кризисные времена, прогнозируется рост безработицы. Нужно понимать, появится ли у осужденных возможность зарабатывать средства к существованию, насколько велик риск того, что от безысходности они снова встанут на путь нарушения закона.

Проведение амнистии требует комплексного подхода. Надо, например, учитывать, каковы социальные связи у осужденных, которых освобождают, есть ли у человека семья, дом, куда он может вернуться. Другой момент — трудоустройство. Если знать, какие специальности востребованы, можно быть уверенными, что гражданин, вышедший на свободу, сразу займется делом.

Массовая амнистия может привести к непредсказуемым последствиям. Освобождать нужно выборочно. А вообще к каждому, кто подпадает под амнистию, надо подходить индивидуально. Даже если человек осужден за причинение тяжких телесных повреждений, надо разобраться: может, он угодил за решетку, защищая честь и достоинство человека или в результате самообороны.

Виктор Пестов, начальник УФСИН России по ХМАО-Югре, полковник внутренней службы:

— За последние несколько лет в судебной практике многие деяния, ранее считавшиеся преступными, декриминализовались. Шире стали применяться наказания, не связанные с лишением свободы. В течение 2013-2014 годов численность спецконтингента в учреждениях УФСИН России по ХМАО снизилась с 4391 до 3847 человек при лимите наполнения 5541 осужденный.

Сегодня в исправительные учреждения и следственные изоляторы попадают в основном за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Из трех тысяч осужденных, отбывающих наказание на территории округа, 2,5 тыс. человек осуждены за совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений. В том числе, за убийство — 801, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 1061; 68 человек признаны виновными в изнасиловании либо в насильственных действиях сексуального характера; 839 — судимы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Более 45 процентов осужденных уже не в первый раз отбывают наказание в виде лишения свободы.

Цель уголовно-исправительного законодательства состоит в исправлении осужденных и предупреждении совершения новых преступлений. Важно, чтобы амнистия проводилась в соответствии с буквой и духом уголовного права, чтобы на свободу не вышли опасные для общества люди, готовые вновь преступить закон.

Следует учесть, что помимо амнистии существуют другие способы досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания. В пенитенциарных учреждениях действуют «социальные лифты» — система стимулов к правопослушному поведению, при которой условия отбывания наказания зависят от степени исправления. Вставшие на путь исправления осужденные получают хорошие шансы выйти на свободу раньше срока. Так, в прошлом году условно-досрочно освободились 239 человек. Еще четырем осужденным лишение свободы было заменено более мягким видом наказания. В отличие от амнистии в данных случаях досрочное освобождение зависит в первую очередь от желания самого осужденного.

На мой взгляд, безусловно, в рамках амнистии не следует освобождать осужденных, ранее уже отбывавших наказания в местах лишения свободы и совершивших особо тяжкие преступления.

Эдуард Логинов, председатель региональной общественной организации инвалидов и ветеранов локальных войн, военных конфликтов «Содружество»:

— Я однозначно положительно отношусь к амнистии. Во-первых, пенитенциарные учреждения переполнены. Во-вторых, условия содержания осужденных и уровень обеспечения учреждений оставляют желать лучшего, развитие производственной базы абсолютно отсутствует. Раньше осужденные могли работать и компенсировать часть своего содержания в исправительном учреждении, а сейчас это бремя ложится на плечи налогоплательщиков.

В то же время считаю, что к вопросу проведения амнистии нужно подходить очень осторожно. Государство должно выпустить на свободу людей, которые могут встать на путь исправления и которых возможно реабилитировать. Ни в коем случае я бы не стал выпускать педофилов, осужденных за убийство и распространение наркотиков. Пусть сидят в тюрьме те, кто травит наших детей. Я согласен платить больше налогов для того, чтобы торговцев этим зельем навсегда изолировали от общества.

В первую очередь, по амнистии надо выпускать на свободу ветеранов военных действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Это люди, которые встали на путь нарушения закона отчасти по вине государства, не найдя себя в мирной жизни, и они требуют особого внимания. В США, например, уже тридцать лет в принудительном порядке пытаются реабилитировать ветеранов войны во Вьетнаме с диагнозом «поствоенный синдром». Несмотря на все предпринимаемые меры, фиксируются многочисленные случаи суицида, злоупотребления алкоголем, нарушения закона. Люди, оставшись без работы и внимания общества, вынуждены переступать черту дозволенного.

В России эта работа провалена, многие ветераны локальных войн и конфликтов брошены на произвол судьбы. Некоторые служившие в «горячих точках» снайперами или подрывниками «трудоустроены» криминальными структурами. Таких людей надо не в тюрьме содержать, а реабилитировать.

Олег Лапин, заместитель главы администрации г. Сургута:

— В исправительных учреждениях среди прочих содержатся осужденные, совершившие преступления непреднамеренно. Да, они нарушили закон, но по глупому стечению обстоятельств, совершив ошибку на жизненном пути, и теперь глубоко раскаиваются в содеянном. Такие люди, я считаю, заслуживают снисхождения в виде амнистии. Следует выпустить на свободу несовершеннолетних осужденных, попавших за решетку за нетяжкие преступления, в первую очередь, девушек. Выпускать на свободу осужденных за тяжкие преступления считаю неприемлемым.

Виктор Пивоваров, заместитель начальника УМВД России по г. Сургуту, полковник внутренней службы:

— Мы живем в цивилизованном обществе, и к проекту амнистии я отношусь положительно за некоторыми исключениями, поголовно всех освобождать нельзя. Так, не считаю целесообразным амнистировать лиц, осужденных за особо тяжкие преступления. Это, прежде всего, преступления со смертельным исходом, связанные с незаконным сбытом наркотиков, причинением тяжкого вреда здоровью, разбойным нападением. Амнистировать можно осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, например, за кражи и другие составы преступлений со сроком наказания до трех лет.

Алексей Верхоглядов, председатель президиума Сургутской межрегиональной коллегии адвокатов:

— К этой инициативе отношусь положительно. Считаю, что амнистия необходима, и ряд категорий осужденных, например, совершившие преступление по неосторожности или впервые оказавшиеся в местах лишения свободы, могут быть освобождены. К сожалению, все предыдущие амнистии были узкими, выборочными и не достигли цели хотя бы частично разгрузить тюрьмы. Что, на мой взгляд, лишний раз подтверждает необходимость реформы пенитенциарной системы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру