Смогут ли казаки Югры возродить заброшенные посёлки

Розовые замки или необходимая реальность?

В «Московском комсомольце» — Югра» (№39 от 21 сентября) мы писали, что казачьим обществам Югры предложили заняться восстановлением заброшенных сельских поселений.

Напомним, такая идея была высказана на заседании правительства округа 16 сентября.

Розовые замки или необходимая реальность?

В ходе заседания, которое провел первый заместитель губернатора Югры Геннадий Бухтин, было рассмотрено исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина по вопросам государственной политики в отношении российского казачества.

Геннадий Бухтин отметил, что в автономном округе правительство ведет плодо­творную работу с казаками:

— Казаки действуют на множестве направлений — от охраны общественного порядка до охраны лесов.

Заместитель председателя общественного совета при департаменте внутренней политики ХМАО Юрий Манчевский добавил, что казачество никак не представлено в современном народном хозяйстве, «хотя в Югре участие казаков в экономическом секторе может быть востребована».

— У нас есть, что им предложить — заброшенные деревни, — сказал Юрий Манчевский.

Геннадий Бухтин поручил департаменту внутренней политики Югры организовать круглый стол на эту тему с участием казачества, экспертного сообщества и прессы.

Журналист «МК»-Югра» попросил прокомментировать инициативу правительства Югры атамана казачьего общества «Станица Сургутская» Дмитрия Лещинского.

— Мы уже успели обсудить эту новость с некоторыми казаками, они не готовы к переезду, — сказал Дмитрий Николаевич. — История, сохранение и воспитание молодежи — все это возложено на нас, как и охрана общественного порядка, взаимодействие с Природнадзором. Но эта инициатива — розовые замки, которые мы проходили еще в 1990-х — начале

2000-х годов. Если помните, еще в советское время нефтяники и газовики держали здесь подсобные хозяйства, но они все были дотационными. Поймите, если бы у нас были климатические условия и земли, как, например, на Кубани, в Ставрополье и Оренбургской области, где вставишь палку — и она растет, это был бы другой вопрос. А здесь же все затратно и неокупаемо.

К слову, в казачьем сообществе Югры есть фермеры, но их хозяйства достаточно скромные. Практически все казаки живут в городах и городских поселениях.

Обь-Иртышское отдельское казачье общество на сегодняшний день насчитывает 26 объединений в Югре. Численность некоторых достигает ста человек.

— Отдельные чиновники считают, что раз казачье войско — значит, есть что-то подобное воинской части, где казаки ждут команды: вот выдадут хутор, выделят землю, и нужно будет птицу разводить. Но это не так. У всех казаков есть семьи, постоянная работа. Даже если кто-то надумает поехать, то семья-то вряд ли захочет переезжать, — убежден атаман.

Действительно, довольно сложно представить себе переезд современных людей из комфортабельных квартир в заброшенные деревни, где порою нет ни света, ни асфальта.

По мнению Дмитрия Николаевича, даже если будут выделяться гранты на то же сезонное птицеводство, оно себя не оправдает. Этим должны заниматься агропромышленные предприятия и организации, имеющие соответствующую базу и опыт работы в сельском хозяйстве.

Справедливости ради мы должны сказать, что казаки не отказываются от освоения новых земель. Используют их, конечно, с пользой, но не всегда по назначению. Так, общество «Станица Сургутская» под Сайгатино имеет 17 гектаров под выпас скота и сенокос.

— Сена там нет, поэтому и скотины тоже, но мы эту землю держим, потому что хотим организовать на ней летние полевые лагеря, где можно будет заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи, а также планируем проводить там мероприятия по семейному отдыху. Мы выиграли грант и строим на его средства этнографическую зону «Казачий острог», где в будущем намереваемся проводить баталии времен Ермака, — рассказал Дмитрий Лещинский.

В Югорске казаки получили часть бывшей военной базы, где планируют организовать военно-патриотический центр. К слову, на следующий год они собираются посадить там картофель.

— Понимаю, что в годы войны любой кусочек земли использовали, чтобы прокормиться и отправить продукты на фронт. Но сейчас-то уже все изменилось. Теперь поселки даже больше городскими становятся, — рассуждает Дмитрий Николаевич.

Казаки считают, что идут в ногу со временем. Казачество уже полностью возродилось и выполняет в нашем обществе функции иммунной системы, сохраняя традиционные ценности. Оно находило и продолжает находить общий язык со всеми народами, населяющими нашу необъятную страну. А вот расходовать средства на возрождение заброшенных деревень — задача не сегодняшнего дня.

— Нужно вкладывать средства в существующие деревни, фермерские хозяйства и улучшать для них условия работы. А переселять казаков в заброшенные поселения — не лучшая идея, — размышляет Дмитрий Николаевич. — Следует обращать внимание на воспитание подрастающего поколения, проводить профилактические беседы по борьбе с наркоманией. Вот что важно на сегодняшний день.

При этом атаман заметил, что если его пригласят на круглый стол, то он с удовольствием примет в нем участие и внимательно выслушает мнение оппонентов. Все же возрождение заброшенных деревень — серьезная задача, и стороны найдут пути ее решения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру