Для них лучшая награда в учебном году — получить шанс провести лето с такими же, как они, одаренными детьми в специализированных лагерях, творческих школах и т. д. А сейчас, накануне учебного года, они возвращаются из своих поездок, наполненных новыми достижениями и яркими впечатлениями.
На музыкалку спрос растёт
В автономном округе создана серьезная образовательная база по развитию и подготовке творческих личностей. В Югре порядка 60 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. В это число входят десять музыкальных школ, четыре художественные школы, одна хореографическая, свыше сорока детских школ искусств. При этом в муниципалитетах при финансовом обеспечении со стороны окружного бюджета продолжается строительство новых учреждений подобного толка.
По информации окружного департамента культуры, число учащихся в учреждениях дополнительного образования с каждым годом увеличивается. Больше всего учащихся приходится на художественные отделения, отделения фортепиано, народных инструментов (однако на два последних, наравне со струнно-смычковым отделением, в последнее время фиксируется сокращение числа поступающих). Все больше учеников выбирают специализацией духовые и ударные инструменты, хореографию, хоровые дисциплины, театральное мастерство.
Большую роль в становлении творческих личностей играют преподаватели. С каждым годом количество профессионалов, имеющих высшее образование, увеличивается.
— Педагогические коллективы детских школ искусств состоят как из молодых специалистов, так и педагогов, имеющих большой стаж работы. В настоящее время в детских школах искусств количество преподавателей, возраст которых превышает 50 лет, составляет более 50 процентов. Вместе с их многолетним опытом приходит и проблема внедрения новых технологий, форм, методов и приемов обучения, — сообщила «МК»-Югра» Светлана Буторина, начальник управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей депкультуры ХМАО.
Детские школы искусств ориентированы на активную просветительскую и концертную деятельность. В 2014 году свыше 43 тыс. обучающихся муниципальных детских школ искусств приняли участие в творческих мероприятиях различной направленности, что более чем вдвое превышает показатель 2013 года. Во всероссийских и международных конкурсах приняли участие более 10 тыс. обучающихся, что более чем в четыре раза превышает показатель 2013 года. Постоянно участвуя в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, югорские дарования вновь и вновь привозят заслуженные награды, призы.
По окончании учебного года в округе традиционно поощрили талантливых детей — победителей состязаний такого рода, наградив их путевками в различные творческие лагеря и школы.
В округе такая поддержка осуществляется в рамках программы «Развитие культуры и туризма в ХМАО» (подпрограмма «Укрепление единого культурного пространства в Югре»). Финансирование из окрбюджета на эти цели составило в 2015 году порядка 5 млн рублей.
Еще в начале 2015 года окружной департамент культуры путем конкурса определил места для отдыха, куда и направили ребят, проявивших способности в сфере культуры и искусства. Это, например, Черноморское побережье Республики Болгария — в течение двух смен здесь отдохнули около 180 ребят. Традиционным местом отдыха является и Суздаль во Владимирской области, где дети становятся участниками летней творческой школы для одаренных детей.
«Новые имена» – это шанс
Чтобы взрастить в одаренном ребенке талант, нужно приложить немало усилий. Как показывает практика, эта работа начинает приносить ощутимые результаты, только когда ведется системно и планово.
Югра такую возможность получила, когда присоединилась к международной программе «Новые имена». Она осуществляется одноименной межрегиональной благотворительной организацией, которая занимается поиском, отбором и поддержкой молодых музыкантов, художников и поэтов. Сейчас об этой программе наслышаны все юные виртуозы Югры — проект успешно работает в ХМАО уже 22 года. Для юных дарований организуют мастер-классы именитых преподавателей, гастрольные и фестивальные туры, помогают им поступить в столичные вузы.
Сургут стал третьим по счету городом России, в котором открылось отделение программы «Новые имена».
— Вдохновенный и упорный труд влюбленных в музыку детей и их преподавателей, многолетнее сотрудничество с выдающимися музыкантами творческих вузов Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, неустанная забота руководства города и автономного округа о подрастающем поколении сделали возможным расцвет исполнительского и педагогического музыкального искусства молодых сургутских музыкантов в Югре, — подчеркивает художественный руководитель программы «Новые имена Сургута» Ольга Пилецкая.
Деятельность программы «Новые имена» отразилась в судьбах целого поколения молодых югорских музыкантов. Юные музыканты успешно выступали на Олимпийских играх в Атланте, на торжественном приеме у Президента РФ, на встрече с Патриархом Всея Руси. Они достойно представляли молодое исполнительское искусство Югры на Берлинском фестивале «Музыка без границ», в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, библиотеке Хаммершильда, на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского и в концертном зале Сити-Центра в г. Нью-Йорке.
Юные югорские виртуозы, занимающиеся по программе «Новые имена», уверенно поступают в Российскую академию музыки имени Гнесиных, Московскую, Нижегородскую, Саратовскую и Екатеринбургскую консерватории. Программа воспитала немало лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Многие из них после окончания вузов возвращаются в родной город, чтобы передать свои знания, исполнительский опыт и любовь к музыке следующему поколению юных музыкантов, — идут преподавать или выступают в составе профессиональных музыкальных коллективов.
Суздаль – это часть жизни
Югорских «новоименцев» нередко поощряют поездками в ежегодную летнюю творческую школу в Суздале. И эти летние дни потом долго не забываются. Потому что летние творческие школы в Суздале — явление уникальное. Каждое лето в старинном и красивейшем городе России собираются ребята со всей страны, из ближнего и дальнего зарубежья и на протяжении 14 дней живут в атмосфере, наполненной искусством, где каждый час, каждая минута неповторимы. У детей есть возможность систематически заниматься на мастер-классах выдающихся музыкантов и педагогов современности. Иван Мозговенко, Людмила Рощина, Ирина Бочкова, Ольга Мечетина, Майя Глезарова, Михаил Готсдинер, Александр Бондурянский, Екатерина Мечетина… Для людей искусства это не имена — легенды! Все они застали золотые времена Московской консерватории — времена Нейгауза и Рихтера, Ойстраха и Хейфица...
Для участников школы, помимо занятий, подготовлена содержательная программа, благодаря которой дети больше узнают о великой, славной истории России. И под колокольный звон Покровского монастыря совсем другими глазами смотрят они на Родину и думают о ней. По признанию ребят, память постоянно возвращает их в Суздаль. Перед мысленным взором возникают картины с красотами Суздальской земли. Звенят пронзительные строки стихотворений, которые читают юные поэты под тихий плеск Каменки. Разбивают тишину восторженные крики болельщиков на футбольных матчах между наставниками и учениками. Все юные югорчане, побывавшие в Суздальской летней творческой школе, навсегда сохраняют те юношеские впечатления. И всякий раз, уезжая, ребята бросают монетки в Каменку, загадывая одно желание: непременно вернуться сюда через год.
Школа глазами детей
Среди детей, поощренных путевкой в летнюю творческую школу, ежегодно оказываются воспитанники детской школы искусств имени Г. Кукуевицкого (г. Сургут). В этот раз, когда ребята вернулись из поездки, мы расспросили их о том, что было пережито в эти 14 дней.
Дмитрий Шеберстов (скрипка):
— По приезде в школу нам выдали расписание — оказалось, событий предстояло много. Главное место занимали мастер-классы с профессорами. Остальное время мы посвящали самостоятельной работе — шлифовали свое исполнительское мастерство. В каждом отеле, где мы жили, организаторы творческой школы оборудовали специальную комнату для занятий. Требовалось немало усилий, чтобы успеть записаться в эти «гаражи» для самостоятельных занятий! Играли много. Особенно интересно мне было освоить такой прием в игре на скрипке, как спиккато.
Владислав Пучков (фортепиано):
— Почти все время мы были заняты. Каждый из нас понимал, что нужно впитывать то, что дают нам профессора… Никто не заставлял нас заниматься, мы сами этого хотели. Я познакомился со многими интересными людьми, подружился с ребятами из Москвы и других городов. У московских профессоров свои, особенные методики преподавания. Занятия помогли мне улучшить техническую сторону игры, меня научили проучивать отдельные места, используя при этом специальное упражнение — ганоны.
Дарина Михалаки (фортепиано):
— Каждый вечер в школе проходили какие-то концерты и конкурсы. Я занималась с замечательным педагогом — Ольгой Мечетиной. Главным образом мы работали над динамикой исполняемого произведения. Ольга Евгеньевна научила меня проговаривать свои ошибки вслух так, как я их понимаю. Это очень помогает.
Екатерина Ковырюшина (фортепиано):
— Главное, чему научили меня профессора в творческой школе, — это чувствовать произведение. Желательно перед разбором произведения изучить жизнь композитора, тогда ты сможешь сыграть не просто хорошо, а от души. Всегда слышна разница между игрой технической и игрой чувственной...
А еще мне запомнился день рождения Дарины Михалаки. Это был веселый праздник! Правда, время для него наступило только в девять вечера — в этот день был концерт пианистов. В ресторане нам накрыли отдельный стол. Мы заказали праздничный торт, и каждый подарил Дарине особый подарок, что называется, с намеком.