Меры по улучшению ситуации обсуждали участники Югорского промышленного форума — 2017 на круглом столе «Эффективные сервисы для развития ЖКХ Югры». Интересные перспективы обрисовал Сергей Кислицын, гендиректор ГК «Аверс-СК» (Екатеринбург), председатель комитета по инфраструктурным проектам Свердловского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» и преподаватель Уральского федерального университета. Практика показывает: затраты на замену старых сетей водоснабжения окупаются не более чем за три года за счет уменьшения водопотерь.
— Реальная экономия еще больше, — утверждает Кислицын. — Ресурсоснабжающие организации экономят на перекачке, электроэнергии. Уменьшая водопотери, снижаем нагрузки на очистные сооружения, на станции водоподготовки. Экономят конечные потребители, поскольку в неизношенных сетях вода доходит до кранов в квартирах в необходимом качестве и людям не приходится покупать бутилированную воду. Если сети в хорошем состоянии, не происходят аварии, не разрушаются дороги, не затапливаются подвалы. При росте потребления снижение водопотерь позволяет подключать новых потребителей к уже имеющимся ресурсам, что дает экономию на строительстве инфраструктуры.
В большинстве действующих в России сетей водоснабжения используются трубы, срок службы которых не превышает 20 лет, говорит Сергей Кислицын. В стране немало городов, где изношенность сетей — 80% и более. В Ханты-Мансийске ситуация почти идеальная, значительная часть сетей — это достаточно новое оборудование: 17 км — общая протяженность сетей со сроком службы до 10 лет, 23 км — со сроком службы от 10 до 15 лет. И лишь менее одного километра сетей не заменяли более 20 лет. Докладчик рекомендовал обратить внимание на то, что уже сейчас отечественные производители выпускают трубы со сроком службы более ста лет, и они вполне доступны по цене — это серьезная экономия на далекую перспективу, так как ремонт сетей не потребуется долгие годы.
Максим Медведев, директор ОАО «ЮТЭК — Региональные сети», рассказал о реализации дорожной карты, утвержденной правительством Югры, в сфере взаимодействия электросетевой компании при присоединении технологических объектов. Также участники круглого стола много внимания уделили теме информатизации ЖКХ. Владимир Бронников, гендиректор ООО «Промблок», сделал доклад об опыте организации и использования системы учета потребления коммунальных ресурсов в реальном времени — единой системе диспетчеризации узлов учета и регулирования по ХМАО-Югре. Владимир Скрыпник, замдиректора ООО «ИнфоЮгра», сообщил об онлайн-взаимодействии АСКУЭ «Стриж» и биллинговой системы «ИнфоЮгра» на основе технологии LPWAN. Участники обсудили практические моменты реализации этого проекта, в том числе финансовые стороны. В приведенных примерах обслуживание «умных» приборов учета и передающего информацию онлайн-оборудования обходится потребителям около 50 рублей в месяц на квартиру.
Важный вопрос — объединение всех субъектов-участников рынка услуг ЖКХ в единую государственную информационную систему. Соответствующий федеральный закон был принят в России в 2014 году: в ГИС ЖКХ должны быть занесены по каждому домохозяйству и потребителю сведения об оказанных ему услугах, произведенных расчетах, задолженностях, претензиях, обращениях и прочая значимая информация. Кстати, законодательство дает право потребителю не платить за «коммуналку» до тех пор, пока эти начисления не отобразятся в ГИС ЖКХ.
В Югре внедрение системы курирует департамент жилищно-коммунального хозяйства, а координирует работу Центр энергосбережения Югры. Как сообщил Дмитрий Шапкин, начальник отдела мониторинга информационных систем Центра, Югра в этом процессе находится в лидерах среди регионов России: по лицевым счетам и помещениям на сегодняшний день в ГИС ЖКХ внесено почти 90% информации.
Гендиректор ООО «Гелиос Групп» Вячеслав Журавлев добавил, что для информационных систем, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве, очень важна способность интегрироваться с другими системами. Именно таким он представил участникам форума программно-аналитический комплекс «Региональный оператор ЖКХ». По его словам, система, созданная при поддержке окружного Технопарка высоких технологий, позволяет автоматизировать основные сферы жилищно-коммунальной отрасли, контролировать жизненные циклы объектов от проектирования до эксплуатации и капремонта; организовать на предприятии единую программную среду, обеспечивать деятельность единого центра обращений граждан. На сегодняшний день внедрение «Регионального оператора ЖКХ» обсуждается с пятью муниципалитетами округа.