Губернатор Югры и заместители взяли под крыло ребят из «Радуги»

Общение организовано по чилийско-советской системе

31.05.2017 в 09:00, просмотров: 1029

В минувшую субботу несколько воспитанников ханты-мансийского Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга» побывали в Доме правительства и пообщались с губернатором округа Натальей Комаровой и ее заместителями. Это не разовая акция и не праздничный жест, а начало интересной полугодовой истории.

Губернатор Югры и заместители взяли под крыло ребят из «Радуги»

 

Старшие братья, старшие сёстры

«Наставники: не рядом, а вместе» — под таким названием в Югре стартовал новый проект, который одновременно с Тульской и Воронежской областями наш регион начал реализовывать на правах пилотной площадки с подачи федерального Агентства стратегических инициатив. Год назад, в июле 2016 года, решение о принятии его к реализации было утверждено на расширенном заседании экспертного совета агентства, в котором принял участие Президент России Владимир Путин.

Основной реализатор проекта — межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры» (исполнительный директор — Александра Телицына). Ее основная цель — посредством наставничества помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, раскрыть свой личностный потенциал и повысить веру в собственные возможности. В рамках подготовки к реализации проекта в пилотных регионах, в том числе в Югре, организацией обучены тьюторы и кураторы программы, передана методика ведения проекта.

Хорошо забытое старое

Для современной России наставничество — новое явление, которое является «забытым старым», но люди старшего поколения хорошо помнят такие советские методы воспитания и профессиональной стажировки, как шефство предприятий и организаций над детскими коллективами, работа наставников с молодыми специалистами, «трудными» подростками. Кроме отечественного опыта, разработчики программы применяют методы, используемые чилийскими чиновниками, которые помогают ребятам из небогатых семей и проблемных районов.

С 2003 года программа с советско-чилийскими корнями реализуется в России, показывая хорошие результаты, а теперь она получила поддержку на государственном уровне. В Югре наставниками решили стать ни много ни мало губернатор Наталья Комарова, первый заместитель главы региона Алексей Шипилов, заместители губернатора Галина Максимова, Всеволод Кольцов, Алексей Забозлаев, Юрий Южаков, помощник главы региона Илья Зенов и другие чиновники.

— Изучив проект, я подумала, что в нашем регионе он вполне может состояться. Мы неплохо работаем в отношении того, чтобы дети, которые лишились родителей или по другим причинам находятся под опекой, получили по-настоящему взрослое, «родное» сопровождение, — так прокомментировала свое решение глава региона на первой встрече с ребятами. — Проект недаром называется «Наставники: не рядом, а вместе». Успех возможен тогда, когда мы идем плечом к плечу и учим друг друга. В этом смысле, мне кажется, каждый из нас сможет учить друг друга. Сейчас среди наставников — в основном чиновники. Но это могут быть разные люди, которые состоялись не только в карьере. Важно, чтобы это были гармонично развитые люди, — отметила Наталья Комарова, добавив, что такая форма работы в будущем может быть полезной также и для ребят, находящихся на реабилитационно-восстановительном этапе после лечения от наркотической зависимости.

Гостям показали «чёрный чемоданчик»

Первый день проекта оказался интересным и насыщенным как для «старших товарищей», так и для ребят из «Радуги»: разбившись по парам, они знакомились, обменивались телефонами, искали общие интересы, обсуждали правила будущих встреч, отмечали их даты на календаре. Энергичная Мария, общительная Таисия, веселый Александр, внимательная Инна, рассудительный Виктор и остальные ребята недолго робели в непривычной обстановке и вскоре активно участвовали в разговорах с первыми лицами региона. Особое впечатление произвела на ребят экскурсия по зданию.

Они побывали в залах, которые показывают по ТВ и где принимаются решения, определяющие жизнь округа. Увидели даже то, что не попадает в объективы видеокамер, в кабинете главы региона, в зале видеосовещаний, посмотрели на «черный чемоданчик» — портативную аппаратуру для видеосвязи в «походных» условиях. Экскурсия завершилась для ребят и губернатора чаепитием в кафе.

— Я не ожидала такого. Мне сказали, что будет встреча с губернатором, но я не думала, что настолько близкая. Теперь у меня появился еще больший интерес и желание участвовать в проекте. Мой наставник для меня — пример, я хочу ему подражать, — призналась Инна Иванова, подопечная Всеволода Кольцова.

Шесть месяцев — шесть встреч

Как рассказал по секрету один из организаторов мероприятия, наставники волновались перед началом проекта едва ли не больше ребят. Ведь для семнадцати-, восемнадцатилетних гостей участие в проекте пока больше похоже на приключение, чем на серьезное дело. А взрослые ознакомлены с планом работы и ощущают личную ответственность за своих подопечных. Через шесть месяцев при подведении итогов проекта будет видно, помог ли он этим юношам и девушкам, смогли ли они вместе с наставниками верно определить жизненные цели и пути их достижения. А главное — хватило ли ребятам сил и желания придерживаться выбранной стратегии? Кто будет учиться — станет ли успешен в учебе? Кто планирует готовиться к поступлению в учебное заведение — хорошо ли проведет эту подготовку?

— Проект «Наставники: не рядом, а вместе» вселил в нас, сотрудников центра «Радуга», надежду, что, кроме нашего коллектива, педагогов, опекунов и попечителей, появятся неравнодушные люди с большими возможностями и большим опытом работы, которые смогут оказать реальную помощь нашим детям: помочь определить свое место в жизни, дать ценные советы, а может, и оказать впоследствии содействие в трудоустройстве, — говорит директор учреждения Елена Евстратова. — В ходе этой работы не предполагается обсуждение финансовых, жилищных проблем, вопросов устройства в семью. Темы будущих встреч касаются самоопределения, образования и профориентации: «Мои жизненные цели», «Проблемы и пути их решения», «Круг знакомств», «От вдохновения к мечте». Очень надеемся, что каждому из ребят это наставничество поможет в жизни. Срок проекта — полгода, но не исключено, что у детей и впоследствии сохранятся хорошие отношения с наставником.

После апробации проект «Наставники: не рядом, а вместе» планируется реализовать более чем в двадцати регионах Российской Федерации. Предполагаемое число получателей помощи в результате реализации (детей в трудной жизненной ситуации и кризисных семей) — не менее 850.

В рамках проекта реализуются две программы:

Краткосрочное наставничество — к роли наставников для подростков из учреждений для детей-сирот привлекаются успешные политические деятели, представители власти и бизнеса, спортсмены, деятели культуры. Данный формат предполагает проведение шести встреч наставников с подопечными в течение полугода. Работа с подопечными будет направлена на формирование мотивации к получению образования и профессиональной реализации; получение информации о возможностях и направлениях развития после выпуска из учреждения; развенчивание характерных для детей-сирот стереотипов о невозможности их успешной реализации в жизни; повышение самооценки и уверенности в себе; развитие лидерских качеств; раскрытие личностного потенциала; расширение жизненного кругозора.

Долгосрочное наставничество — организация сопровождаемого профессиональными психологами долгосрочного общения ребенка с взрослым волонтером-наставником, направленного на повышение эмоциональной и социально-бытовой готовности к самостоятельной жизни; снижение вероятности попадания детей в различные группы риска; повышение мотивации детей на получение образования и профессиональную реализацию; улучшение эмоционального климата в семье и стабилизацию детско-родительских отношений; снижение вероятности возвратов или изъятий детей из семей.

Программа реализуется в субъектах Федерации на условиях софинансирования из региональных бюджетов, собственных средств организации, федеральных грантов и субсидий.

С 2003 года за время реализации проекта наставничества организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» более 1500 детей получили поддержку наставников. Ежегодная оценка эффективности программы наставничества выявляет следующие результаты:

— у 46% подопечных появилось больше уверенности в себе;

— 45% подопечных стали более самостоятельными;

— 36% улучшили свои коммуникативные навыки;

— у 44% подопечных расширился круг социальных контактов и связей;

— 52% подопечных имеют более четкие представления о своем будущем;

— 42% подопечных стали более ответственно относиться к своим обязанностям;

— у 33% подопечных появились новые увлечения и интерес к социальной жизни;

— 51% подопечных стали более организованными.

В число наставников вошли директора федерального Агентства стратегических инициатив.




Партнеры