Детсадовцы строят будущее

В Югре развивают дополнительное образование

Построить своими руками робота — дело непростое. В детстве у наших родителей были металлические конструкторы, из которых собирались танки, машины, строительные краны. Сегодня эти металлические детали унылого серого или зеленого цвета вспоминаются с уважением, как своего рода раритет, предшественник современных моделей. Но чтобы собрать робота, об этом даже не мечтали дети восьмидесятых. Сейчас совсем другое время. В Югре работают центры дополнительного образования, секции в детских садах и школах, где детей обучают не только собирать собственных роботов, но и программировать их. 

В Югре развивают дополнительное образование
Фото автора.

Технологии будущего

В сургутском детском саду «Лель» малыши уже с трех лет посещают секцию «Роботенок», где создают свои первые модели. Современный конструктор помогает детям не только развивать мелкую моторику и алгоритмическое мышление, но и познавать окружающий мир. Одна из серий так и называется: «Организмы». В одной коробке находится множество разнообразных деталей, из которых можно собрать 18 моделей животных и насекомых: бабочки, мотылька, собаки, паука и других.

Яркие элементы конструктора приятны на ощупь, они различной формы и гибкости. А использование такой детали, как глаза для создаваемого образца робота, оживляет модели, делает их более привлекательными. Такого робота-бабочку, к примеру, можно не просто поставить на полку как собранную модель, но и организовать с ним сюжетную игру. Современные конструкторы позволяют собирать целые семейства представителей животного мира. 

— Дополнительная образовательная программа технической направленности объединяет малышей от трех до пяти лет, она действует уже два года, — рассказывает Татьяна Уварова, заведующая детским садом «Лель». — За это время более двухсот воспитанников детского сада научились программировать различные модели роботов.

Дети постигают азы робототехники с помощью программируемого беспроводного конструктора Lego WeDo 2.0. Ребята собирают модель, затем управляют ею при помощи планшета, на который устанавливается необходимое приложение. Преимущество этого конструктора в том, что с одного устройства можно одновременно запускать несколько роботов.

В арсенале детсадовцев есть конструктор Robo & Block, который программируется за счет специальных карточек. Ребята строят робота, и, чтобы он совершил движение, нужно вставить карточку в блок. Они — разные: одна отвечает за поворот, другая за движения вправо и влево. 

Один из проектов малыши уже претворили в жизнь. Они знают о том, что на территории Югры живут коренные малочисленные народы Севера — ханты и манси. Дошкольники попробовали привнести что-то новое в традиционный уклад жизни обских угров. Воспитанники решили сконструировать рыболовное колесо, которое, несомненно, пригодится в хозяйстве. Еще одна постройка на территории игрушечного стойбища — автоматизированная кормушка для рыб, которая управляется при помощи блока питания. Отметим, эту технологию ловли и кормления рыбы можно перенести в реальность, используя опыт маленьких сургутян. Кстати, с проектом «Рыболовное чудо-колесо» ребята заняли третье место на городском конкурсе «РобоФест».

Зачем пчеле корова?

В МБОУ «Начальная школа «Прогимназия» действует программа технической направленности «Легоконструирование». Школьники среднего звена могут найти себя в одной из секций: «Компьютерное моделирование», «Техническое творчество», «Робототехника», «Информатика в играх и задачах».

Ученики младших классов собрались в команду для того, чтобы принять участие в городских состязаниях по робототехнике в номинации First Junior FLL. В задании было сказано: изучить жизнь медоносной пчелы, выбрать животное, которое живет в одной среде с ней, найти какую-то проблему сосуществования и представить пути ее решения с помощью собранных моделей.

— Чтобы справиться с заданием, мы пошли в библиотеку и посмотрели научный фильм «О жизни пчел», из которого узнали много нового и интересного, — рассказывает участница соревнований. — Для проекта в животные, обитающие рядом с пчелой, мы выбрали корову. И ту и другую объединяет одно свойство: мед и молоко — очень полезные продукты.

Отыскали и проблему. Она заключается в том, что пчела иногда кусает корову. Для устранения последствий на ферме есть погрузчик, предназначенный специально для того, чтобы отвезти больное животное к ветеринару.

Чтобы представить наглядно свою идею, ребята создали двигающиеся модели цветка, пчелы, коровы и погрузчика. Каждая из них оснащена моторчиком. Участники команды с помощью компьютерной программы задают роботам определенные действия: корова продвигается вперед, пчела кружит над цветком, погрузчик поднимает животное вверх и опускает вниз. За нестандартный подход к решению конкурсной задачи учащиеся прогимназии получили диплом победителя в номинации «Самый креативный подход» на IX Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест».

Увлечение робототехникой — это не совсем хобби и не сводится к процессу «собрать — разобрать» модель конструктора. Это, прежде всего, умение искать и находить нестандартные решения. Дети собираются в команды и создают определенных роботов, на площадке разворачивается целый технологический процесс.

— Мы учимся собирать из отдельных деталей целый механизм. Это очень интересно, — говорят воспитанники прогимназии.

Цели ребята ставят перед собой серьезные — одна из девочек хочет в будущем построить суперплиту, которая сама, без вмешательства человека будет готовить пищу, другой участник команды планирует построить телепорт.

Лучшие в стране

Ученики средних и старших классов Сургутского естественно-научного лицея стали победителями в соревнованиях по робототехнике. Команда школьников заняла первое и второе места в IX Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест» в этом году, ребята примут участие в чемпионате мира по робототехнике в США, который пройдет с 20 по 26 апреля.

— Робототехника в нашей школе приобретает в последнее время все большую значимость, — говорит Наиля Ялчибаева, заместитель директора Сургутского естественно-научного лицея по учебно-воспитательной работе, учитель информатики. — Она занимает большую нишу в системе общего доп­образования детей. Дополнительная секция по конструированию роботов реализуется в лицее уже третий год, и за это время интерес ребят к изучению математики, физики, информатики возрос в несколько раз. Без знания этих предметов хорошего робота сконструировать невозможно.

К слову, в 2017 году в РобоФесте приняли участие около пяти тысяч школьников и студентов из 65 регионов России, Казахстана и Белоруссии в составе более чем 1300 команд. Фестиваль проводится с 2009 года в рамках программы «Робототехника: инженерно-технические кад­ры инновационной России». Цель программы — воспитание новых инженерных кадров для российской промышленности в масштабах страны начиная со средней школы. Как раз в этом и преуспели школьники Сургута, показывая отличные результаты не только в конструировании, но и в учебе. Для того чтобы собрать робота для соревнований, ребята трудились почти год.

— Я занимаюсь робототехникой уже два года. Каждый год участвую в состязаниях. Мы с командой построили робота, который укладывает определенные объекты в предназначенные для них ячейки, — рассказывает Андрей Паук, ученик 7-го класса естественно-научного лицея. — Эти модели могут использоваться как прототипы машин по разборке завалов или перегрузке, применяться на производстве, при уборке мусора.

Безусловно, занятия по робототехнике – не просто увлекательное хобби. Это развитие мелкой моторики у ребенка, его творческого потенциала. С раннего детства малыш учится мыслить системно, здесь же развиваются навыки взаимодействия с окружающими, умение работать в команде. В сфере современного инженерно-математического образования это крайне важно. Дети приходят на занятия с радостью, с удовольствием выбирают себе модели, готовят масштабные проекты для выступления на соревнованиях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру