Как не стать балластом на производстве

В Тюменской области стимулируют подготовку кадров инженерно-технического направления

Чтобы научить человека теории, достаточно одной трети учебного процесса. Две трети времени студенты должны проходить практику, овладевать профессией непосредственно на предприятии. Другого пути нет. 

В Тюменской области стимулируют подготовку кадров инженерно-технического направления
Начальник отдела профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области Татьяна Дубровина ( в центре). Фото автора.

 Такое мнение высказал генеральный директор завода ЖБИ-3 Владимир Соловьев в ходе заседания «круглого стола» на тему «Строительные кадры в новых экономических условиях: заказ, подготовка, трудоустройство, альянс науки с производством». Мероприятие состоялось в минувшую среду в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете.

Организаторы пригласили к разговору руководителей строительных организаций, профильных учебных заведений, представителей органов власти, общественных организаций. В ходе «круглого стола» были подняты вопросы, касающиеся подготовки кадров для строительной отрасли региона — как ИТР, так и рабочих профессий. Готовы ли учебные заведения удовлетворить запросы работодателя? Готов ли работодатель сформулировать свои требования к выпускникам учебных заведений?

В условиях кризиса наиболее остро встает тема трудоустройства выпускников вузов и ссузов, следовательно, важен социальный заказ работодателя, а также его активное участие в подготовке квалифицированных специалистов. В этом процессе работодателям и учебным заведениям не обойтись без взаимодействия с департаментом труда и занятости населения, а также департаментом образования и науки, профсоюзом строительной отрасли и другими общест­венными организациями— СРОСТО, СРО проектировщиков, Союзом строителей Тюменской области, Союзом архитекторов России.

Данные мониторингов свидетельствуют, что по профильным специальностям среднего профобразования более 60 процентов выпускников находят себе работу. Остальные поступают в вузы и продолжают учиться либо уходят в армию и вопросами трудоустройства начинают заниматься после службы в Вооруженных Силах.

В строительной отрасли Тюменской области трудятся более 70 тысяч человек. Вместе с тем, это направление экономики ежегодно требует прироста примерно еще трех тысяч специалистов. Эта потребность закрывается за счет иностранной рабочей силы и переквалификации рабочих из других отраслей. Такие данные привел заместитель директора департамента труда и занятости Тюменской области Вадим Самсонов.

За последние три года заключено более 150 трехсторонних соглашений между правительством области, предприятиями-работодателями и профессиональными образовательными организациями в сфере подготовки квалифицированных кадров. И все же этого недостаточно. Строительная отрасль, сам строительный рынок весьма подвижны, они чутко реагируют на любые экономические сложности и изменения. В настоящее время на многих предприятиях сокращается рабочая неделя, под риском сокращения оказываются и некоторые специалисты. Особой напряженности при трудоустройстве в строительной сфере не наблюдается, однако на режим неполной занятости переведены порядка 10% работников, заявленных к высвобождению во всех отраслях экономики.

Начальник отдела профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области Татьяна Дубровина сообщила, что с целью повышения качества подготовки рабочих кадров увеличивается количество учебных часов и часов практики. Это залог востребованности выпускников.

— В 2011 году система профобразования перешла на новые госстандарты, которые постоянно обновляются, в соответствии с требованиями работодателей введено более 400 профессиональных стандартов, — сказала она. — В 2015 году срок обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих увеличился на пять месяцев — за счет изменения сроков учебной и производственной практик. А значит, качество подготовки будет выше.

Вопрос трудоустройства специалистов решается и другими способами. Так, работодатели получили возможность направить своих сотрудников на переподготовку за счет средств федерального бюджета. Она осуществляется в десяти МФЦ по подготовке, переподготовке рабочих кадров. За последние два года эти центры выпустили более четырех тысяч специалистов. Помимо этого вузы имеют право осуществлять целевой набор студентов. В этом случае выпускники гарантированно трудоустраиваются на предприятия, которые направили их учиться.

Куда пойти на практику?

Один из проблемных вопросов, который касается всех учебных заведений, — где будущим строителям проходить практику? Мнения представителей учебных заведений, готовящих кадры для строительной отрасли, разделились. У одних есть контакты с работодателями, у других — нет. Кому-то повезло с материально-учебной базой, кому-то хочется большего. Одни предприятия берут практикантов, другим лишние хлопоты не нужны. Это отвлечение ресурсов: временных, финансовых и трудовых. Некоторые работодатели, опасаясь за последствия, заявляют будущим специалистам: «Отметку о прохождении практики мы вам поставим, но к технике и оборудованию не допустим!».

Анна Кашкарова, директор Учебно-курсовой производственной фирмы, Елена Доценко, куратор штаба студенческих строительных отрядов ТюмГАСУ, полагают, что таким образом высококвалифицированных специалистов не подготовить.

— Стройиндустрия почему-то неохотно идет нам навстречу, — отметила Елена Доценко. — Наши стройотряды задействованы лишь благодаря руководству вуза, которое просит помощи у властей города и региона.

Вместе с тем выгоды сотрудничества предприятий со стройотрядами очевидны. У молодежи достаточно физических сил, ребята получают рабочую квалификацию на специальных курсах, они мобильны, и поэтому их вполне можно рассматривать как кадровый резерв. А самое главное, предприятию, которое сотрудничает со стройотрядами, предоставляются налоговые льготы — до 20% экономии на фонде заработной платы.

Всю проблематику по подготовке востребованных и высокопрофессиональных кадров можно свести к организационной и законодательной сферам, уверен генеральный директор завода ЖБИ-3 Владимир Соловьев.

— В молодых кадрах мы, безусловно, заинтересованы. Нам нужно их изучить, увидеть в деле, это наша будущая смена. И нам важно, чтобы ребята изучили производство, набрались опыта. Мы даже заинтересованы оплачивать ребятам их практику, — сказал он. — Мы ждем их у себя на предприятии. Но только во главе с мастером производственного обучения. Мы не можем к каждой группе прикреплять мастера или прораба, у них полно своих задач, им не до практикантов. Поэтому если группа ребят придет на производство со своим педагогом или мастером производственного обучения, это для нас вариант. Проблема — найти столько педагогов в летний период, когда у всех отпуска.

Гендиректор посетовал, что, приходя на производство, выпускники учебных заведений тут же требуют высокие оклады. Ни один работодатель этого не сделает.

— Мы готовы взять на практику 20 первокурсников, но нам важно работать с ними из года в год, так, чтобы эта группа была постоянной. Тогда будет толк и смысл лучших ребят отобрать к нам на производство. И они уже будут получать не 25 тысяч рублей зарплаты, а значительно больше. Просто в силу того, что пять лет они проходили у нас на заводе практику и мы в них уверены, — пояснил Владимир Соловьев.

Руководитель производства критически отозвался о Болонской системе образования, которую вузам навязали сверху, не считаясь с мнением тех же производственников. На данный момент работодатели теряются: на какую должность назначать бакалавра? Его нельзя считать полноценным инженером, а на должность техника назначать не позволяет штатное расписание. Лучше взять на производство, к примеру, просто сварщика, чем мучиться с бакалавром.

Юристам придётся поработать

Альянс науки, образования и производства можно укрепить, если усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу, уверены эксперты. Чтобы производственники были заинтересованы в молодых специалистах, необходимо разработать комплекс мер, регулирующих эти взаимоотношения. Например, это могут быть налоговые льготы для производственников, принимающих на работу практикантов и молодых специалистов, и другие меры.

Кроме того, важно повысить требования к уровню знаний абитуриентов. Высшее образование должно стать действительно высшим. — Я вспоминаю советскую систему образования, при которой поступить в технический вуз было нелегко, а окончить его — престижно. Соответственно, выпускники становились высококвалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда, — отметил губернатор Владимир Якушев в ходе недавнего заседания Клуба инвесторов Тюменской области.

На встрече был поднят еще ряд вопросов и озвучены острые проблемы подготовки кадров. Участники заседания обсудили систему сертификации и квалификации кадров, тему развития стартапов на базе запросов бизнеса, подготовку специалистов кадров для профильных департаментов в органах исполнительной власти. И все же самой обсуждаемой стала тема изменений в системе высшего образования, законодательные нормы, направленные на более тесную интеграцию производства и образования.

Подводя итоги заседания «круглого стола», Татьяна Дубровина отметила, что работодатели заинтересованы в квалифицированных рабочих кадрах, во взаимодействии с образовательными профессиональными организациями. В свою очередь, вузы и ссузы готовы к этому взаимодействию, потому что именно работодатели задают тон образовательным практикам.

— Уверена в одном: раз вопросы поднимаются, значит, они будут решаться, в том числе и по подготовке новой нормативной документации, — сказала Татьяна Дубровина.

По итогам заседания его организаторы и эксперты подготовят резолюцию, которую направят участникам мероприятия, в органы власти и общественные организации строительной отрасли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру