Если отдать, то как?

Участники форума «Социальный конструктор Югры» обсудили вопросы передачи соцуслуг негосударственным поставщикам

В рамках форума состоялся «Конструктор актуальных решений» — дискуссионная площадка по обмену управленческими ноу-хау, инновациями в сфере развития социально-предпринимательского кластера экономики. Представители профильных окружных департаментов Югры, сфер управления образованием, здравоохранением, культурой и спортом рассказывали об опыте передачи права на оказание социальных услуг и работ негосударственным поставщикам.

Участники форума «Социальный конструктор Югры» обсудили вопросы передачи соцуслуг негосударственным поставщикам
Перед форумчанами выступила губернатор Югры Наталья Комарова. Фото admhmao.ru.

Заместитель директора департамента экономического развития Югры Лариса Шанаурина сообщила, что за 2016-2018 годы запланировано передать всего 45 видов услуг. В 2017 году объем финансирования составил более 1 млрд 726 млн рублей.

Одна из сфер, где передача услуг и работ негосударственным поставщикам идет наиболее активно, — сфера социальной поддержки. Первый подобный опыт был получен еще в 2012 году, говорит Тереза Пономарева, начальник управления социального обслуживания населения департамента социального развития Югры. Тогда в регионе были введены сертификаты на услуги сиделок для одиноких людей, которые не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. С тех пор для привлечения негосударственного сектора к оказанию услуг в социальной сфере ведомством был предпринят ряд решений: утвержден отраслевой план мероприятий; сформирован и постоянно актуализируется перечень передаваемых услуг и функций; разработаны региональные стандарты предоставления соцуслуг; сформирован и поддерживается в актуальном состоянии окружной реестр поставщиков социальных услуг; сформированы механизмы финансирования услуг государственным организациям.

На сегодняшний день механизмов финансирования три: компенсация за оказанные услуги (34 негосударственных поставщика получают такую поддержку, их выбрало около трехсот граждан-потребителей); госзаказ (как рассказала Тереза Пономарева, госучреждениями уже второй год подряд не оказывается услуга социального такси — пожилых и маломобильных граждан перевозят только негосударственные организации на условиях госзаказа, также с 2016 года на тех же условиях происходит передача такой услуги, как социальное обслуживание на дому, — сегодня его получает около двух тысяч человек). Третий механизм финансирования — субсидии для НКО на реализацию мероприятий в области социальной политики: 8,5 млн рублей ежегодно выделяется из окружного бюджета на эти цели.

В аренду негосударственным организациям переданы три резиденции для пожилых — небольшие дома-интернаты в Югорске, Мегионе и Советском. Более шестидесяти человек сегодня в Югре получают эти услуги. Одиноким расходы компенсируются сертификатами. Сертификаты — ноу-хау округа в социальной сфере. Вслед за введением сертификатов на услуги сиделки (сегодня стационарное обслуживание обходится бюджету в 35 500 рублей на человека в месяц) появились сертификаты на реабилитацию наркозависимых (на 2017 год — 55 тыс. рублей за двухмесячный курс), также в настоящее время выдаются сертификаты на реабилитацию граждан, пострадавших от насилия (15 400 рублей), реабилитацию лиц без определенного места жительства (услуги ночлежки, 18 100 рублей в месяц), выдается компенсация за приобретение технических средств реабилитации инвалидов и т.д.

Реализация этой политики в югорской социальной сфере привела к следующим результатам: за три года количество негосударственных поставщиков соцуслуг в реестре выросло в 6,4 раза, с 16 — в 2015 году до 103 — в настоящее время; число благополучателей, соцуслуги которым оказываются в негосударственном секторе, увеличилось в семь раз — с 254 до 1631 человека; удовлетворенность качеством соцуслуг держится на уровне около 99%. Впрочем, на последнюю цифру власти не полагаются, вместе с общественниками оценивают качество услуг по методикам и стандартам, которые определены законом и дополнены на окружном уровне.

— Ежегодно ведем проверки и вносим поправки в методику проведения оценки, учитывая пробелы в работе или реагируя на нововведения законодательства, — отметил председатель общественного совета при департаменте социального развития Югры, член Общественной палаты Станислав Кононенко. — В целом методика ее оценки, определенная законодательством, устраивает, но есть и проблемы. К примеру, говоря о передаче соцуслуг, порой смешиваем понятия НКО, социально ориентированные НКО и предпринимательство. Закон нацелен на поддержку именно социально ориентированных НКО, но как тогда поддерживать социальный бизнес?

Участники говорили и о других проблемах. Так, представители ряда учреждений и организаций социальной сферы из югорских муниципалитетов обращали внимание участников на то, что погоня за объемами переданных услуг может привести к ухудшению положения персонала. Сотрудникам, сокращенным из госучреждений, приходится переходить на работу в негосударственные организации, которые занимают их место в деле оказания социальных услуг, и терять в зарплате и соцпакете. С недопустимостью подобного подхода согласилась Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики и директор Независимого института социальных инноваций:

— Если мы привлекаем негосударственный сектор, то права и обязанности при выполнении госзаказа должны быть одинаковыми. Понятно, что частник не подпадает под указ президента и сам определяет размер оплаты сотрудников. Частный провайдер использует деньги государства в более рентабельных условиях, так как снижает издержки за счет персонала, которому некуда деваться — он сокращен в госсекторе. Это неравная борьба, неравная конкуренция. Нельзя просто брать «кусок» рынка социальных услуг и передавать частным компаниям — это не дает увеличения доступности соцуслуг и не добавляет ничего к тому, что было до этого.

Хочется верить, что на этой дискуссионной площадке в результате обсуждений действительно были сделаны шаги к тому, чтобы в социальной сфере стало больше правильного, верного, человечного.

— Когда проводим форумы, надо понимать, что во главе всего — человек, все проводится для того, чтобы улучшить его жизнь, — считает Алексей Арбузов, тренер и эксперт образовательных программ Общественной палаты РФ, директор тренингового агентства «Новая жизнь», постоянный эксперт международного молодежного управленческого форума «Алтай. Точка роста». — «Социальный конструктор» проводится для того, чтобы понять, что мешает сделать жизнь людей лучше? Вскрыть и преодолеть проблемы — если это нам удастся, тогда жизнь людей изменится, и мы достигнем главной цели форума.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру