Трудно, зато интересно
Ирина Кайдалова пришла на работу в Сургутнефтегазбанк в конце 1990-х годов, на которые пришелся один из самых сложных периодов в развитии банковской системы страны. Вспоминая об этом, Ирина Зауровна не скрывает, что приходилось очень трудно, но от того было еще интереснее: при решении нестандартных задач просыпался спортивный азарт. К тому же в итоге это дало ей колоссальный опыт.
— Это был непростой период, — вспоминает Ирина Зауровна. — До этого банк был не коммерческой организацией, а учреждением. Это было время перехода банков на коммерческие рельсы. Никто особо не понимал, что такое коммерческая деятельность и как нужно зарабатывать прибыль.
Вспоминая о дефолте конца 1990-х — начале 2000-х годов, Ирина Кайдалова не скрывает эмоций:
— Я помню тот кошмар, который творился в банке, когда в один момент доллар с шести рублей подскочил до 26, это была шоковая ситуация! На тот момент банк продал валюту и работал с рублями, так как в то время валютные кредиты не были распространены и валюту попросту некуда было размещать. Тогда мы потерпели огромные убытки, было очень трудно переломить ситуацию и выйти «в плюс».
Вторым периодом, который неизгладим из памяти нашей героини, стал кризис 2008 года. По ее словам, банк выходил из него в течение длительного времени, которое опять же стало периодом мобилизации и роста. Ирине Кайдаловой оно запомнилось множеством бесценных уроков. Благодаря сильной команде банк не только выдержал кризис, но и многое приобрел, решая трудные задачи.
Как рыба в воде
Карьеру в банке Ирина Зауровна начинала рядовым специалистом в плановом управлении, но уже через два месяца стала ведущим специалистом, а потом как по накатанной: после реорганизации структуры стала начальником отдела, затем начальником экономического управления, экономического департамента. В итоге Ирине Кайдаловой предложили должность заместителя председателя правления банка.
Кстати, стоит отметить, что в Сургутнефтегазбанк Ирина Зауровна пришла без опыта работы в банковской сфере, до этого она работала в должности заместителя главного бухгалтера по экономическим вопросам в строительном тресте «Сургутнефтепромстрой», где получила бесценный опыт, который пригодился ей и в стремительно развивающейся банковской системе.
— Когда я пришла в банк, то почувствовала, что в некоторых моментах я более подготовлена, чем многие сотрудники, сказался опыт работы в промышленной организации, где я прошла всю систему становления хозяйственного расчета, налоговой системы. В банке же на тот момент все было гораздо проще, поэтому мне было где развернуться, — говорит она.
Став заместителем председателя правления, Ирина Зауровна спустя некоторое время курировала службу внутреннего контроля банка, которая нуждалась в срочной реорганизации. Сегодня она вспоминает о том, как ей приходилось практически «с нуля» выстраивать работу службы, которая к тому моменту исчерпала себя и не оправдывала надежды и поставленные руководством задачи. За четыре года ей удалось поднять службу на должный уровень.
— Я до сих пор с содроганием вспоминаю частые проверки Центрального Банка РФ, — отмечает И.З. Кайдалова. — Бывало, приезжало разом большое количество проверяющих, и их всех нужно было обеспечить работой, предоставить необходимые документы, тогда мне приходилось несладко. Кроме того, я работала с аудиторами, ревизионной комиссией, была связующим звеном между службами банка и всевозможными проверками, часто отстаивала позиции банка по многим вопросам. Тогда я уже была в этой сфере как рыба в воде.
Сквозь призму прошлого
Наша героиня ушла из Сургутнефтегазбанка два года назад, но до сих пор с теплотой вспоминает время работы в банке — целых 18 лет. В памяти Ирины Зауровны банк остается дружелюбным и, можно сказать, домашним.
— Сейчас, конечно, многое изменилось, банк стал более «коммерческим», если можно так сказать, но сейчас и время такое, я бы сказала, более жесткое, — размышляет она. — С одной стороны, я, наверное, соглашусь с той политикой, которая проводится в банке сегодня. Основная цель банков — извлечение прибыли, и с формальной точки зрения это правильно, бизнес есть бизнес, но я попала немножко в другое время, более интересное, поэтому и мнение у меня на этот счет другое. Перемены происходят постоянно, но, на мой взгляд, оценку этим переменам нужно давать не через год-два, а спустя более длительный промежуток времени.
Несмотря на то что Ирина Кайдалова уже полностью отошла от банковской деятельности, она с интересом продолжает следить за метаморфозами, происходящими в банковской сфере, всегда держит руку на пульсе.
— Я каждый день просматриваю популярный банковский сайт, где регулярно публикуются банковские новости, изменения в законодательстве и т. п., правда, теперь я делаю это больше из личного интереса, так как имею счета в разных банках и должна быть в курсе всего происходящего там. У банков сейчас очень непростой период, постоянно ужесточается надзор за их деятельностью, их беспрестанно проверяют, кратно возросли требования к качеству услуг.
Ирина Зауровна призналась, что интересуется и тем, как обстоят дела в родном Сургутнефтегазбанке, пусть не так досконально, как раньше, но она всегда в курсе ключевых событий и искренне радуется каждому новому успеху. Обо всех изменениях она узнает по большей части не из ленты новостей, а из общения с бывшими коллегами, многие из которых по-прежнему трудятся в СНГБ. Со многими у Ирины Зауровны остались хорошие отношения.
Авторитетом в экономической сфере Ирина Кайдалова считает для себя своего бывшего руководителя — Галину Афанасьевну Пастухову, с которой наша героиня по сей день поддерживает теплые дружеские отношения.
— Когда я пришла в банк, Галина Афанасьевна была уже членом правления и руководила как раз финансово-экономической службой. Она ввела меня в профессию, ведь изначально я не была банкиром. Вообще, банк сделал для меня очень многое: я заочно окончила экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, затем Международный институт менеджмента по квалификации MBA. Банк оплачивал мое обучение, отпускал на сессии, и я считаю, что не подвела его и оправдала вложенные в мое обучение средства. Все знания и умения я вложила в работу.
«Неправильный» отдых
В свои 54 года Ирина Кайдалова полна энергии, которой, кажется, с выходом на пенсию у нее только прибавилось. Сейчас она проживает в Санкт-Петербурге, но заслуженный отдых опять отошел на задний план.
— Думала, что уйду на пенсию, буду на диване лежать, сериалы смотреть и книжки читать, ан нет, — с улыбкой в голосе говорит Ирина Зауровна, — и здесь нашлось, чем заняться.
В северной столице Ирину после проведенной ревизии выбрали председателем правления в доме, где она проживает. Сейчас она решает все вопросы, которые касаются благоустройства, ремонта, гашения долгов, взыскания долгов с жильцов. В общем, жизнь бьет ключом.
— Финансовые документы я читаю легко, поэтому согласилась стать председателем, а когда сделала ревизию, схватилась за голову. Обнаружила нецелевое использование денежных средств, долги поставщикам коммунальных ресурсов, но ничего, сейчас я уже практически вывела дом из состояния банкротства, — продолжает рассказ наша героиня.
Ирина Зауровна успевает найти время для души, то, чего не могла себе позволить во время работы в банке.
— Я ведь по натуре очень творческий человек, мне нравится заниматься ландшафтным дизайном, создавать цветочные композиции, раньше на это просто не было времени, а вот сейчас я отрываюсь по полной, — смеясь, говорит она. — Я много путешествую, общаюсь с друзьями, очень много занимаюсь с внучкой Лизой, она в этом году пойдет в первый класс, в общем, получаю удовольствие от жизни. Сейчас жизнь кипит так, что и 24 часов не хватает, хотя, наверное, мне не хватало их всегда.
Секрет успеха
Как же удается хрупкой женщине добиваться таких успехов, успевать буквально все и постоянно сохранять оптимистический настрой? Никакого секрета, по словам Ирины Кайдаловой, здесь нет.
— Формула проста: конечно, нужно обладать некими лидерскими качествами, ну и мозги должны быть светлыми и рабочими. Я не могу сказать, что работа должна приносить удовольствие, она не может радовать всегда, но то, что должно быть интересно, — это точно. Лично у меня заработок никогда не стоял на первом плане, мне просто была очень интересна моя работа, мой труд был оценен и оплачивался всегда достойно.
Я всегда работала с полной самоотдачей и никогда не перекладывала те задачи, которые ставили передо мной, на кого-то другого. Человек должен занимать активную жизненную позицию, вокруг него все должно кипеть, и тогда все получится.
Я люблю людей, люблю общение. У всех нас разные способности, и нельзя от человека требовать невозможного. Не каждый человек в силу своих аналитических способностей может выполнять какую-то работу, поэтому я всегда пыталась найти в человеке именно то, в чем он особенно хорош, в чем может максимально себя реализовать, и у меня это получалось.
Ирина Зауровна призналась, что с теплотой вспоминает годы работы в банке, несмотря на все трудности, которые приходилось преодолевать:
— Я нисколько не жалею, что жизнь сложилась так, что я пришла в банк, в новую для меня сферу. Банк дал мне многое — и как специалисту, и как человеку. Я до сих пор люблю Сургутнефтегазбанк, но считаю, что ушла вовремя. Надо давать дорогу молодым!
В завершение нашей беседы Ирина Зауровна передала большой привет городу Сургуту и Сургутнефтегазбанку, который, в соответствии с ее пожеланиями, к своему полувековому юбилею придет сильным и крепким, одним из лучших банков в масштабах России.