За 16-летнюю историю турнира Анатолий Евгеньевич ни разу не отказал его организаторам в приглашении посетить Югру, каждый раз совершая первый символический ход на соревнованиях.
— А много ли турниров носит имя легендарного шахматиста? — с этого вопроса началась беседа журналиста «МК»-Югра» с Анатолием Евгеньевичем Карповым.
— Школы имени Карпова открыты в 32 странах мира, в России их более тридцати. За океаном дети обучаются в шахматных школах Чили, Аргентины, Бразилии, Эквадора, США, Канады. В Азии — на Цейлоне и в Индонезии. В настоящее время в Шанхае идет строительство большого центра детского творчества, и Китайская федерация шахмат обратилась ко мне с просьбой открыть там школу.
География шахматных школ имени Карпова в России — потрясающая. Первую именную школу, а точнее — клуб, в нашей стране я открыл 40 лет назад на своей родине — в городе Златоусте. В тот год я стал чемпионом мира. В 1976 году в Петропавловске-Камчатском появился клуб имени Карпова. Сейчас школы имени Карпова работают от Камчатки до Смоленска и от Салехарда до Махачкалы.
— Как часто вы бываете на своей родине, в Златоусте?
— В Златоусте я родился и прожил 14 лет, поэтому этот город мне по-особенному дорог. В последнее время бываю там чаще. На протяжении восьми лет я не общался с руководством Златоуста по принципиальным соображениям. Когда мы, златоустовцы, почувствовали, что городом руководят люди, не достойные быть во власти, мы прекратили всякую связь с власть имущими.
Сейчас Златоуст развивается: к власти пришел энергичный человек, который борется за город и очень многое делает для его восстановления. Еще недавно никто даже представить не мог, что в этом южно-уральском городе могут развиваться водные виды спорта, но в Златоусте есть потрясающий энтузиаст, Михаил Накоряков, который создал ватерпольную команду «Уралочка». В самом центре Златоуста построили прекрасный Дворец спорта. Когда я узнал, что многие воспитанницы клуба выступают за другие команды, был ошеломлен ответом наставника: «В Златоусте столько талантливых девчонок, что мы можем выставить на чемпионат две-три полноценные команды!». Сейчас в городе планируют построить Дворец шахмат, чему я буду очень рад.
— Вы являетесь почетным гражданином Златоуста и Тулы...
— В Златоусте я родился, а в Туле учился в школе. А еще я почетный гражданин Челябинской области, Нефтеюганского района, Верхнекетского района, российского города Орска, белорусского Молодечно, немецкого Хоффенхайма, эквадорского Кито, сербского Вальево, украинского Сербы, а также трех городов США.
— Анатолий Евгеньевич, в каком возрасте можно начинать занятия шахматами?
— Как только у ребенка появляется интерес к шахматной игре, надо, как говорится, «включать» мозги. Сейчас есть хорошая возможность изучать шахматы с помощью компьютера и даже сражаться с ним. Мой отец играл дома в шахматы с приятелями, и я заинтересовался ими в трехлетнем возрасте.
— У вас много своих учеников?
— Персональных учеников у меня нет, но есть школы и их выпускники. Несколько лет назад случился совершенно феноменальный случай, когда ученица Полярной шахматной школы Карпова в Салехарде, Саша Горячкина, в 13 лет стала самым молодым гроссмейстером в мире! Кстати, эта шахматная школа — единственная в своем роде на Полярном круге, а Саша в 16 лет завоевала высший титул уже в пятый раз. Одним из лучших шахматистов мира, я считаю, сейчас является вартовчанин Дмитрий Яковенко.
— А здесь, в Тюменской области, возможно вырасти в настоящего мастера?
— Если подросток стремится к цели и увлечен шахматами всерьез, можно стать и чемпионом мира! Первым руководителем шахматной школы в пгт. Пойковском была Галина Ковалева. И мне очень приятно, что сейчас она возглавляет Югорскую шахматную академию и курирует развитие шахмат во всем автономном округе. При нашей очередной встрече Галина сообщила мне, что в детско-юношеской спортивной школе по шахматам имени Карпова и ее филиалах обучаются 580 ребят.
— Во время проведения юбилейного, XV Международного шахматного турнира имени А.Е. Карпова вы вручили главе Нефтеюганского района В.Н. Семенову грамоту Олимпийского комитета России за многолетний вклад в развитие шахмат.
— Действительно, в том, что шахматы получили широкое развитие в Югре, есть колоссальная заслуга Владимира Николаевича Семенова. Традиционный турнир в Пойковском проводится в течение 16 лет, причем на высочайшем уровне, с приглашением шахматных звезд мировой величины. Чтобы сохранить этот турнир в непростое политическое и экономическое время, нужно не просто быть ценителем этого искусства, а по-настоящему любить шахматы!
— Что вы можете пожелать юным шахматистам, которые хотят стать гроссмейстерами с мировым именем?
— Чтобы стать мастером, надо постоянно играть в шахматы, заниматься ими ежесуточно, анализировать партии и ходы. Шахматы — это совершенно уникальный инструмент. Каждый день в мире по Интернету играется более 400 миллионов партий. Это впечатляющая цифра! Сегодня через Интернет можно устраивать матчи онлайн. Это позволит одновременно играть в шахматы ребятам из Австралии, Америки, Южной Африки, России.
Чрезвычайно важным является международное сотрудничество шахматных школ — к нам приезжали ребята из США, а российские шахматисты отправлялись на учебу в американские школы Чикаго и Канзаса. У нас очень хорошие связи с нашими заокеанскими друзьями, даже несмотря на внешнеполитические струдности. У меня есть идея провести очный турнир основных шахматных школ Карпова. Среди стран, которые могли бы принять в нем участие, я назвал бы наиболее активные в шахматном отношении: Францию, Германию, Сербию, США, Чили. Кстати, в феврале 2015 году я открыл шахматную школу в Чили.
— Вы не устали от шахмат?
— Нет, хотя сейчас я уделяю шахматам не так много времени, как раньше. Больше занимаюсь политической и депутатской деятельностью, а также участвую в решении вопросов по линии Фонда мира. Недавно выиграл 178-е по счету международное соревнование. Это абсолютный рекорд. Потом исследователи выяснили, что до меня рекордсменом по числу побед был Александр Алехин: он выиграл 76 международных соревнований. Мне удалось превзойти это достижение более чем вдвое.
— Это уникальное достижение, наверное, занесено в Книгу рекордов Гиннесса?
— Пока рано. Ведь я еще продолжаю играть!