Прощайте, казённые стены

В этом году в Югре закрываются последние детские дома

Понять детдомовцев могут только те, кто сам жил и учился в аналогичных заведениях. Помню, с каким нетерпением ждал я субботы, когда мама заберет меня из интерната на выходные, и как не хотелось возвращаться обратно в воскресенье. 

В этом году в Югре закрываются последние детские дома
Фото автора.

А там меня встречали завистливые взгляды школьных товарищей, которых на выходные, увы, никто не забирал.

«Кусочек Праги» в Нижневартовске

Знакомясь с детским домом «Аистенок» в городе Нижневартовске, я поневоле проводил параллели с нашим интернатом. И сравнение неизменно выходило в пользу детского дома. Преимущества «Аистенка» проявлялись во всем — и в маломестных комнатах на две-три койки с собственным санузлом, и в красивых обоях на стенах, и в необычайно широком наборе вспомогательных помещений, не ограничивающихся банальной игровой и библиотекой.

Вот, например, «пражская улица», притаившаяся в конце обычного коридора: лавочка, старинный фонарь над головой и изображение кусочка Праги на стене.

— На этой лавочке исполняются желания. Можете сесть и загадать, если вы еще не совсем расстались с детством, — предлагает директор детского дома Светлана Маст. — Расстались? Жаль. Тогда идем дальше.

Обойдя детский дом в сопровождении директора, я убедился, что учреждение и впрямь уютное. И только в одном отношении оно проигрывало интернату из моего далекого детства. Почти все мои одноклассники имели родителей, которые забирали их домой если не на выходные, то хотя бы на каникулы. А у обитателей детского дома если и есть мама и папа, то они лишены родительских прав.

Это учреждение существует уже 22 года. За прошедшее время сменилось несколько организационно-правовых форм, но неизменным оставалось одно — детдом обслуживал сирот и ребятишек, оставшихся без попечения родителей. Начинали когда-то с двух сотен воспитанников. К 2012 году их число сократилось до 99. Сейчас осталось 33. Число ребят постепенно уменьшается — воспитанники уходят в семьи или просто покидают детский дом по достижении 18 лет. Выпуск в этом году солидный — 14 человек.

С чем связана тенденция к уменьшению числа воспитанников? Светлана Викторовна видит причину в политике государства, направленной на поиск замещающей семьи. Раньше ребенок сразу попадал в детский дом, а сегодня органы опеки и попечительства сначала ищут ему приемных родителей и только в исключительных обстоятельствах отправляют его в казенное учреждение.

— Если раньше дети поступали, поступали и поступали, то сейчас поступления в детдом практически нет, — свидетельствует Светлана Маст.

Усыновитель, опекун или приёмный родитель?

Растет и количество желающих взять детей к себе. Причем речь здесь идет не только об усыновлении, хотя именно эта форма наиболее предпочтительна. В понятие «замещающая семья» входят все виды семейного жизнеустройства — усыновление, опека, приемная семья.

При усыновлении все права на ребенка передаются усыновителям в полном объеме. Опекунство имеет разные формы — как возмездные, так и безвозмездные. Если родные папа и мама родительских прав не лишены, то опекунство может быть только на безвозмездной основе. Бывают случаи, когда родители сами по каким-то причинам (тяжелая болезнь, работа вахтовым методом) передают свои права близкому родственнику, который и становится опекуном.

Наконец, приемная семья — это что-то вроде маленького детского дома, где родители профессионально занимаются педагогической деятельностью и получают за это денежное вознаграждение. Передавать детей из одной приемной семьи в другую допускается только в исключительных обстоятельствах. Все-таки семья у ребенка должна быть одна.

Современный детский дом принимает непосредственное участие в подготовке будущих приемных родителей и опекунов. Для этого в «Аистенке» существует отделение семейного жизне­устройства и постинтернатного сопровождения выпускников. Работа с кандидатами ведется по двум направлениям — осуществляется их подготовка по программе, разработанной департаментом социального развития округа, и параллельно проводится тестирование, по результатам которого учреждение дает свое заключение. Клиент (так в детском доме называют кандидатов в приемные родители и опекуны) проходит курс обучения, рассчитанный на 43 академических часа, в рамках которого он получает знания в области права, психологии и медицины. Если кандидат не освоил 70 процентов учебной программы, неудовлетворительно написал тест либо не прошел собеседование с участием представителя органа опеки, то свидетельство об окончании курса ему не выдается.

Но это редкие случаи. Заведующая отделением семейного жизнеустройства Марина Назаренко говорит, что за последние годы свидетельство не получили всего четыре кандидата. И две или три семьи прервали обучение в школе приемных родителей сами. Количество успешно окончивших курсы намного выше. За первое полугодие текущего года их оказалось 140 человек.

Кроме того, с марта 2010 года учреждение занимается постинтернатным сопровождением выпускников в возрасте от 18 до 23 лет, в рамках которого им оказывается социально-правовая и психологическая помощь. Сейчас на учете у социальных педагогов состоят 73 выпускника, с 42 из них заключен договор на патронатное обслуживание. Оно предусматривает помощь и поддержку по всем вопросам юридического и психолого-педагогического характера, по поводу поступления в учебные заведения и другим вопросам, с которыми сталкиваются выпускники в повседневной жизни. Они частые гости в детском доме, но раз в квартал специалисты посещают воспитанников на дому. Это располагает к более открытому, доверительному общению. По наблюдениям педагогов, уверенность в себе их подопечные обретают только на втором году самостоятельной жизни.

Именно в постинтернатном сопровождении, подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождении замещающих семей видит Светлана Маст будущее детских домов. Светлана Викторовна убеждена — ребенку в детском доме не место, какие бы хорошие условия для него ни создавались.

Задание на завтра — семья для Вероники

С 1 сентября «Аистенок» переходит в другой статус, он становится бюджетным учреждением «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (та же участь ждет все детские дома Югры). Это влечет сокращение штатов, изменение структуры, подходов к организации работы, поскольку образовательная организация преобразуется в учреждение социального обслуживания.

При этом все подопечные останутся в казенных стенах. И причина здесь не только в трудностях с подбором замещающей семьи. Дело еще и в личностных особенностях самих ребят, которые продолжают любить своих непутевых родителей. Светлана Маст уверяет, что ее подопечные зачастую привязаны к родителям больше, чем дети из благополучных семей. К примеру, она вспоминает одну свою воспитанницу, которая постоянно ездила на могилу умершей от наркотиков матери и вспоминала о ней только с любовью, теплотой и сочувствием.

Двенадцатилетняя Вероника, с которой мне удалось пообщаться, тоже не желает уходить в приемную семью. Историю этой девочки рассказала социальный педагог Оксана Морозенко. Три года назад мама и папа Вероники были лишены родительских прав. Какое-то время ее воспитанием занималась бабушка, но с началом у ребенка переходного возраста она отдала девочку в детдом. Веронику неоднократно пытались устроить в другую семью, однако воспитанница всякий раз пишет отказ. Девочка искренне надеется, что бабушка все-таки оформит над ней опеку.

— Скорее всего, девочка будет содержаться в учреждении до совершеннолетия, — подвела итог Оксана Николаевна.

У Светланы Маст несколько иное мнение:

— Вероника еще маленькая. Возможно, не нашлась еще та семья, на которую отозвалось бы ее сердце.

Так что детский дом не теряет надежды найти для Вероники новую семью, хотя бы опекунскую. Как и для всех остальных воспитанников, еще остающихся в казенных стенах. 

Мария Краско, директор департамента социального развития Югры, в ответ на редакционный запрос сообщила следующее:

— На 1 июля 2015 года в ХМАО-Югре 115 детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в пяти организациях. Из них в ведении депсоцразвития Югры — четыре казенных образовательных учреждения, в которых воспитываются 92 ребенка; в ведении депздрава Югры — Урайский дом ребенка, в котором воспитываются 23 ребенка.

В связи с внесенными изменениями в федеральное законодательство, на основании постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», учитывая методические рекомендации Министерства образования и науки РФ, а также активное семейное устройство детей-сирот и уменьшение количества воспитанников в организациях для детей-сирот, правительством ХМАО-Югры приняты следующие решения.

О ликвидации организаций для детей-сирот:

— детского дома «Светозар» в г. Нефтеюганске;

— казенного образовательного учреждения ХМАО-Югры «Нялинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

Об изменении типа и вида организаций для детей-сирот:

— с 25 февраля 2015 года казенного образовательного учреждения «Березовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» — на казенное общеобразовательное учреждение «Березовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— с 1 сентября 2015 года изменение типа и вида четырех детских домов — на центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Воспитанники детского дома «Светозар» в 2015 году устроены в семьи граждан — 15 человек, шестеро детей переведены в другие детские дома, 23 — достигли совершеннолетия. Воспитанники Березовской и Нялинской школ-интернатов переведены в детские дома — 19 детей, устроены в семьи граждан — 15 человек, трое достигли совершеннолетия.

Воспитанники четырех детских домов будут проживать в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, до их устройства в замещающую семью или до совершеннолетия. В соответствии с требованиями федерального законодательства цель нахождения детей, оставшихся без попечения родителей, в данных центрах — это их реабилитация, воспитание, содержание и подготовка для устройства в замещающую семью или возврат в биологическую при условии восстановления родителей в родительских правах. В целях социализации воспитанники детских домов получают образовательные услуги и услуги дополнительного образования в общеобразовательной школе.

 

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыты для посещения кандидатами в усыновители, опекуны, попечители, а также членами общественных организаций. Ежегодно в учреждениях проводятся дни открытых дверей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 5 августа 2015

Заголовок в газете: Прощайте, казённые стены

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру