Жилищно-коммунальный пасьянс

Что нам концессия готовит?

Что нам концессия готовит?
Фото из архива редакции.

Государственно-частное партнерство в коммунальной сфере, уже не просто государственная директива, частные инвестиции в отрасль - это реалии нынешнего дня. В России работают 900 концессий, такая цифра была приведена на III Общероссийском форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры, прошедшем в конце октября 2016 года.

Между тем Ханты-Мансийский автономный округ - Югра находится только в самом начале пути. Несмотря на то что правительство Югры еще до 1 января 2016 года планировало передать в концессию 278 объектов, где выстроено неэффективное управление активами, и было объявлено 11 конкурсов, состоялся всего один: администрация г. Лангепаса передала в концессию объекты теплоснабжения сроком до 31 декабря 2045 года.

Кстати, положительный опыт Лангепаса отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис в ходе всероссийского селекторного совещания, посвященного усилению контроля со стороны министерства за темпами развития государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ во всех субъектах страны.

В апреле 2016 года в том же Лангепасе было заключено еще одно соглашение на передачу в концессию объектов водоснабжения и водоотведения. А вот в Мегионе, Радужном, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах объявленные конкурсы были признаны несостоявшимися.

Низкими темпами передачи неэффективных предприятий ЖКХ в концессию крайне недовольна губернатор Югры Наталья Комарова. По ее мнению, к провалу реализации утвержденного графика привела неорганизованность органов местного самоуправления.

В марте 2016 года глава региона лично выезжала в муниципальные образования, где на встречах с чиновниками и депутатами доказывала эффективность концессионных соглашений.

Но нельзя все сваливать на нежелание муниципалитетов менять уклад привычной жизни. Ряд обстоятельств заставляет взглянуть на концессию как вид государственно-частного партнерства и со стороны чиновников.

Первое, нужно понимать, что объекты жилищно-коммунального комплекса — сами по себе дорогостоящие, это — объекты инфраструктуры. Но самое главное — это объекты стратегические — по своей сути они являются системой жизнеобеспечения.

- Потеря контроля над этими объектами, потеря их физических свойств и параметров для администрации как уполномоченного органа на снабжение населения услугами водо- и теплоснабжения — чреваты. Поэтому муниципалитет вынужден подкрепляться какими-то гарантиями, что концессионер будет добросовестным и сможет осуществить те обязательства, которые предусмотрены соглашением, - пояснила корреспонденту «МК»-Югра» заместитель председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района Анна Уфимцева.

- Объекты действительно дорогостоящие, плюс мы говорим о том, что к стоимости самих объектов подключается объем валовой выручки, которую мы передаем концессионеру. То есть это очень крупный материально-технический ресурс в стоимостном выражении, и поэтому нам бы хотелось перестраховаться, - продолжила Анна Николаевна.

Желание властей муниципалитетов отсеять мелких игроков, найти и сотрудничать с крепко стоящим на ногах субъектом понятно, ведь концессионеру придется работать с физическими лицами, а ситуация с неплатежами граждан за услуги ЖКХ в Югре известна.

Выгодность концессии доказывать уже не приходится, ведь при передаче неэффективных предприятий в частные руки финансовая нагрузка на бюджет органа местного самоуправления снижается, да и собственник более эффективен, чем управление имуществом через директоров. Но прийти должен сильный хозяйственник, который сможет принести с собой инвестицию, вложиться в модернизацию и обновление инфраструктуры, износ которой в Югре, кстати, очень высок.

Возникает вопрос, а в чем же интерес концессионера? Он, вкладывая средства, получает хозяйство, которое должен улучшать. В чем же выгода?

Собеседник издания отметил, что выгода любого коммерческого предприятия — извлечение прибыли. Приобретая объекты, концессионер понимает, сколько будет осуществлено вложений и какова будет выгода. Гарантированным размером прибыли можно считать тариф за услуги, который он будет получать от населения. Это — стабильная работа, не нужно осваивать и искать свою нишу на рынке — все это уже есть. Убыточность коммунального хозяйства тоже не должна пугать — такое положение отрасли вызвано именно несвоевременностью финансирования, а привлечение инвестиций может вывести ее на рентабельный уровень.

В вопросе о гарантированном потребителе речь идет о людях — жителях региона. Их отношение к передаче государственного имущества в частные руки играет не последнюю роль в продвижении решений по передаче в концессию объектов ЖКХ.

Так вот, вопреки различным толкам, населению гарантирован уровень платы, поэтому любая передача в концессию ничего не изменит. Концессия позволит улучшить качество услуг, со временем, конечно. Но в настоящее время бюджет однозначно не сможет дать таких вливаний в отрасль, как инвестор. Поэтому поднять уровень услуг ЖКХ сможет только частная инвестиция.

Необходимо ответить на устоявшееся мнение, что, передав тот или иной объект ЖКХ в концессию, муниципалитет теряет контроль над ним. Это не так.

- Имущество, как бы оно ни было передано - в концессию или аренду, остается муниципальной собственностью. Его распорядителем является департамент имущественных и земельных отношений, и снять с него обязанность осуществления контроля даже концессионер не сможет, - поясняет Анна Уфимцева.

Договором между администрацией и концессионером оговаривается механизм кураторства. Предусматриваются выезды специалистов для осуществления проверок имущества, ведение мониторинга эксплуатации объекта и предоставления услуг. Предполагается, что будет установлена система взаимодействия с концессионером по предоставлению необходимой информации для оперативного принятия решений, стратегического планирования в области предоставления коммунальных услуг.

Еще раз вернемся к тарифам. В Жилищном кодексе, в статьях 156,157,158, где говорится о понятии «плата за жилое помещение, за коммунальные услуги», очень четко определено, что ежегодно устанавливается индекс роста платы граждан за коммунальные услуги. Это тепло, вода, водоотведение, газ, электроэнергия. По совокупности всех услуг плата не может быть увеличена более чем на величину этого индекса. Поэтому, даже если придет концессионер и ему будут установлены экономически обоснованные тарифы, даже в разы превышающие тарифы муниципального предприятия, рост платы граждан будет утверждаться на уровне установленного индекса, то есть разницу будет оплачивать бюджет.

Поэтому, заключая концессионное соглашение, администрация идет на своего рода риск — ведь частный инвестор не станет работать по заниженному тарифу - и заинтересована в сильном концессионере, который сможет на первоначальном этапе осуществить хорошие инвестиции, чтобы оптимизировать тариф.

- Чем меньше потерь, чем лучше работает оборудование, тем ниже издержки и прямые расходы. Устанавливается эффективный тариф, который не будет завышен. Тогда разница компенсации между тем ростом платы, который мы определяем гражданам не выше установленного, и тем экономически обоснованным тарифом, с которым выйдет концессионер, будет держаться на определенном уровне, - констатирует собеседник издания.

Самое главное для органов местного самоуправления, чтобы в домах у людей были вода и тепло, поэтому очень важно, как и кто будет предоставлять услуги ЖКХ. И если муниципальное предприятие работает неэффективно, дополнительные деньги из бюджета тратятся на покрытие потерь, то такому предприятию нужно искать хозяина и хозяйственника. И откладывать решение не стоит. Ведь порыв трубы — это потеря тепла, которая не учитывается в тарифе и никем не оплачивается, и чем старее сети — тем больше потери.

На сегодняшний день документацию на проведение конкурсов готовят в Сургутском районе, городах Урае и Покачи, других муниципалитетах.

О проведении общественного обсуждения по подготовке конкурсной документации на передачу двух крупных объектов ЖКХ сообщил на недавней пресс-конференции глава Нижневартовска Василий Тихонов. Речь идет о главных ресурсоснабжающих предприятиях города - МУП «Водоканал» и МУП «Теплоснабжение». Градоначальник сообщил, что почти 80% обращений граждан по тем или иным проблемам приходятся именно на тему коммунального хозяйства. Положение на обоих предприятиях далеко от идеала. Так, в 2015 году чистый убыток Горводоканала составил 63,8 млн рублей. Предприятие будет передано в концессию согласно указу Президента РФ.

Несмотря на то что, по оценке экспертов, в ХМАО высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры, потенциальные инвесторы все-таки есть. В модернизацию жилищно-коммунальной структуры Югры готовы сделать миллиардные вложения крупнейшие игроки на рынке частных операторов коммунальной инфраструктуры, такие как «Корпорация СТС», «Росводоканал», «Российские коммунальные системы».

В окружном правительстве для создания инвестиционной привлекательности коммунальных объектов разработан перечень мер государственной поддержки, по нему муниципалитеты могут рассчитывать на субсидии для проектов в рамках концессионных соглашений, коммунальные предприятия — на частичные компенсации затрат на строительство, капремонт и реконструкцию объектов ЖКХ, концессионеры — на государственные гарантии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру