Старожил сургутской нефтегеофизики

От рядового геофизика до управляющего трестом

Управляющий трестом «Сургут­нефтегеофизика» Ленар Шайхуллин работает в Сургутнефтегазе уже 38 лет. В преддверии 40-летия акционерного общества Ленар Планетович рассказал корреспонденту «МК»-Югра» о том, как на его глазах и при его непосредственном участии развивалась и продолжает развиваться геофизика в Сургутнефтегазе.

От рядового геофизика до управляющего трестом
Ветеран с теплотой в душе вспоминает молодые годы (1981 год). Фото из личного архива Л. Шайхуллина.

На первой скважине в Лянторе

В 1979 году после окончания геологоразведочного факультета Тюменского индустриального института Шайхуллин вернулся в родной Сургут и устроился на работу в Сургутскую промысловую геофизическую контору — именно так она тогда называлась.

— Попал я в промыслово-геофизическую партию №6, — рассказывает управляющий трестом.

Тогда в обязанности молодого специалиста входили выезды на скважины и буровые. Работа была интересной, практически все скважины работали фонтаном, механизированной добычи еще не было. Молодые геологи увидели именно тот процесс, которому их учили в институте. Это уже потом начались механизация, переход на газлифтный метод.

В то время активно велась разработка Федоровского месторождения: два цеха по добыче нефти были запущены в эксплуатацию.

— А в Лянторской группе месторождений была построена только первая скважина, — вспоминает ветеран. — Единственный куст находился прямо в самом поселке. Геологом цеха был Шамиль Усманов, он сейчас входит в совет директоров компании. Мы с ним начинали тогда работать в Лянторе, где на месте будущего города стояли всего несколько домиков и база.

Затем Ленар Планетович в составе группы геофизиков — Сургутская специализированная промысловая геофизическая экспедиция — принимал участие в освоении Савуйского месторождения. 

Шаг вперёд

Геофизику Шайхуллину всегда было интересно узнавать что-то новое, благо в его профессии новизны хватает.

Ленар Планетович принимал непосредственное участие во внедрении новой геофизической аппаратуры, активно участвовал в усовершенствовании и доработке программного обеспечения геофизического оборудования.

Например, в 1995-м возникла задача начать работу по определению остаточной нефтенасыщенности. Такого оборудования на тот момент в России не было. Было принято решение закупить специальный комплекс у одной зарубежной фирмы. Ленар Планетович полтора месяца провел в заокеанской командировке, где его учили управлять современным комплексом:

— Потом,  закупив оборудование,  мы благополучно его запустили. Станция проработала семнадцать лет. Так на ходу и осталась, приборы тоже были очень надежные. Тогда, в 1995-м, это оборудование было технологическим шагом вперед — комплекс даже располагал функцией передачи данных через модем и спутниковые каналы связи.

О том, насколько сургутские нефтегеофизики шагнули вперед в плане технического оснащения, Ленар Планетович убедился лично в 2000-е годы. Когда Сургутнефтегаз начал разрабатывать месторождения в Восточной Сибири, геофизики смогли сравнить свое оборудование с тем, на котором работали их якутские коллеги из другой компании.

— Такого я даже в 1980-м году не застал, — поражается ветеран. — Это была аналоговая аппаратура с примитивными приборами. Можно было сказать, что геофизика у наших коллег из Якутии в плане развития находилась в каменном веке по сравнению с нами. Мы-то уже в 1990-е начали работать с «цифрой».

Фёдоровка построена нами

В 2001 году в связи с возросшими объемами и увеличением численности сотрудников на базе Сургутской промысловой геофизической конторы был организован трест «Сургутнефте­геофизика».

— Когда Сургутнефтегаз стал акционерным обществом, мы вошли в его состав. Перед этим генеральный директор Владимир Богданов встречался с коллективом, предлагая вступить в Общество. И такое решение было принято. Я знаю массу геофизических предприятий, которые хотели быть самостоятельными, но сейчас их попросту нет. А мы, уже столько лет находясь в структуре Сургутнефтегаза, имеем гарантированные объемы работ. Чему я, как и весь коллектив, очень рад, — рассказывает геофизик.

В 2001 году управляющий трестом Валентин Коновалов предложил Ленару Шайхуллину, начальнику партии, возглавить Федоровское управление. Долго над предложением геофизик не думал, хотя пришлось руководить не пятью коллегами, как в случае с партией, а коллективом с численностью 350 человек. 

Приехали с управляющим трестом в поселок, а там всего-навсего одно капитальное здание. Оно и общежитие, и производственное помещение. Здесь и жили, и работали одновременно.

— Я руководил Федоровским управлением геофизических работ почти десять лет, — вспоминает ветеран. — Считаю, что на тот момент это было самое сильное управление в том плане, что выполняло процентов 60 от всего трестовского объема. Ну и каждый год мы что-то строили. Каждый год! Начали с административных зданий, потом возвели склады, здание промера геофизического кабеля и ремонта аппаратуры, еще одно общежитие… Постепенно убрали все вагончики. И теперь это самый компактный и обустроенный поселок.

Вверх по лестнице

Будучи начальником Федоровского управления, Шайхуллин научился многому. Помимо непосредственно геофизики, приходилось заниматься, например, строительством зданий и другими вопросами.

В 2010 году на него возложили еще обязанности заместителя управляющего трестом по производству. В течение восьми месяцев Ленар Планетович исполнял обязанности заместителя, но при этом оставался начальником управления в Федоровском.

— Но долго так продолжаться не могло, в итоге меня назначили заместителем по производству на постоянной основе. С 2010-го по 2014-й я работал в этой должности, после чего возглавил трест, — говорит Ленар Шайхуллин, который управляет Сургутнефтегеофизикой с 1 июня 2014 года.

Эти события в жизни Ленара Шайхуллина практически совпали с периодом начала процесса импортозамещения в стране. На сегодняшний день в тресте по скважинным приборам 96–98% составляющих — отечественного производства. Осталось только несколько уникальных импортных приборов, которые востребованы в Сургутнефтегеофизике. Вместе с тем отечественные предприятия уже вышли с предложением по изготовлению аналогичных аппаратов.

Тогда и сейчас

— Это сейчас у нас такая замечательная ремонтная база, дороги, спутниковая и сотовая связь, — проводит сравнения управляющий трестом. — А мы в свое время, когда выезжали на кусты, например, на Лянторском месторождении, переправлялись на пароме. И если там во время работы что-то ломалось, даже сообщить не могли — связи не было, а возвращаться просто так не было смысла. Самостоятельно все чинили и всегда достигали нужного результата. Сейчас работа куда проще. Что-то сломалось, сразу сообщают об этом в диспетчерскую и ждут специалистов.

Не только в плане связи, но и в плане общей технической оснащенности трест шагнул далеко вперед. Например, он располагает каротажными станциями, с помощью которых исследуют скважины, в том числе и горизонтальные. Имеется специальный скважинный трактор с приборами, который спускают на кабеле в горизонтальную часть скважины, где он самостоятельно передвигается, собирая посредством различных датчиков ценную для геофизиков информацию.

В данный момент в тресте завершают работу по внедрению программы «Прайм».

— При помощи нее, к слову, это отечест­венная разработка, будет обрабатываться полный комплекс геофизических исследований, — делится Ленар Планетович. — В этом году мы должны полностью ввести ее в эксплуатацию. Это будет очень удобно, благодаря программе кратно увеличилась скорость обработки данных.

Только для специалистов

Геофизик — достаточно специфичная профессия и одна из редких. В тресте это понимают и всегда требовательно относятся к потенциальным работникам.

— У нас очень высокий образовательный уровень сотрудников. Я считаю, что после института «СургутНИПИнефть», где почти сто процентов специалистов имеют высшее специальное техническое образование, наверное, мы — на втором месте, — считает управляющий трестом. — К нам приходят обученные молодые люди.

В тресте постоянно проходят практику студенты московских, санкт-петербургских, екатеринбургских, томских, тюменских вузов.

Ленар Планетович продолжает лично принимать новых сотрудников в трест. Конечно, работает специальная комиссия по приему, но решающее слово в любом случае за управляющим:

— Обязательно обращаю внимание на предыдущее место работы, изучаю биографию. Последние 16 лет я работаю руководителем. На Федоровке у меня был коллектив из 350 человек, в тресте — уже 2100 сотрудников. Поэтому думаю, что уже научился разбираться в людях. Радует, когда у молодых глаза горят. А бывает, что приходят устраиваться и представляют себя как суперспециалистов, а начнешь разговаривать, все оказывается не так. К сожалению, многие геофизики в Нефтеюганске, Когалыме, Ноябрьске остались без работы, и мы стараемся их трудоустроить хотя бы по вахтовой системе.

Будущее треста — в надёжных руках

Беседуя с Ленаром Планетовичем, быстро понимаешь, что человек находится, как говорится в таких случаях, на своем месте. А ведь профессию геофизика он выбрал, можно сказать, спонтанно. Хорошо учился в школе, занимался спортом. Двое одноклассников решили поступать в тюменский вуз, и он поехал вместе с ними. Вступительные экзамены сдал на «отлично». Ботаником в школе не был, но успевал и в учебе, и в спорте.

Привычка читать и стремление узнавать все новое пригодились в профессии. Ленар Планетович продолжает изучать новые технологии, которые внедряются в нефтегеофизике. Чтобы руководить людьми, нужно быть осведомленным во всех вопросах.

Обычно кабинет крупного топ-менеджера мы представляем себе как средоточие разного рода документов и деловых бумаг. Но у Шайхуллина на рабочем столе нет ничего лишнего.

— Во время совещаний я всегда говорю своим заместителям: «Что вы там себе постоянно записываете?». Я всегда все держу в голове, — признается ветеран.

Вот уж действительно, с таким управляющим будущее треста «Сургутнефтегеофизика» в надежных руках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру