Госуслуги в электронном виде: понятно и удобно

В ногу со временем

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — это не только нефтяное сердце России. Югорчане пре­успели и во многих других жизненно важных сферах, включая социальную. Один из факторов, положительно влияющих на качество жизни в регионе, — это высокий уровень обеспечения жизненного пространства людей, в том числе развитие услуг, получаемых населением в электронном виде. 

В ногу со временем

Югра стала одним из 30 субъектов России, которые получат субсидии на развитие информационного общества. На эти цели округу будет выделено более 15 млн рублей.

Документ по Интернету

Так, например, по данным независимых рейтингов неправительственных организаций, Югра — один из региональных лидеров по уровню развития информационного общества и электронного правительства. Согласно Индексу готовности регионов России к информационному обществу, который рассчитывает Институт развития информационного общества, автономный округ входит в пятерку лидеров в общероссийском рейтинге.

Сами же югорчане все активнее пользуются возможностями сети Интернет, в том числе для получения государственных и муниципальных услуг. По доле граждан, пользующихся Единым порталом госуслуг, автономный округ занимает четвертое место среди субъектов Российской Федерации. С показателем, превышающим 62% населения, пользующегося услугами портала, наш регион уступает лишь Ямало-Ненецкому автономному округу, Приморскому краю и Республике Татарстан.

Роль Интернета в жизни современного человека трудно переоценить, мы уже не представляем, какой бы была жизнь, не будь его под рукой. И, действительно, помимо развлекательной, информационной и досуговой функций, Интернет сегодня выполняет еще одну — он избавляет граждан от бесконечных походов по многочисленным инстанциям с целью получения той или иной справки или документа.

Система электронного правительства, которая сейчас активно внедряется по всей России, предполагает такую систему электронного документооборота, предоставления информации и оказания ряда государственных услуг гражданам и бизнесу, при которой личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано, но при этом используются информационные технологии.

В настоящее время в автономном округе принят и успешно выполняется план мероприятий по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Развернута региональная система межведомственного электронного взаимодействия, позволяющая получать указанные документы в электронном виде, без участия заявителя.

В округе увеличивается сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), которые призваны избавить граждан от необходимости «хождения по мукам» и дать возможность получить услугу, что называется, в «одном окне». Кстати, по сведениям департамента информационных технологий Югры, на данный момент уже более 90% государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, переведены в электронный вид и доступны гражданам на портале госуслуг. Кроме того, продолжается перевод в электронный вид услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований.

Продолжается в округе и работа по обеспечению гражданам доступа к социально значимой и правовой информации. Для этого на базе общедоступных библиотек, культурно-досуговых и образовательных учреждений, а также администраций сельских поселений создается сеть центров общественного доступа (ЦОД). Часть из них оснащается специализированным оборудованием для слепых и слабовидящих граждан.

Стоит отметить, что все большую популярность среди жителей региона набирают универсальные электронные карты (УЭК), которые дают возможность получать все государственные и муниципальные услуги, оказываемые в электронной форме согласно законодательству РФ, при этом экономя свое время и нервы.

Не умеешь — научат

Одним из важных факторов, благодаря которым округу удается достичь высоких показателей по использованию населением услуг в электронном виде, является активное распространение в обществе базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для этого в Югре разработан и реализуется целый набор социально ориентированных программ, который дает гражданам возможность использовать преимущества современных технологий для решения как повседневных проблем, так и профессиональных задач, а также для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.

В округе существуют специальные программы обучения, в первую очередь, для социально незащищенных граждан, в том числе и пожилого возраста, работе на компьютере, использованию возможностей Интернета.

Обучение жителей автономного округа основам компьютерной грамотности проводится по международному проекту «Электронный гражданин».

Ведется работа и по обучению самих преподавателей в центрах общественного доступа. Делается это для того, чтобы они могли обучать компьютерной грамотности слепых и слабовидящих граждан.

Кроме того, в округе разрабатываются отдельные обучающие курсы по создаваемым сервисам электронного правительства, ориентированные, прежде всего, на те группы населения, где готовность к переходу на электронное правительство пока невысока. Особое внимание уделяется сотрудникам бюджетных организаций, поскольку именно обучение и формирование у них положительного отношения к электронному правительству, по мнению окружных властей, позволяет запустить механизм формирования аналогичного отношения у всех, кто вступает с ними в личный или профессиональный контакт.

Дальше — больше

В этом году в Югре реализуются еще несколько проектов, призванных улучшить качество жизни населения. Это станет возможным благодаря тому, что округ вошел в число 30 субъектов Российской Федерации, которым определены субсидии на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий. Размер субсидии, выделенной Югре, составил 15 393 тыс. рублей. Отметим, что субсидия присуждена Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по результатам конкурсного отбора по реализации проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, осуществляемых в рамках государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».

О том, какие проекты планируют реализовать в Югре за счет бюджетных средств, «МК»-Югра» рассказали в департаменте информационных технологий администрации ХМАО-Югры.

— В первую очередь, полученные средства будут направлены на реализацию трех проектов, — сообщил Андрей Бородин, директор департамента информационных технологий ХМАО-Югры. — В сфере образования Югры будет создана единая система учета контингента обучающихся всех образовательных организаций автономного округа. Также будут реализованы проект по автоматизации услуги по выдаче охотничьего билета федерального образца, модернизация информационной системы ЗАГС.

Кроме того, по словам Андрея Бородина, будет создана единая система по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляющим регулярную перевозку пассажиров и багажа. На портале госуслуг югорчане смогут получить информацию об актуальных графиках движения городского транспорта, маршрутах и остановочных пунктах, а также об ожидаемом времени прибытия автобуса и тарифах на поездку.

— Такой подход должен повлиять на повышение уровня безопасности на транспорте и улучшить качество обслуживания пассажиров, — подчеркнула губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова на заседании правительства автономного округа, посвященном итогам внедрения госуслуг в электронном виде.

В рамках проекта планируется и разработка специальной информационной системы «Управление автомобильным транспортом» для департамента дорожного хозяйства и транспорта автономного округа.

Стоит добавить, что к субсидии из федерального бюджета будет выделено еще 6,5 млн рублей из окружного бюджета, поскольку программа реализуется на условиях софинансирования. Эти средства также будут направлены на перевод услуг в электронный вид.

— Реализация названных проектов обеспечит повышение качества оказания услуг, их доступность для жителей автономного округа и как следствие — увеличение количества граждан, использующих сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в том числе с помощью Единого портала государственных услуг, — подвел итог Андрей Бородин.

Справедливости ради стоит отметить, что если получатель субсидии не достигнет запланированных показателей, то денежные средства будут возвращены в федеральный бюджет. Поэтому придется постараться.

Напомним, на конкурсный отбор в Минкомсвязи были представлены 73 заявки от субъектов РФ. 71 заявка прошла экспертизу, и только 67 были признаны соответствующими условиям предоставления субсидий и допущены к конкурсу. Максимальный размер субсидии на финансирование одного проекта субъекта РФ составил 10 млн рублей, всех проектов субъекта РФ суммарно — 30 млн рублей. Общий же объем средств, предусмотренных в 2015 году на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий, составил 554,5 млн рублей. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 22 июля 2015

Заголовок в газете: В ногу со временем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру