Хотите встретить соболя — отправляйтесь в тайгу

В заповеднике «Юганский» завершился основной этап зимних маршрутных учётов

28 февраля вертолетом с дальних кордонов были вывезены сотрудники заповедника и работавшие с ними волонтеры. Чуть раньше из леса выехали группы, заезжавшие в тайгу на снегоходах.

В заповеднике «Юганский» завершился основной этап зимних маршрутных учётов

Пройдены сотни километров по заснеженной тайге, где по следам на снегу и признакам жизнедеятельности производился учет зверей и птиц, обитающих в заповеднике. О результатах, разумеется, говорить рано (собранные данные еще не обработаны), но, по словам прибывших с зимних маршрутных учетов (ЗМУ) сотрудников, были отмечены следы лося и северного оленя, росомахи, соболя, белки, выдры, лисы, зайца беляка и лунки ночевок птиц — глухаря, тетерева, рябчика, куропатки. Самих птиц и некоторых млекопитающих тоже удалось встретить — на стационаре «Вуяяны», к примеру, было замечено небольшое стадо северных оленей. Но больше всего отмечено следов пребывания соболя.

Проведали учетчики и поселение бобров на реке Энтьпунигль на южной границе заповедника — внешне все у них в порядке, они выходят, натоптали дорожки, не так давно свалили и перетаскали к норе несколько небольших березок.

Участники ЗМУ сообщили, что учеты были непростыми, снег был очень высокий и рыхлый. Трудно приходится таежным обитателям, даже северные олени, известные своей «проходимостью», проваливаются в снег по самое брюхо.

Волонтеры, побывавшие в заповеднике, в первую очередь с восхищением рассказывали о великолепии природы нашей тайги, о том, чему научились, участвуя в учетах, о романтике вечеров в избушке у печи. Все выразили желание обязательно вернуться.

Случайно наткнувшись на объявление о наборе добровольцев для работы в заповеднике, cургутянка Елена Лялина решила: «Почему бы и нет?». Отбросив страх и сомнения, собрала рюкзак, прихватила спальный мешок и отправилась в заповедник «Юганский», расположенный в Сургутском районе ХМАО-Югры.

Из дневника путешественницы

«...Холодным февральским утром я вместе с другими добровольцами отправилась в село Угут, где находится центральная усадьба заповедника «Юганский». Там нас угостили теплым и хрустящим хантыйским хлебом, провели инструктаж и рассказали о заповеднике.

Информации было много, поэтому я не сразу вникла в суть. Главной целью нашей экспедиции были ЗМУ — зимние учетные маршруты, в ходе которых мы, волонтеры, должны были отмечать по навигатору следы зверей. И, конечно, определять, кому они принадлежат.

Базой для нас стал кордон Каменный. Там, вдали от цивилизации, стоит деревянный дом. Мы немного осмотрелись и поняли: спать придется в спальных мешках на деревянных нарах. Водопровода в избе не было, так что воду добывать тоже нужно самим — топить снег на плите.

За окном минус 35, но мы вместе с государственным инспектором заповедника Евгением Сыркиным отправились на работу — изучать и считать следы зверей и птиц.

Зимой в тайге можно передвигаться только на широких таежных лыжах. Я занимаюсь спортом — сноубордом, и «топать» на лыжах мне было непривычно. Ощущения непередаваемые — скользишь по целине легко и плавно, но стоит слезть с лыж или упасть, как мигом оказываешься по пояс в мягком сугробе.

Вечера проводили за теплыми беседами. Нас было пятеро: два инспектора — Евгений и Богдан и три волонтера. Интересно узнавать новых людей, все они разные, но нас, на мой взгляд, объединяла страсть к приключениям и всему новому. Ночью мне нравилось наблюдать за небом. На нем столько звезд, словно над тобой вышитый ковер. Тайга, тишина такая, что, казалось, можно услышать, как падают звезды.

Зимние учетные маршруты мы проводили пешком или на снегоходах «Буран». Ехали в одну сторону и затирали следы, ставили метки на снегу. На обратном пути отмечали на навигаторе появившиеся следы, места ночевок птиц.

Почти четыре часа езды на «Буране» до кордона Липикъях, на этом маршруте мы вели учет следов, а по дороге любовались величием природы — высоченные заснеженные сосны, снежные искрящиеся поля, безграничный простор и мощь. Солнце лениво поднималось вверх и создавало из теней причудливые рисунки на снегу.

Переночевав в маленькой избе, мы отправились обратно, теперь уже отмечая вновь появившиеся следы. Приятно было вернуться на кордон Каменный, где нас уже ждали — потрескивали поленья в печи, закипал чайник.

Хочу выразить благодарность всем работникам Юганского заповедника за то, что мой первый волонтерский опыт оказался таким. Всего несколько дней жизни в тайге переменили мое отношение к дикой природе, она стала ближе и понятнее».

Елена не скрывает восторга от своей поездки, что подтверждают ее путевые заметки.

Всего в зимних учетах приняли участие девять волонтеров и 12 сотрудников заповедника. По дороге они встречали свежие следы лисицы, зайца беляка, рыси. По словам Евгения Сыркина, государственного инспектора по охране территории заповедника «Юганский», волонтеры оказали значительную помощь в проведении мероприятий. Никто из них не жаловался на условия, все работы велись слаженно и дружно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру