Социальный конструктор Югры 2.0. День первый

День обещал быть теплым, знакомства – новыми, впечатления – яркими. После официального открытия долгожданного для социальных предпринимателей мероприятия я отправилась на направление, которое курировал генеральный директор студии «Артвидео», режиссер, продюсер, вице-президент по дистрибуции Гильдии неигрового кино и ТВ Никита Тихонов-Рау.

Обратиться к теме социального проектирования эксперту пришлось со стороны личной истории. Тихонов-Рау объяснил, что снимать фильмы о глухих людях можно, но вот что с ними делать дальше – большой вопрос. Для федеральных каналов они не желательны – рейтинги не делают, охватывают малый процент аудитории. Это не «Пусть говорят».

- Документальное кино в России не покупают. Мы хотим, снимаем, а это мало кому нужно, - говорит гендиректор.

Людям, готовым своим трудом менять общество, придется учиться работать с конкурентами и партнерами, привлекать в свои проекты инвесторов, СМИ и лидеров общественного мнения. Простые люди и потенциальные потребители – отдельные категории, тоже требующие внимания. На вопрос, хочет ли взаимодействия с социальными предпринимателями власть, Никита ответил уклончиво:

- Я так думаю, власть не очень хочет взаимодействия. Она, как и все, думает о профитах, к тому же у нее есть определенные задания. Вы или вписываетесь в задания, или нет. Если нет, власть в вас не будет заинтересована. Она приходит к вам сама только за энергией – когда нужно решить проблему.

Самое важное, что нужно понять социальному предпринимателю, – успех приходит в тот момент, когда он решает чью-то проблему. Однако оказалось, что сидящие в зале испытывают дискомфорт от мысли, что добрыми делами можно еще и зарабатывать. Тихонов-Рау не видит никакого когнитивного диссонанса: каждый труд нужно оплачивать, ведь тратятся силы, время и ресурсы.

В качестве примера он продемонстрировал историю проекта #услышьменя, с которым можно познакомиться в Интернете. Фильм о глухих и плохо слышащих людях посмотрели на более чем 80 площадках только в Югре. Общая вовлеченность по России - свыше миллиона человек. Деньги на съемку и реализацию кинопродукции обрели благодаря краудфандинговой площадке. Но на этом проект не остановится – впереди еще два этапа.

- Любой проект, - считает Тихонов-Рау, - прежде чем быть показанным инвестору, должен найти институциональных партнеров. Поддержка тех, кто может предложить нефинансовые инструменты и активы, очень важна. В особенности – если они представляют собой всероссийские организации.

Еще одной часто встречающейся ошибкой является приход к СМИ на стадии завершения проекта. Сотрудничеством с журналистами нужно заручиться до начала работы, желательно – взять их в партнеры. СМИ – это не обслуживающий персонал, их работа так же важна, как и деятельность любого другого участника проекта.

Многие разделяют предпринимателей и НКО, считая, что они несут в себе в корне противоположные значения, что не совсем верно. Некоммерческие организации могут и должны зарабатывать деньги, которые они будут продолжать вкладывать в развитие своего дела. Выстроить без субсидий хороший проект не получится. Притом итог общего дела зависит от определения проблемного поля и актуального контекста, в котором оно существует. От цели и задач по его достижению, сегментирования целевой аудитории, налаженных каналов коммуникаций, по которым будут транслироваться медиасообщения, и стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Качество продукта будет влиять и на появление социального эффекта в обществе, хотя тема эффективности соцэффекта дискуссионна.

Измениться может многое после реализации проекта, а может, и не многое. Важно уметь правильно прогнозировать и в дальнейшем оценивать имеющиеся взгляды и мнения, поведение людей, существование новых сообществ и общественную структуру.

В завершение дня участники направления составили список актуальных проблем, существующих на территории Югры. По их мнению, стоит обратить внимание на сложную ситуацию с трудоустройством инвалидов, низкую продолжительность жизни, нехватку учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличение количества ВИЧ-инфицированных, разводов, бездетных и бесплодных семей, а также нехватку квалифицированных кадров.

В ближайшие два дня участникам форума предстоит подготовить план социального проекта, способного решить если не все, то хотя бы несколько из этих проблем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру