Дальнии Восток, Екатеринбург и…

Приоритетный зритель Сургутского театра — студенчество

Бездуховная, малообразованная, легкомысленная, и вообще — «А вот мы в наше время!..». Во все времена у старших поколений принято бранить молодежь. Директор Сургутского музыкально-драматического театра (СМДТ) Тамара Лычкатая в таких разговорах — всегда на стороне молодых. По долгу службы она постоянно вращается в молодежных кругах и характеризует сургутское студенчество как мыслящих, активных, пытливых людей.

Приоритетный зритель Сургутского театра — студенчество
Глава Сургута Дмитрий Попов, актеры и директор СМДТ Тамара Лычкатая, заведующие кафедрами СурГУ Марина Авимская и Денис Кирилюк (справа) – на вечере закрытия Года 70-летия Великой Победы в Сургуте, 7 декабря 2015 года. Фото из архива театра.

Студенчество — один из главных зрителей на спектаклях СМДТ, тоже, кстати, созданных молодой актерской труппой (средний возраст актеров — 26 лет) под руководством молодого, креативного художественного руководителя.

Пожалуй, ни один окружной театр не сравнится с СМДТ по количеству реализованных культурно-образовательных молодежных проектов — авторских и совершенно нетривиальных. Об этом рассказывают сами представители ведущих югорских вузов — ­СурГУ и СурГПУ.

Марина Авимская, заведующая кафедрой всеобщей истории и археологии СурГУ, кандидат исторических наук:

— Одна из громких акций прошлого года — международный проект «Вспомним всех поименно», реализованный с 24 июня по 22 июля Сургутским театром совместно со студентами кафедры истории России СурГУ. С одной стороны, историки СурГУ поднимали архивные базы югорчан, в 1941-1945 годах сражавшихся за города Центральной России. С другой стороны, Сургутский театр провел серьезное изучение биографий поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Участники проекта проследовали по маршруту: Москва — Тула — Брест — Берлин — Дрезден — Брянск — Орел — Курск — Белгород — Ростов-на-Дону — Волгодонск — Волго­град — Воронеж. В каждой точке акции участники проекта поименно воздали дань памяти югорчанам — участникам боев за вышеназванные города. А также показали спектакль «Имена на поверке», созданный по произведениям поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Студенты подключились к этому проекту Сургутского театра не спонтанно. До этого у нас уже был опыт сотрудничества с СМДТ. Осенью 2014 года мы вместе провели мощный форум «Когда закончится война?», посвященный столетию начала первой мировой войны. И после этого Тамара Лычкатая поделилась своей новой идеей международного проекта. Я и заведующий кафедрой истории России Денис Кирилюк (он-то и выступит руководителем студенческой делегации), конечно, были немного удивлены: неужели предстоит большая, грандиозная поездка за рубеж? Но, зная характер и настойчивость Тамары Никифоровны, я была уверена, что все у нас получится!

Подготовку студенты-историки начали сразу же. Чтобы найти имена вои­нов-югорчан, кропотливая архивная работа велась в Сургутском краеведческом музее (за что особая благодарность сотрудникам СКМ). Работу по сбору материала о земляках-ветеранах курировал старейший преподаватель нашего вуза Виктор Иванович Бобейко. Так что студенты получили не только навыки работы с архивными документами, но и, самое главное, живой урок истории, который останется у них в памяти на всю жизнь!

В рамках автопробега нам посчастливилось побывать в Ростовском, Белгородском и Курском университетах, встретиться с ведущими преподавателями и студентами-историками этих вузов, договориться о взаимной работе по профилю кафедры. Плодо­творные встречи прошли и в Брестском государственном университете, в Немецко-русском институте культуры Дрездена… По возвращении в Югру наши студенты привлекались театром к участию во всех презентационных мероприятиях проекта — и на уровне города, и в округе.

Николай Ганущак, заведующий кафедрой литературы и журналистики, доцент СурГПУ, кандидат филологических наук:

— Наше сотрудничество с театром началось с того, что Тамара Никифоровна по моей просьбе разработала курс «История русского театра» для студентов университета. В первый же год в слушатели этого курса записались около ста студентов. Тамара Никифоровна с удовольствием читала курс по субботам. А потом пошли многочисленные проекты театра, которые заинтересовывали студентов нашего вуза. Больше всего мне запомнился проект по творчеству Чехова с показом спектакля «Жутко трогательные сценки про любовь». Он вызвал бурную дискуссию, к обсуждению подключились не только студенты и преподаватели университета, но и школьники, педагоги школ, СМИ.

Я всегда стараюсь привлечь своих студентов в Сургутский театр. В его репертуаре — десятки спектак­лей по русской и зарубежной классике, причем они отличаются оригинальным режиссерским прочтением материала. Так, на недавней премьере спектакля Владимира Матийченко «Лисистрата» студентам по-новому открылась античная литература. Я убежден: ни филологом, ни журналистом нельзя стать без театра. И это не громкие слова. Знание и понимание театрального искусства, потребность в театре — это одна из профессиональных компетенций как филолога, так и журналиста.

В целом я бы не сказал, что среди студенчества заметен особый интерес к литературе, театру. Но я не сокрушаюсь по этому поводу. Театр и литература — не массовое искусство. Это искусство элитарное. И такая элита есть и в студенческой среде. И я этому рад. Страдаю всегда от того, что и театр, и литературу хотят представлять как искусства для масс. НЕ надо этого делать.

— Вот с этим утверждением Николая Васильевича я бы поспорила, — комментирует Тамара Лычкатая. — Если рассматривать театр и литературу как составляющие культуры в целом, нужно признать: продвижение увлечения книгами, спектак­лями может и должно быть направлено на формирование нравственно гармоничной нации. Наши власти не первый год подчеркивают стремление повысить качество жизни. Но улучшить качество жизни возможно только с повышением качества человеческой личности, гражданина. Если не повышать качество человеческой ЛИЧНОСТИ, то в сухом остатке останется только качество УСЛОВИЙ жизни, упирающееся исключительно в сферу материального, вещественного. И как бы ни были хороши такие условия, не они — основа воспитания гражданина, патриота, достойного, самостоятельно мыслящего человека. С этой точки зрения очень важно, чтобы молодой зритель, студент шел в театр.

Кстати, руководители высшей школы в других регионах это видят. Например, в декабре ректор Дальневосточного федерального университета подписал соглашение о сотрудничестве с Мариинским театром. Согласно этому документу Приморский филиал Мариинского театра откроет специальный абонемент для сотрудников и студентов университета. Или, к примеру, Свердловская филармония уже давно заключила аналогичные соглашения с вузами области, студенты которых в течение года обязательно посещают фиксированное количество концертов.

— Да, у Сургутского театра налажено сотрудничество со школами города. Реализуются тематические проекты с узкими группами студентов отдельных вузов. Но, к сожалению, системного взаимодействия с сургутскими вузами пока выстроить не получается. Наш импульс гаснет в кабинетах руководителей. Нам говорят: «Мы не можем обязать студента идти в театр». Дальневосточный университет, вузы Екатеринбурга (в их числе — даже университет путей сообщения!) — могут. А наши, и без того вынужденные развиваться в условиях острого культурного дефицита, — не могут. Почему? Хотелось бы найти ответ на этот вопрос, — говорит Т.Н. Лычкатая.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру