Проблема парковок в Сургуте требует решения

Власти Сургута к этому не готовы

На прошлой неделе стало известно, что в Госдуму будет внесен проект закона, регулирующего работу парковок, автостоянок и штрафстоянок. В нем также закрепят нормы обеспеченности машино-местами жилых кварталов. Кроме того, опрошенные газетой «Коммерсантъ» эксперты предупреждают, что закон может ввести плату за парковку во дворах. 

Власти Сургута к этому не готовы
Фото с сайта auto.gazeta.kz.

Как видим, федеральные власти вплотную приблизились к необходимости жесткой регуляции процесса паркования. Проблема паркингов в жилых массивах поднималась и на уровне главы нашего региона. Так, на встрече с Натальей Комаровой в феврале крупнейшие застройщики Югры сообщили: затратное строительство подземных паркингов в жилых домах не окупается, так как граждане не спешат приобретать машино-места в собственность или брать в аренду. Процент заполняемости паркингов по ряду объектов в Сургуте находится ниже уровня в десять процентов. Между тем, с 2011 года в Сургуте строителей обязали возводить подземные стоянки в жилых домах из расчета «одна квартира — одно машино-место».

Глава региона тогда подытожила: «Я принимаю задачу по изменению норматива. Все, что окажется в наших силах, мы сделаем. Вы справедливо говорите о том, что площади используются неэффективно. Это лишняя финансовая нагрузка для строителей, которую можно и нужно уменьшить». Местным властям поручили создать рабочие группы по корректировке этого норматива (в некоторых российских городах строят, например, из расчета «две квартиры — одно машино-место»).

Однако, как выяснилось в конце апреля, сургутские депутаты (и среди них — три строителя) не поддержали предложение изменить норматив. Почему? Об этом можно только догадываться, считает Николай Сторожук, учредитель компании «Сибпромстрой», крупнейшего застройщика Югры. Застройщик бьет тревогу: по сути, сегодня местная власть не предпринимает ничего, чтобы реальными действиями подкрепить свое желание упорядочить ситуацию с парковками.

Компания «Сибпромстрой», оказалось, строит паркингов даже больше, чем это положено по действующему на момент освоения земельного участка нормативу. Это довольно удобно для жильцов, в том числе близлежащих домов, если учитывать тот факт, что парковаться во дворах в последние годы стало практически невозможно. Число автомобилистов в Сургуте неуклонно растет, только за десятилетие в городе стало почти на 50 тыс. машин больше. При этом цена машино-места у Сибпромстроя, пожалуй, самая низкая на рынке новостроек города — от 400 тыс. рублей. А заполняемость паркингов в домах компании не превышает 24 процентов.

При этом себестоимость одного парковочного места, по словам Николая Сторожука, составляет 417 тыс. рублей и постоянно растет, в том числе ввиду кредитной нагрузки. Подземный паркинг являет собой не просто пустое пространство, он обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой, системами автоматического пожаротушения, вентиляции и т. д. Его содержание тоже обходится застройщикам в копеечку. Для строительства паркингов привлекаются кредитные средства, которые нужно отдавать, а спроса и, следовательно, дохода нет… В таких условиях бизнес оказывается в затруднительном положении.

Сибпромстрой проводил эксперимент — в течение трех месяцев жильцы домов в 38-м и 40-м микрорайонах могли пользоваться паркингом бесплатно.

— Результат нулевой, автомобилисты не стали даже пытаться воспользоваться этой возможностью. В 38-м микрорайоне порядка 70 процентов автомобилистов паркуются во дворах с нарушением правил дорожного движения. Почему? Люди хотят, видимо, чтобы автомобиль находился на минимальном расстоянии от подъезда, — предполагает Николай Сторожук.

Парковочные места можно также арендовать, месячная плата при этом составляет от 3,5 тыс. до 5 тыс. рублей в месяц.

Возможно, автолюбители стали бы ответственнее относиться к парковкам, если бы за нарушение правил их штрафовали. Но сейчас в городе не создано системы, которая эффективно работала бы на это. Кто будет фиксировать нарушения? Управляющая компания не заинтересована конфликтовать с жильцами обслуживаемых домов.

— Мы неоднократно предлагали администрации воспользоваться рекомендацией бывшего заместителя губернатора В.А. Грипаса, который ссылался на опыт Тюмени: там ввели институт квартальных. Сорок квартальных обходят вверенные районы и фиксируют факты правонарушений, в том числе нарушения правил парковки. И сейчас Тюмень — город с минимумом нарушений такого рода, — говорит Николай Сторожук. 

Сейчас компания вынуждена содержать 6167 машино-мест, из которых сдается в аренду чуть более тысячи мест. Остальные попросту простаивают. Таким образом, нежелание изменить норматив строительства паркомест — это мера популистская.

Опять же 6167 машино-мест, которые построил крупнейший застройщик региона, в текущих ценах — это минимум 2,5 млрд рублей прямых затрат на их возведение. И компания с этой суммы заплатила бы налог на прибыль, эти деньги пошли бы в бюджет. «Бюджет недополучил огромные средства», — подчеркивает учредитель компании. 

Николай Сторожук, учредитель компании «Сибпромстрой»: Компания проводила эксперимент — в течение трех месяцев жильцы домов в 38-м и 40-м микрорайонах Сургута могли пользоваться паркингом бесплатно. Результат нулевой, автомобилисты не стали даже пытаться воспользоваться этой возможностью. В 38-м микрорайоне порядка 70 процентов автомобилистов паркуются во дворах с нарушением правил дорожного движения. Почему? Люди хотят, видимо, чтобы автомобиль находился на минимальном расстоянии от подъезда. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2015

Заголовок в газете: Движения нет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру