Крупнейший вертолетный оператор России отмечает полувековой юбилей

Работаю героем

Первый массовый самолет в тюменском небе — У-2, или По-2, так стали называть его после того, как конструктор Николай Поликарпов ушел из жизни. Он был прост, надежен и неприхотлив. По-2 не поднимался в воздух слишком высоко, но был легким в пилотировании. Вместе с ним в середине 30-х годов прошлого века уверенно начала набирать высоту вся тюменская авиация. 

Работаю героем
www.utair.ru.

Владимир Цветков, командир международного летного отряда, был удостоен звания «Заслуженный пилот РФ». Он говорит, что тогда У-2 вызывал восхищение и уважение, ведь это настоящая легенда.

Война внесла свои коррективы. Она забирала чужих и наших, но тех, кого возвращала домой, вознаграждала бесценным опытом, и именно их ждала горячая пора освоения Севера. Главным помощником авиаторов в это время становится способный летать в сложных метеоусловиях Як-12 и прошедший войну, модифицированный Ли-2. В 1950-е годы все внимание тюменской авиации сосредоточилось вокруг геофизических экспедиций. Поиски новых месторождений требовали транспортировки людей и грузов туда, где еще никто не бывал, — в неизученные пространства, таящие в себе большие богатства. 

В конце 1950-х годов, наконец, найдена заветная нефть Тюмени, открыто Шаимское месторождение. В планах — строительство трубопровода Шаим — Тюмень. И в этот момент в сибирское небо как нельзя кстати врывается свежий ветер — первенец в семье Миль, родоначальник вертолетов — Ми-1. Ему не нужна взлетная полоса, он легче и маневреннее самолетов, он тот, кто навсегда изменит авиацию.

— Роль вертолетной авиации в то время была превалирующей. Что такое болото? Это отсутствие дорог, отсутствие аэродромов. Даже теплоснабжение — все шло через вертолеты. Мы перевозили трубы, все, что можно было транспортировать, — говорит Федор Ваганов, заслуженный работник транспорта РСФСР.

1960-е годы — время романтики и работы на износ. К концу 1969 года в Западной Сибири открыто 49 нефтяных и 27 газовых месторождений. Машины и люди работают круглосуточно.

В 1967 году решением Министерства гражданской авиации СССР образовано Тюменское управление гражданской авиации. Тогда оно выполняло 25% авиационных работ. Это время, когда авиация в Тюмени обрела свою независимость, и все дальнейшие решения и вся ответственность были на ней.

— Все это очень быстро двигалось, в динамике. Тюмень развивалась, авиация требовалась все более и более новая, совершенная, — говорит Владимир Цветков.

В этом же году 255-й летный отряд проводит испытания легендарного Ми-8 перед его отправкой в серийное производство. Тюменские летчики уже тогда были сильнейшими пилотами в стране, и новая техника быстро попадала в их руки.

— Я думал, что Ми-4 будет вечен. Когда стали говорить о появлении Ми-8, мне подумалось, что это произойдет точно не в наш век. Потом появился первый, и как посыпались новые модели вертолетов, диву давались, — говорит Франц Левицкий, cтарший пилот-инструктор летного отряда ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр».

В семье самолетов в это время на первый план выходит четырехвинтовой высокоплан Ан-12, который еще больше увеличивает грузоподъемность воздушной техники тюменских авиаторов. Это было необходимым условием, потому что в середине 1970-х объем перевозок вырастает в два раза. За 60-ю параллель уже перебрались более 2 млн человек, построены десятки аэродромов, а вместе с ними и города, осваиваются все новые и новые месторождения. Западная Сибирь становится сердцем Советского Союза, а тюменская авиация — его кровеносной системой.

Правительство ХМАО-Югры активно поддерживает авиакомпанию. Напомним, сотрудничество авиакомпании и властей региона стало еще более плотным, когда в 2015 году правительство автономного округа приняло участие в эмиссии акций авиаперевозчика. Тогда заместитель губернатора Югры Дмитрий Шаповал отметил, что вхождение в капитал ЮТэйр будет способствовать гарантированной перевозке югорчан по социально значимым маршрутам, сохранению более чем 1500 рабочих мест и обеспечению налоговых поступлений в региональный бюджет.

Добавим также, что авиакомпания осуществляет более 90% авиаперевозок на территории округа, в том числе и в отдаленные и труднодоступные населенные пункты, является крупнейшим поставщиком авиационных сервисов для нефтегазового комплекса в России.

В 2016 году самолеты ЮТэйр перевезли 6 654417 пассажиров. В этом году планку подняли до семи миллионов. В высокий сезон авиакомпания выполняет рейсы более чем по 150 направлениям, 65 из которых ‒ уникальные. На сегодняшний момент авиаперевозчик обладает современным парком воздушных судов, насчитывающим более 60 самолетов, оставаясь при этом одним из лидеров мирового вертолетного бизнеса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру