Сургутнефтегазбанк: главный капитал - люди

О том, как каменщик вырос в банкиры

В этом году свое 25-летие отмечает одна из крупнейших кредитно-финансовых организаций региона — Сургутнефтегазбанк. «МК»-Югра» продолжает публиковать цикл очерков о ветеранах банка — о тех, кто стоял у его основания и определял векторы дальнейшего развития. 

О том, как каменщик вырос в банкиры

Нарасхват

Героя этой публикации, Александра Чинчевича, вытянуть на интервью было непросто. Казалось бы, карты нам в руки — теперь житель Тюмени, Александр Владимирович накануне приехал в Югру на празднование 50-летия присвоения Сургуту статуса города.

Но дорогого визитера сразу увлекли в круговерть мероприятий друзья, бывшие коллеги, общественники. Только что его видели в родном Сургутнефтегазбанке — и вот он уже в ИКЦ «Старый Сургут», где Александру Владимировичу вручают удостоверение члена Союза журналистов РФ. Думали выловить его перед презентацией фотовыставки в краеведческом музее, а его уже, тут как тут, окружили тесным дружеским кругом Виктор Унжаков, Ирина Сердюкова, Юрий Кузьменко — одни из тех, с кем он в разные годы работал в Сургуте рука об руку.

Александру Чинчевичу доверили открывать фотовыставку «Сургут: эпоха перемен», потому что именно он и его коллеги — председатели горисполкома 70-90 годов ХХ века обратились к руководству города о создании монумента «Живая история». В своей приветственной речи он рассказал о первооткрывателях и руководителях Сургута, с которыми ему посчастливилось работать и которые год за годом создавали славу Сургуту. Так к юбилею города родилась фотовыставка «Сургут: эпоха перемен», которую необходимо преобразовать в исторический монумент города.

Александр Чинчевич — образец человека, который активен безотносительно того, какая эпоха на дворе. Когда рушатся империи, перекраиваются границы, меняются основы политико-экономического устройства, многое ли зависит от рядового человека? Ветки, оказавшиеся в бурном ручье, могут быть увлечены потоком. А могут, объединенные в плотину, перекрыть течение. Чинчевич — из отряда не ведомых, а борющихся и созидающих, пусть даже вопреки обстоятельствам.

В профессиональной деятельности нашего героя выделяются три этапа. Профессиональный инженер-строитель, он активно участвовал в строительстве железной дороги «Тюмень — Сургут — Нижневартовск — Новый Уренгой», застройке Тюмени, Сургута, Надыма, Когалыма, Ноябрьска, Лангепаса и Нового Уренгоя. С конца 1960-х Чинчевич входит в партийную и хозяйственную номенклатуру области — он второй секретарь Сургутского горкома КПСС, а затем председатель горисполкома, депутат и член исполкомов Сургутского районного и городского советов, Тюменского городского и областного советов, председатель комиссии областного совета по делам строительства и архитектуры.

Третьим был период работы в банковской сфере — более 22 лет. Александр Чинчевич возглавлял Тюменскую областную контору Стройбанка СССР, а затем Тюменское территориальное управление по финансированию и кредитованию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. В конце 80-х работал в Промстройбанке СССР членом правления и возглавлял сначала управление строительного комплекса, а затем ТЭКа СССР, соответственно отвечая за финансирование и кредитование строительного комплекса, после чего — ТЭК страны.

Таким образом, Александр Чинчевич имел прямое отношение к созданию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса Советского Союза, а в Тюменской области — месторождений Среднего Приобья; Южно-Балыкского, Сургутского газоперерабатывающих заводов, объектов электросетевого строительства и энергетики. Осуществлял финансирование и кредитование развития баз строительной индустрии и подрядной деятельности нескольких промышленных министерств — Минмонтажспецстроя, Минэнерго, Минпромстроя, Миннефтегазстроя. В девяностые годы он также возглавлял Инженерно-инновационный банк в г. Москве.

В период с 1997 года по 2006-й был советником председателя ЗАО «Сургутнефтегазбанк». За эти годы кредитное учреждение стало одним из значимых не только в ХМАО-Югре, но и в Уральском федеральном округе.

Прямо сказать, неординарная трудовая летопись. Учитывая, что на первых ее страницах значится: 1959 год — окончил Ясиноватский техникум транспортного строительства; 1959-1960 — каменщик, мастер СМП в тресте «Свердловсктрансстрой». Строительство, управленческая деятельность, банковская сфера — наш герой, однако, не был дилетантом ни в одной из этих сфер. Не переставая, учился: окончил Тюменский инженерно-строительный институт; Свердловскую высшую партийную школу; Академию народного хозяйства при Совете министров СССР.

На сломе эпох

Как удалось нашему герою органично влиться в такие разные эпохи? Главным, как оказалось, было желание Чинчевича ни при каких обстоятельствах не оставаться в стороне от работы, не быть равнодушным к процессам, которые разворачиваются вокруг.

— Надо всегда работать и не давать себе слабину. Действительно, по профессии я — инженер-строитель. Но, когда я почувствовал нарастающее экономическое неблагополучие в стране, стал упорно и настойчиво интересоваться экономикой. И по-другому посмотрел на профессию банкира, которая казалась такой прозаичной. Я понял, что банковская сфера — это кровь и нервы экономики. И без глубочайшего знания дисциплин народного хозяйства быть профессионалом в банковской сфере невозможно, — говорит А.В. Чинчевич.

Работать в банковской сфере Александр Владимирович начал в 1983 году — ему доверили руководить Тюменской областной конторой Стройбанка СССР, затем — управления Промстройбанка. Сегодня наш собеседник вспоминает об огромных объемах финансирования промышленности, которое осуществляла эта структура. Основным предназначением банка было обеспечение сохранности денег, которые вкладывались в строительный комплекс и ТЭК, чтобы все транши шли по назначению. Так и получалось. И воровства не водилось, хоть и не было тогда Счетной палаты.

И тут, конечно, интересен период смены эпох — когда советский век сломал свой позвоночник; когда жизнь выстраивалась по-новому, и далеко не всем были ясны ответы на вопросы, как у Высоцкого: «Куда все делось и откуда что берется?».

— Экономика очень тяжело это переживала. Страна была абсолютно не готова к жизни в новых условиях. Выживали только или самые умные, или самые приспосабливаемые, либо те, кто успешно умел перенять западный опыт, — рассуждает Чинчевич.

Как можно было продолжить гарантировать рачительное использование денег ТЭКа с приходом рыночной экономики? В новых условиях было важно не отпустить ситуацию на самотек, и это прекрасно понимал генеральный директор ОАО «Сургут­нефтегаз» Владимир Богданов, подчеркивает наш собеседник.

— Интерес Богданова состоял в том, что, имея собственный банк и развивая его, он уверен — деньги компании будут сохранены. И это было очень важно, ведь бардак в нашей любимой стране был такой, что кому-то рубль покажи, а у тебя тысячу своруют. Богданов — один из тех, кто деньги компании за границу не отправляет. Он знает, как ими правильно распорядиться. И у него уже была команда, на которую он мог положиться.

Александр Чинчевич напоминает, что крепкий кадровый фундамент в основание Сургутнефтегазбанка был заложен еще в советское время — это были как раз сотрудники Промстройбанка СССР (на базе которого в 1990 году создали Сургутнефтегазбанк).

— В те годы сургутское отделение Стройбанка, потом Промстройбанка, было одним из самых крупных в стране. У них штат был больше 150 человек. И эти ребята финансировали крупнейшие стройки Сибири, направляя туда ежегодно по 5-6 млрд рублей капитальных централизованных вложений, — рассказывает ветеран банка.

— Таким образом, в СНГБ с самого начала был очень сильный состав правления, с которым банк уверенно двигался вперед начиная с 1990-х, хотя многое приходилось постигать с нуля, — вспоминает А. Чинчевич. — Но главное — председателем совета директоров был Владимир Леонидович Богданов — сильный руководитель, я и с десяток таких по стране не назову. Под его руководством даже те, кто не представлял себе в полной мере особенностей деятельности коммерческих банков, вместе находили единственно правильное решение в любых трудных ситуациях.

Учителя и наставники

…Оглядываясь на прожитое и достигнутое, Александр Чинчевич перечисляет тех, кому обязан профессиональным и личностным ростом. Звучит много фамилий, вот лишь некоторые.

Абел Аганбегян, ректор Академии народного хозяйства СССР, первый главред всероссийского экономического журнала «ЭКО» («В 1970-е годы мы этот журнал зачитывали до дыр, пополняя свои знания в экономике»).

Российские банкиры Михаил Зотов и Виктор Геращенко. О них наш собеседник говорит: «Это были такие мэтры, пройти школу которых дорогого стоило! Благодаря им развитие банковской системы страны в переходный период даже опережало развитие экономики».

Борис Щербина, председатель Бюро ТЭКа страны, один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. «У этого человека было невероятное число соратников и учеников. Именно он дал стране больше десятка союзных министров, 350 тюменцев вошли в систему управления страной. Он и мне дал путевку в жизнь», — говорит Чинчевич о своем наставнике.

Василий Бахилов, первый секретарь Сургутского, Нижневартовского районного и городского комитетов КПСС. «Мы (Чинчевич говорит о своих союзниках по Тюменскому областному общественному фонду им. В.И. Муравленко, вице-президентом которого является. — Ред.) сейчас все делаем для того, чтобы эта фамилия получила достаточно широкую известность. Потому что этот человек очень многое сделал для нашего региона. Если бы не встреча с ним, кто знает, остался бы я в Сургуте? Когда он пригласил меня на работу, я не мог ему отказать — настолько этот крестьянский сын покорил меня своей мудростью, глубиной знаний», — вспоминает А. Чинчевич.

И это далеко не все известные персоналии, встречи с которыми были для Чинчевича судьбоносными. Кстати, об одном из таких людей — знаменитом энергетике-первопроходце Севера Игоре Киртбая — Александр Чинчевич написал и издал книгу очерков «Память сильнее времени».

«Многое зависит оттого, с какими людьми ты в жизни встречаешься», — резюмирует наш герой. И он под стать своим учителям, наставникам, соратникам — неутомимый труженик, во всем желающий дойти до самой сути. По его признанию, от всех этих людей он получил большой объем неоценимых знаний, которые сам спешил применить на практике.

А еще Александр Чинчевич признает, что для него всегда было важным самому передавать накопленный опыт молодым поколениям. Потому что новая эпоха, как ни крути, привела в банки новое поколение руководителей — тех, у кого уже было специальное образование, более точное представление о значении отраслей в общемировой экономике, знание зарубежного опыта и т.д. «И я в 1990-е точно понимал, что надо давать дорогу молодежи, они в этих условиях могут хорошо поработать», — признается наш собеседник. А рассказывая о Председателе Правления Сургутнефтегазбанка, делится:

— Андрей Король, который в 25 лет стал членом Правления СНГ, вырос на моих глазах. И я не видел другой кандидатуры для этого, настолько подходящей по складу ума, по разумности. И команда, сформированная Андреем Витальевичем, такая же энергичная и высокопрофессиональная. Уверен, что в дальнейшем банк ждут новые достижения. В конечном итоге это важно и для простых людей, которые хотят видеть защищенный от рисков банк, умеющий работать с клиентами и своевременно реагирующий на новые вызовы в нашей экономике. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 1 июля 2015

Заголовок в газете: Из отряда созидающих

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру