Бюджет, ледокол и весна

Окружная Дума подвела итоги минувшего года

43-е заседание Думы округа, состоявшееся на прошлой неделе, оказалось на редкость насыщенным: на нем было рассмотрено более тридцати пунктов повестки дня. 

Окружная Дума подвела итоги минувшего года
В зале заседаний Думы автономного округа.

 В самом начале заседания председатель Думы автономного округа Борис Хохряков выступил с отчетом о работе законодательного собрания в прошлом году.

Итоги депутатского труда

Прошедший год был юбилейным для Думы ХМАО. Югорский парламент отметил 20-летие своего существования. В 2014 году Дума продолжила работу по законодательному обеспечению жизнедеятельности региона, созданию условий для эффективного развития социальной и экономической сфер, расширению сотрудничества с органами государственной власти федерального уровня, развитию межпарламентских и межрегиональных связей. Приоритетными направлениями деятельности парламентариев были и остаются контроль над исполнением бюджета, его социальной ориентацией, поддержка граждан, совершенствование регионального законодательства, в том числе своевременное приведение его в соответствие с федеральными нормами.

Работа Думы осуществлялась на основе плана, составленного с учетом мероприятий по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию, указов главы государства от 7 мая 2012 года, а также рекомендаций по реализации решений Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании, принятых в 2014 году.

Немного статистики. В 2014 году состоялось 11 заседаний, на которых было принято 120 законов, 364 постановления и заслушано 14 информаций об исполнении решений Думы. В плановом режиме работали четыре комитета, комиссия по регламенту, вопросам депутатской деятельности и этике, депутатские фракции и Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера.

Из 120 принятых законов 21 носил базовый характер, а 99 вносили изменения в действующее законодательство. 37 процентов принятых законодательных актов регулировали государственно-правовое устройство и вопросы государственного управления, 19 процентов касались бюджета, почти половина регламентировала социальную сферу. Депутаты, комитеты и фракции сформировали 35 законодательных инициатив, 81 инициатива поступила от окружного правительства, три — от прокуратуры Югры. Работу на региональной законодательной ниве в целом Борис Хохряков сравнил со строительством дома: депутаты заложили крепкий фундамент, возвели стены и кровлю и теперь большую часть времени посвящают созданию в нем комфортных условий для всех югорчан.

Государственно-пра­вовое устройство — один из ос­новных разделов законодательной базы любого субъекта Федерации. В текущем году депутатам предстоит избрать губернатора, поэтому целый блок законодательных актов был принят ими с целью правового регулирования данного вопроса. Были внесены изменения в отдельные законы в сфере избирательного законодательства, рассмотрены и приняты десять законов, регулирующих местное самоуправление. Борис Сергеевич подчеркнул, что сегодня региональное законодательство полностью соответствует федеральным нормам.

Ключевой задачей всех уровней власти является повышение эффективности социальной политики. Инвестиции в человеческий капитал, поддержание уровня жизни каждого югорчанина — это базовая основа социальной политики в округе, законодательное обеспечение которой в полной мере осуществляет Дума Югры. Социальный блок законодательных актов, принятых в 2014 году, представлен документами в разных сферах. Образование и наука, здравоохранение, социальное обеспечение и страхование, вопросы труда и занятости, жилище, семья, материнство, отцовство, детство, опека и попечительство — такие вопросы рассматриваются на каждом заседании.

Важнейшим элементом законотворческой деятельности является работа в депутатских фракциях, комитетах и комиссиях. Все, кто бывал на депутатских слушаниях, не понаслышке знают, что в ходе дебатов порой искры летят. Однако на заседание Думы парламентарии выходят, как правило, с согласованной позицией. Умение услышать оппонента, вникнуть в его точку зрения, убедить его — это и есть парламентский профессионализм, который присущ большинству югорских депутатов.

В 2014 году была продолжена работа по межпарламентскому взаимодействию. Югорские депутаты вышли с рядом законодательных инициатив в Государственную Думу РФ. В частности, они предложили заменить налог на добычу полезных ископаемых налогом на финансовый результат. Такой закон важен для разработки новых месторождений и добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья. Другой инициативой стало предложение освободить от взносов на капитальный ремонт жилья участников долевого строительства и новоселов в течение пяти лет после сдачи дома в эксплуатацию.

В октябре югорские парламентарии принимали у себя коллег из законодательного собрания Ленинградской области. В плановом режиме работал совет законодателей Тюменской области, Ямала и Югры. Состоялось пять заседаний координационного совета представительных органов местного самоуправления, муниципальных образований и Думы ХМАО. Все заседания по традиции были выездными. В этот раз они прошли в Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Когалыме, Югорске и Белоярском районе.

В ходе работы совета законодателей было рассмотрено 50 вопросов, обсуждались проблемы капитального ремонта многоквартирных домов, новации в сфере улучшения жилищных условий граждан, обеспечение продовольственной безопасности Югры. Изучались практика работы органов местного самоуправления по развитию гражданской активности, участию населения в управлении муниципалитетами, организация взаимодействия с национально-культурными объединениями, профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов, решение проблем с иностранной миграцией.

Был продолжен цикл семинаров-совещаний для глав, депутатов и муниципальных служащих городских и сельских поселений. Семинары, в частности, проводились в Березовском и Советском районах. В ходе этих встреч обсуждали деятельность органов местного самоуправления, формирование его нормативно-правовой базы, работу над окружным и муниципальным бюджетами, роль контрольно-счетных органов в бюджетном процессе, практику реализации федеральных законов, регламентирующих деятельность местного самоуправления.

Важнейшим аспектом парламентаризма является работа с избирателями. Это прием населения, рассмотрение обращений граждан и трудовых коллективов, отчет о деятельности перед избирателями. В прошлом году в адрес депутатов поступило 4605 обращений граждан. Средства из депутатских фондов были направлены на оказание помощи муниципальным и окружным учреждениям, а также конкретным жителям, нуждающимся в помощи. Так, по итогам года 418 граждан получили от депутатов адресную финансовую поддержку на общую сумму 12 млн рублей. Эти средства пошли на приобретение предметов первой необходимости, одежды, обуви, бытовой техники, мебели, замену оконных блоков, ремонт жилых помещений.

373 муниципальных учреждения и 15 администраций муниципалитетов получили финансовую помощь на организацию и проведение спортивных и культурных мероприятий, ремонт помещений, приобретение транспорта, мебели, музыкальных инструментов, инвентаря, издание и приобретение книг и пособий на общую сумму 196 млн рублей.

Подробный отчет о деятельности комитетов и комиссий, депутатских фракций, Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера, молодежного парламента, информация о взаимодействии Думы с Федеральным Собранием, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, а также информация о работе депутатов с избирателями в сфере противодействия коррупции и других формах работы регионального парламента будут доступны на официальном сайте Думы.

Профицит вместо секвестра

Одним из ключевых итогов прошлого года стало принятие бюджета на 2015-й и плановый период 2016-2017 годов. При этом процесс согласования основных его параметров осложнялся негативными внешнеполитическими и экономическими факторами. Бурные и драматические дебаты продолжались буквально до последней минуты, но в итоге депутаты и руководство округа пришли к общему знаменателю. Принятый документ Борис Хохряков сравнил с ледоколом в Арктике, который ведет нас сквозь торосы финансовой нестабильности. К формированию главного финансового документа округа депутаты подошли, руководствуясь консервативным сценарием, и он доказал свою жизнеспособность.

В прошлом году парламентарии пять раз вносили изменения в бюджет, увеличив доходную базу почти на 12 млрд рублей. Отметим, что эта хорошая традиция нашла свое продолжение и в этом году.

На прошедшем заседании депутаты увеличили бюджет более чем на 6 млрд рублей. Его доходная часть возросла со 187 до 193 млрд рублей, а расходная — со 195 до 201 млрд рублей. Профицит стал возможен благодаря безвозмездным поступлениям из федерального бюджета, бюджета Томской области (за мост через реку Вах), Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных организаций, Фонда содействия реформированию ЖКХ (на переселение из аварийного жилья) и других источников.

Основная часть этих средств пойдет на финансирование сферы ЖКХ. Весна — самое подходящее для ремонта время. Увеличение также коснется здравоохранения, строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, социальной политики и образования.

Комментируя принятое решение, Борис Хохряков сообщил:

— Те процессы, что происходят в мире и стране, никак не коснулись ХМАО. Мы исполняем план по доходам и расходам в запланированных параметрах. И на этой Думе даже принимаем решение об увеличении бюджета более чем на 6 млрд рублей. По сути дела, эти средства централизованы. В основном они направлены на решение проблем по увеличению объемов жилищного строительства, то есть деньги будут выделяться муниципалитетам на выкуп жилья, подготовку к зиме и частично на подготовку инженерных коммуникаций.

Дефицит бюджета остался на уровне 7,5 млрд рублей. По мнению Бориса Сергеевича, дефицит нисколько не мешает исполнению бюджета, так как он был заранее запланирован. Да, дополнительные доходы вполне можно было пустить на покрытие дефицита, но в этом случае у инвесторов не было бы возможности строить жилье. Поэтому принятое решение Борис Хохряков считает абсолютно правильным.

Практика последнего десятилетия наглядно демонстрирует, что покрытие дефицита происходит не за счет привлечения кредитов, а за счет дополнительных доходов. Конечно, цена на нефть значительно упала, однако это снижение было скомпенсировано за счет девальвации рубля. Если вспомнить прошлый год, то в него мы вступали с дефицитом в 21 млрд рублей, а к концу года он уменьшился до восьми. Так что нет никаких оснований полагать, что нынешний год окажется хуже предыдущего.

Мнение депутатского корпуса на этот счет выразил лидер фракции ЛДПР в Думе Югры Евгений Марков:

— Распределение доходов, как было сказано на заседании профильного комитета, является целевым. Депутатами обозначены ряд назревших проблем и соответствующие предложения по их решению. Данная корректировка имеет хорошую социальную направленность. Львиная доля средств выделяется на улучшение жилищных условий.

Мы выступали за дополнительную сбалансированность бюджетов целого ряда муниципальных образований. На сегодняшний день у трех муниципалитетов Югры отмечается нехватка средств на защищенные статьи — зарплату, коммунальные услуги, льготный проезд. Департамент финансов об этом знает. Он тоже заставляет муниципалитеты работать в направлении ликвидации этого долга. Из сегодняшних дебатов я понял, что движение по решению этой проблемы встречное: и муниципалитеты принимают предложения департамента финансов, и департамент где-то слышит предложения муниципалитетов. Думаю, что в ближайшее время и этот вопрос будет урегулирован. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру