Две Валентины

Югорским ветеранам вручают медали к юбилею Великой Победы

Живут в соседних населенных пунктах — городе Лянторе и поселке Нижнесортымском Сургутского района — две старушки — Валентина Сергеевна Скитова и Валентина Максимовна Бисерова. Друг с другом не знакомы, но их многое объединяет. Тезки. В прошлом обе — жительницы южных краев, сейчас живут на Севере, под приглядом детей и внуков. 

Югорским ветеранам вручают медали к юбилею Великой Победы
Сергей Латышев с дочерью Валентиной. Фото из семейного архива Скитовых.

Обе в 2015 году отмечают солидную дату — 90-летие. Скитова — февральская именинница, а Бисерова будет принимать поздравления 10 мая, следом за другим дорогим сердцу праздником — Днем Победы. Обе героини этого очерка — труженицы тыла, на днях обе были награждены юбилейными медалями к 70-летию Победы над фашистской Германией.

Семейная сага с военным уклоном

История семьи Валентины Сергеевны Скитовой с ее колоритными персонажами могла бы лечь в основу занимательной семейной саги. С военным уклоном, конечно.

1941 год. Отец Валентины, Сергей Павлович Латышев, преподавал тогда в Черниговском военном инженерном училище. Незадолго до начала войны офицерский состав учреждения перебазировали в Иркутск, где началось обучение новобранцев. Наша героиня вспоминает:

— Папа приходит с работы и говорит маме: «Тасенька, нашу часть переводят далеко, в Иркутск. Видимо, надолго, потому что ходят слухи, что будет война». Папа уехал. Мы остались в Чернигове. А вместе с нами и другие офицерские семьи — женщины да дети.

Когда начались налеты и бомбежки, офицеры нашли возможность вывезти родных с Украины.

Нелегко им далось это путешествие. По прибытии в Иркутск на нервной почве и от недоедания у девочки случился колит. И сегодня она помнит, как нестерпимо скручивало приступом живот, как она плакала и будила стонами родителей. Как они провожали дочку во двор, проходя через смежную комнату, где спали вповалку курсанты.

К разговору присоединяется сын Валентины Скитовой, названный в честь деда — Сергеем. Рассказы о военном прошлом своей семьи он подкрепляет чудесными фотоснимками из довольно богатого фамильного архива.

— Я застал деда живым, но он мне ничего не рассказывал. А может, я и не спрашивал, мал был тогда. Этот интерес гораздо позже проснулся. Знаю со слов матери, что он был преподавателем в инженерно-минном училище, заодно на общественных началах руководил военным оркестром... Уже после войны он собирал по приютам беспризорников, отбирал среди них талантливых мальчишек, обучал игре на духовых инструментах. Специализировался на военных маршах. Именно его оркестр снимался в знаменитой киноленте о красном командире Щорсе.

За педагогическую деятельность, за этих мальчишек-беспризор­ников, через музыку узнавших, что и среди послевоенной разрухи и нищеты есть место порядку и красоте, капельмейстер духового оркестра майор Сергей Павлович Латышев был награжден орденом Ленина, который ему лично вручил Иосиф Виссарионович Сталин. Он пожаловал музыканту дирижерскую палочку из слоновой кости, инкрустированную золотом.

Судя по фотографиям, Сергей похож на отца, ветерана ВОВ, дослужившегося до звания подполковника. Иван Максимович, окончив авиатехническое училище, буквально с первых дней Великой Отечественной войны обслуживал экипажи бомбардировщиков. Его первый экипаж был сбит в воздушном бою 30 июня 1941 года, в часть вернулся только летчик.

Но потери несли не только советские войска. Полк, где служил Иван Скитов, активно участвовал в защите Москвы. Согласно архивным документам, с осени 1941 года по конец января 1942-го Иван Максимович подготовил 37 боевых вылетов, сопряженных с авиационными атаками наступающих немецких войск. В августе 1942 года Иван Скитов был назначен авиатехником.

Его полк участвовал в обороне Сталинграда. Скитов подготовил восемь боевых вылетов на бомбардирование вражеских коммуникаций и позиций 6-й армии вермахта. Указом Президиума Верховного Совета он был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

В 1944 году китель авиатехника Скитова украсила медаль «За оборону Москвы», тогда же Иван Максимович был отмечен орденом Красной Звезды. В 1945-м его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени, а также медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга». Он прослужил авиатехником вплоть до 1949 года.

А затем кардинально сменил профессию — стал военкором. Сначала работал литературным сотрудником в газете «Советский Сокол», затем был постоянным корреспондентом газеты «Советская авиация» — уж в этой теме он был настоящим экспертом, знал досконально и теорию, и практику! С 1960 по 1967 годы писал для центральной газеты «Красная Звезда». Карьеру действующего военного корреспондента Иван Максимович завершил в газете «Знамя Победы» Северной группы войск, где проработал до 1972 года. Затем по болезни был уволен в запас. В память о его заслугах за Скитовым сохранили право ношения военной формы.

О чем писал военкор? К сожалению, рукописей публициста в семейном архиве не сохранилось, утеряны в переездах. Есть фотокарточки — на одной из них Иван Максимович пишет, склонившись над письменным столом. Можно рассмотреть чернильницу и свежий номер газеты «Советский Сокол».

А что же Валентина Сергеевна Скитова? Чем заслужила почетное звание «труженик тыла»? В годы войны работала в госпитале — ухаживала за ранеными. Была внимательна, ласкова к ним, как родная дочь, а для иных, совсем молоденьких, как сестра. Она и была девчонкой в то тяжелое время.

Родом из трудового детства

Валентина Максимовна Бисерова встречает гостей песнями: голос у нее звонкий, да и память на музыкальный репертуар — отменная, хотя возраст дает о себе знать.

— Кажется, не помнит простых вещей, например, что с утра искупалась, но иногда такую частушку споет, какую я прежде не слышала! Откуда это берется? Знает много частушек, любит романсы. «Очи черные» пела даже на районном фестивале «Серебряная карусель», — рассказывает дочь Альфия.

Ее мама «подкрадывается» к большому юбилею. И хотя в семье по женской линии были долгожители, перешагнувшие даже вековой рубеж, все равно почтенный возраст бабушки, беспокойство за ее самочувствие держат всех домочадцев «в тонусе».

— Мама живет с нами в Нижнесортымском с 1994 года. Много лет она работала парикмахером в комбинате бытового обслуживания. Всегда была ухоженной, хорошо одевалась, и не было такого праздника, чтобы она — без прически, без шиньона. Сейчас я ее обслуживаю. Мы с мамой схожи характерами: с одной стороны — веселые, острые на язык, любим принимать гостей, с другой — строгих нравов в отношении воспитания детей. Мама никогда не пила спиртного, не выносит запаха табака. Это у нее с детства осталось, когда после ранних похорон матери отец привел в дом мачеху — чужую, курящую женщину.

Валентина Максимовна жила в киргизском городе Токмаке, в семье зажиточного… парикмахера. Да-да, она унаследовала профессию. Отец был настоящим хозяином, строгим главой семьи. Все годы Великой Отечественной войны проработал на призывном пункте, где стриг и брил призывников и офицеров. Поначалу и дочь туда же пристроил, но года не прошло, как мобилизовали девчонку на завод оборонного значения, эвакуированный из Ворошиловграда во Фрунзе (ныне Бишкек). Она работала в первом цеху, где выпускали патроны для автоматов и пулеметов.

Ежедневно необходимо было изготовить 30-35 тонн снарядов. Двенадцатичасовые смены казались бесконечными: уставали так, что после гудка, означавшего конец рабочего дня, валились без чувств прямо у станка, на бетонный пол. Так прошли три с половиной года — без выходных, в нечеловеческих условиях. Ходили в рванье, вшивые, голодные — паек был 800 граммов хлеба, даже документов не имели, вместо паспорта у каждого была бирка. Как в концлагере.

Про несчастную свою молодость Валентина Максимовна не раз рассказывала дочерям и сыну.

— Шокировало то, что на заводе их плетьми били. Как они боялись военных — надзирателей! За опоздание на смену могли и под трибунал отдать. А ведь они еще детьми были! И нельзя слова сказать против… После окончания рабочей смены они даже не уходили, тут же у станков падали без сил, спали. Было и такое, — вздыхает Альфия. — Их гоняли в болото собирать торф, которым топили печи. Мама рассказывала, от сырости и холода у нее по всему телу чирьи соскочили, как что идти не могла, поднялась температура. Еле до дома дотянула: от Фрунзе до Токмака 40 километров пешком ходили. Спасал дед, помогал.

Фронтовой медсестрой в военные годы дошла до Берлина сестра Валентины Максимовны — Лидия Ионова. Сейчас она живет в Омске, в год 70-летия Великой Победы ей исполнится 97 лет.

Пока мы беседовали с дочерью труженицы тыла, а сама Валентина Максимовна развлекала песнями гостей из районной и поселковой администраций, принесших ей юбилейную медаль, в соседней комнате мирно спала внучка — одиннадцатиклассница. Сейчас она как раз в том возрасте, в каком была ее бабушка в начале самой кровопролитной в истории нашего Отечества войны. Войны, которая длилась 1418 дней и ночей, а людские потери исчислялись миллионами жизней.

У внучки Насти скоро выпускные экзамены — зубрит, недосыпает. Тяжело ей приходится. Но сравнятся ли эти печали с тем ударом судьбы, который пришлось вынести старшему поколению? Дай бог, чтобы наши дети не знали ничего страшнее ЕГЭ. 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру