Нефтяные берега

Тюменский форум провозгласил курс на инновации и сотрудничество в нефтегазовой сфере

16-17 сентября в Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа собрались ключевые фигуры топливно-энергетического комплекса России, ветераны отрасли и зарубежные гости.

Тюменский форум провозгласил курс на инновации и сотрудничество 
в нефтегазовой сфере
Участники пленарного заседания. На трибуне – Сергей Шатохин. Фото автора

Участников VI Тюменского международного инновационного форума «НЕФТЬГАЗТЭК» — «Нефтегазовый комплекс: проблемы, инновационные пути их решения» приветствовал губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

— Становление нефтегазового комплекса Тюменской области — это уникальный пример масштабного индустриального освоения недр. За 50 лет наши предприятия и институты накопили серьезный опыт в разработке месторождений, транспортировке сырья и его переработке. Сегодня большое внимание мы уделяем импортозамещению в производстве, повышению качества выпускаемой продукции, привлечению крупных промышленных компаний к инновационным процессам, взаимодействию науки и бизнеса. Все эти задачи можно решить только общими усилиями, — сказал он.

Отметим, что форум – отличная площадка для обсуждения актуальных вопросов развития нефтегазовой отрасли, юридического обеспечения и налогообложения процесса производства. В 2010 году в мероприятии приняли участие около 500 человек, а в 2015-м — уже более 900. В дискуссиях, семинарах, заседаниях круглых столов приняли участие представители крупнейших нефтяных и газовых компаний, резиденты Тюменского технопарка. Естественно, широко была представлена нефтегазовая наука — Тюменский государственный нефтегазовый университет, научные и проектные институты — СургутНИПИнефть, КогалымНИПИнефть и другие. Активное участие в работе форума приняли компании, которые занимаются бурением и разработкой нефтепромыслового оборудования.

Генеральным партнером форума выступила компания «ЛУКОЙЛ», отмечающая в эти дни свое 20-летие.

Камо грядеши?

В начале пленарного заседания почетные места в президиуме заняли председатель Тюменского научного центра СО РАН, академик РАН Владимир Мельников, генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров, заместитель генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Виталий Ковалев, генеральный директор ЗАО КК «ПРЭФИШ» Сергей Шатохин, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Николай Грачев, управляющий ООО «НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов» Виктор Рядинский и главный редактор ИА РБК Роман Баданин.

В качестве модератора на пленарное заседание форума был приглашен известный специалист в нефтегазовой сфере, политолог, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он уже неоднократно бывал в Тюмени и даже участвовал в качестве основного докладчика в «Губернаторских чтениях», посвященных развитию ТЭК.

За Константином Симоновым прочно закрепилась слава борца с теорией «ресурсного проклятия». Ее сторонники ставят между сырьевой зависимостью страны и технологической отсталостью знак равенства. Между тем в США, Норвегии, Канаде, Австралии основу экономики составляет именно сырьевой комплекс, и никто там не говорит о «ресурсном проклятии». Более того, доля сырьевого комплекса в ВВП этих стран выше, чем в Российской Федерации.

Может ли добыча сырья быть инновационной? Конечно! Норвегия еще в 60-е годы прошлого века была абсолютным европейским захолустьем. Ее инновационный комплекс был создан исключительно благодаря нефтегазовой промышленности. Именно освоение месторождений нефти и газа сформировало спрос на инновации. Сегодня те решения, которые есть у норвежской «Статойл», могут применяться и в российских проектах, в том числе в шельфовой добыче. Бразилия сегодня является одним из пионеров в сфере глубоководного бурения. Ее компании дос­тигли рекордных глубин — 8-9 тысяч метров.

США на сегодня — мощнейшая сырьевая держава, и это не мешает им создавать и развивать другие отрасли экономики. В РФ — 160 тысяч скважин, в США — более 500 тысяч. В добывающей промышленности России заняты 992 тысячи человек, в США — 9,2 миллиона. В 10 раз больше! Стыдится ли этого Америка? Нет, не стыдится. Более того, в США набирает обороты процесс индустриального возрождения экономики. В ближайшие десятилетия США будут наращивать экспорт сырья, отхватывая кусок за куском от экспортного пирога европейских стран, в том числе и России. Мощный рывок прогнозируется в нефтехимии. В США появится от 2,5 до 5 миллионов новых рабочих мест.

Некоторые отечественные эксперты говорят о «голландской болезни» российской экономики, а именно — о перетоке рабочей силы из несырьевых отраслей в сырьевой комплекс из-за высоких зарплат. Этот аргумент также не выдерживает критики. Официальные данные Росстата свидетельствуют, что структура занятости в РФ выглядит абсолютно не по-голландски: в сфере добычи полезных ископаемых у нас заняты 992 тысячи человек, а в обрабатывающей промышленности — 11 миллионов. Шесть миллионов заняты в образовании, два миллиона занимаются финансами, 12 миллионов — оптово-розничной торговлей.

Говорят, нужно развивать другие отрасли. А разве нефтегазовый комплекс не создает спрос в смежных отраслях: металлургии, машиностроении, легкой промышленности, строительстве, науке, образовании? Мультипликативный эффект от ввода в строй новых проектов ТЭК трудно переоценить: это тысячи рабочих мест, развитие морского и наземного транспорта, увеличение производства металлопроката, труб, перспективы реализации новых инфраструктурных проектов.

И еще один важный аргумент: в десятке наиболее развитых стран, где высокий уровень жизни и социальных гарантий, — Норвегия, Канада, Австралия, Саудовская Аравия, США, Дания. И это — классические сырьевые державы.

— Отрасль оказалась под воздействием трех основных негативных факторов, — подчеркнул Константин Симонов. — Это тезис: «Нефть никому не нужна». Плюс введенные против России санкции и ограничение поставок ресурсных технологий. А также снижение цен на нефть, которое заставляет компании сбавлять темпы инвестирования. Перечисленные факторы в свою очередь повлияли на темпы ввода в эксплуатацию новых месторождений, темпы освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.

Есть ли у нас прорывные проекты? Конкурентоспособные технологии? Силы и желание двигаться вперед?

Эксперты бьют тревогу

По словам Игоря Шпурова, с 1993 по 2014 годы добыча нефти составила 8,5 млрд тонн. Более 16 млрд тонн находятся в недрах. Более половины запасов еще не введено в разработку. При этом структура сырьевой базы ухудшилась. Среднесрочные перспективы добычи нефти, по мнению Шпурова, связаны с повышением эффективности разработки месторождений, которые уже запущены в эксплуатацию. И здесь велика роль инноваций.

Отсутствие инновационных технологий – вот главный тормоз развития отрасли.

— Нам нужны инновации в технологии добычи трудноизвлекаемых запасов. В мире нет технологий, благодаря которым мы можем экономически выгодно разработать эти запасы, — отметил Игорь Шпуров.

По его словам, России нужны новые технологии, а не просто импортозамещение.

Для того чтобы компаниям было выгодно работать в области инноваций, Игорь Шпуров предложил разработать комплекс мер, способных стимулировать их создание и внедрение в производство. Главной мерой может стать введение временных льгот на добычу нефти. В этом случае компаниям будет выгодно вкладываться в создание, закупку и освоение новых технологий.

С трибуны Тюменского технопарка Игорь Шпуров призвал его резидентов продолжать свою инновационную деятельность, разрабатывать технологии, которые помогут сделать нефтяной бизнес более рентабельным.

Виталий Ковалев заявил, что компания «ЛУКОЙЛ» проводит значительное количество опытно-промышленных работ, берется за освоение новых технологий и применение их различных вариаций. Это приносит свои плоды. Компания старается максимально использовать российское оборудование, российские ноу-хау. К сожалению, заметил Ковалев, достойных отечественных разработок мало. В любом случае бизнес будет применять технологии самые дешевые и самые эффективные. И это главный критерий.

Где должны создаваться новые технологии для ТЭК Западной Сибири: в Москве или Тюмени? По мнению Николая Грачева, создавать их можно везде, где есть разработчики.

— А внедрять, конечно, в Тюмени. Для этого в Фонде «Сколково» мы развиваем сегмент регионального сотрудничества — и с технопарками, и с производственными компаниями, — пояснил гость.

Взгляд академика РАН

Ключевые проблемы в развитии ТЭК обозначил известнейший ученый, академик РАН Владимир Мельников. Состояние дел в отрасли, в частности, в освоении ресурсной базы, он назвал «угнетающим». Геологоразведочная отрасль времен СССР шла впереди планеты всей. Если в 1987 году СССР опережал США по многим отраслевым показателям, то в настоящее время Россия отстает в два раза. Что делать? Во-первых, нужны государственная воля и внимание к проблемам ТЭК. Во-вторых, увеличение финансирования науки, а не снижение, как это происходит сейчас. Компании должны обязательно включиться в процесс финансирования отраслевых исследований. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу: 25% — финансирование из бюджета, 75% — от бизнеса. Однако процесс не пошел. Соответственно, сдвинуться с мертвой точки будет непросто.

По мнению Мельникова, необходимо возродить тезис: «Россия — великая энергетическая держава». Тогда заработает необходимый алгоритм: увеличение запасов, рост геологоразведочных работ, совершенствование технологий добычи, поддержка вузов, их материальной базы и т.д. Увы, пока что проблемы ТЭК решаются несистемно и неэффективно.

Ректор Тюменского государственного нефтегазового университета Олег Новоселов подтвердил, что образовательную и научную деятельность по мировым стандартам невозможно вести без поддержки бизнеса. Она существует, но ее явно недостаточно. И все же основной тренд последних лет — это новые правительственные инициативы по повышению качества образования. Только в четвертом квартале 2014 года университет принял участие в пяти федеральных конкурсах на финансирование научно-образовательной деятельности и в трех из них выиграл. В рамках этого финансирования реализуются вполне конкретные научно-технические проекты: зарезка боковых стволов, роторно-управляемые системы в бурении и другие.

Активную позицию в развитии сотрудничества с вузовской наукой занимает компания «ЛУКОЙЛ». Беспрецедентный проект компании — передача в университеты России проектно-изыскательских комплексов. Благодаря ему тюменский «нефтегаз» реализует объем научно-технических работ, который превышает 1 млрд рублей. И таких шагов, по мнению Олега Новоселова, со стороны бизнеса должно быть больше.

За два дня в рамках форума прозвучало около сотни выступлений. Специалисты обсудили проблемы интенсификации добычи нефти и газа из трудноизвлекаемых запасов, инновационные методы геологоразведки и оценки запасов углеводородов, современные технологии бурения и строительства скважин, поделились опытом обустройства месторождений в условиях вечной мерзлоты. В этом году в качестве спикеров выступили китайские ученые. В Китае успешно развивают технологии сверхглубокого бурения. А для нашей страны сейчас очень важно продвигаться именно в этом направлении. Обмен опытом с китайскими специалистами будет способствовать существенному продвижению данных технологий в Западной Сибири, где в настоящее время пробурен ряд сверхглубоких скважин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: Нефтяные берега

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру