Сергей Рыжиков: «Югорские школьники могут полететь в космос!»

Школа - трамплин в будущее

13 сентября 2017 в 08:20, просмотров: 992

Стать космонавтом — такой была заветная мечта практически всех мальчишек в СССР, да и многих девчонок тоже. И хотя в XXI веке в России список профессий, которыми грезят дети, пополнился брокерами, рэперами, блогерами и хакерами, все еще многие, очень многие продолжают мечтать о покорении космоса.

Сергей Рыжиков: «Югорские школьники могут полететь в космос!»

Космонавт — одна из самых редких профессий: к 2017 году 121 гражданин Советского Союза и Российской Федерации выходил на земную орбиту. С недавнего времени и Югра может считать космическое пространство «немножко своим»: югорчанин Сергей Рыжиков — участник экспедиции на МКС №49/50 в качестве командира экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-02» и бортинженера экипажа Международной космической станции. Он провел на орбите 173 дня — с октября 2016 года по апрель 2017-го. 8 сентября он посетил югорскую столицу вместе со своей мамой — Любовью Рыжиковой. Гости встретились с губернатором округа Натальей Комаровой и молодежью.

На МКС много работы… и невесомость

Начался визит с посещения Технопарка Югры и детского Кванториума — пожалуй, одного из самых «правильных» мест в Ханты-Мансийске для получения дополнительного образования, если ребенок мечтает посвятить свою жизнь освоению космоса. Образовательные модули «Космоквантум», «Аэроквантум» и другие могут стать первой ступенью для будущих конструкторов, инженеров и прочих специалистов аэрокосмической отрасли. С воспитанниками Кванториума, учащимися ханты-мансийских школ, Сергей Рыжиков и встретился в минувшую субботу, ознакомившись с образовательными возможностями учреждения и посетив музей науки. Он рассказал ребятам, с чего начал собственный путь в космос: во время обучения в Нижневартовской школе №12 занимался в клубе юных авиаторов, стал летчиком, а мечтать об этой профессии начал еще в пять лет. Образование, которое требуется для того, чтобы стать космонавтом, — летное или инженерное, также нужны отличная физическая подготовка и годы углубленной подготовки. Секретом своего успеха космонавт считает учебу, упорство в достижении цели, добросовестное выполнение профессиональных задач, однако и благоприятное стечение обстоятельств также сыграло роль.

Первый вопрос от ханты-мансийских школьников был о возможности внеземной жизни.

— Я не верю, — неожиданно для многих ответил Сергей Рыжиков. — Во-первых, ничего подобного не видел и ни от кого о таком не слышал, во-вторых, изучение этого вопроса пока не дало положительных результатов.

Подобный прагматизм гость проявил и в разговоре о перспективах развития космической отрасли: когда ребята спросили его о сроках выхода землян за пределы земной орбиты, он сказал, что разумнее было бы сначала привести в порядок собственную планету и что неправильно отправляться на Марс, стоя по колено в мусоре:

— Данные проекты — долгосрочные и требуют тщательной подготовки. Когда общество будет готово к межпланетным перелетам — конечно, будет исследовать не только Землю, но и окружающие миры.

Сергей Рыжиков добавил, что не сомневается: в космических экспедициях могут принять участие сегодняшние югорские школьники, потому что на встречах видит их искренний интерес и активность, а современные возможности обучения обеспечивают достойную подготовку.

Выходил ли югорский космонавт в открытый космос? Рыжиков с сожалением ответил: нет, такое в план экспедиции не входило, хотя каждый член экипажа проходил соответствующее обучение и мог бы совершить выход из корабля в случае необходимости. Также ребят интересовало, какие чувства и ощущения испытывал космонавт во время пребывания на орбите.

— Ощущение невесомости — длительное, а не краткосрочное, как во время подготовки к полету на Земле, — дало совершенно детские, радостные ощущения. Возможность легко перемещаться, кувыркаться — это непрекращающийся восторг. Но в целом о чувствах во время работы думать особо некогда, а работы было много, — рассказал космонавт.

Кстати, о работе. По сообщениям ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева, космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков, Андрей Борисенко, астронавт НАСА Роберт Шейн Кимброу в составе экспедиций МКС-49 и МКС-50 выполняли работы с транспортными грузовыми кораблями; проводили летные испытания корабля новой модификации «Союз МС-02» и отработку новых систем: бортовой радиотехнической системы, комбинированной двигательной установки, системы управления движением и навигации, телевизионной системы. Также космонавты обеспечивали расстыковку корабля «Союз МС», возвращение трех членов экипажа МКС-48/49 на Землю и стыковку корабля «Союз МС-03» с участниками экспедиции МКС-50/51 на борту. Проведено 54 эксперимента различного профиля — медико-биологических, геофизических, биотехнологических и т.д. Среди наиболее интересных научных исследований — эксперименты по выращиванию на МКС перцев и отработке технологий дистанционного управления луноходами.

Школа — трамплин в небо

Ханты-Мансийском встреча со школьниками не ограничилась. Югорский космонавт прочитал в Югорском научно-исследовательском институте информационных технологий открытую лекцию о космосе и астрономии, которую в онлайн-режиме смогли посмотреть и даже задать вопросы ребята из 289 школ Югры. Школьникам показали фильм об экспедиции, в которой участвовал Сергей Рыжиков. Лекцию посетила губернатор округа Наталья Комарова. Открывая мероприятие, она напомнила: год назад, готовясь к своему полету на Международную космическую станцию, Рыжиков поздравил школьников Югры с Днем знаний. «Школа — это трамплин, с помощью которого можно достичь любой цели, даже покорить космос», — сказал тогда югорский космонавт. Сегодня эти слова еще более актуальны, ведь в недавно стартовавшем учебном году в российские школы возвращен предмет «Астрономия», отмененный в 2008-м.

Также в ЮНИИИТ Сергей Николаевич посетил Центр космических услуг. Владимир Хамедов, руководитель Центра, рассказал о возможностях космического мониторинга экологической обстановки в регионе, обработке результатов космической деятельности. Исходными данными для этой работы служат космоснимки, в том числе данные Роскосмоса. Центр ведет и образовательную деятельность: совместно со школьниками были созданы «Атлас индустриального наследия Югры» и «Атлас исторического наследия Югры». Эти познавательные ресурсы разрабатывались с использованием веб-сервисов для визуализации пространственных данных.

По окончании лекции Сергей Рыжиков и его мама встретились с главой региона. Наталья Комарова рассказала о чувстве радости и гордости, которые испытала вместе со многими жителями округа в прошлом году, когда стало известно, что югорчанин впервые в истории округа совершит космический полет.

— Вы уже человек-легенда! — сказала Наталья Владимировна.

И особо отметила: положительные примеры земляков, добившихся успеха, имеют большое воспитательное значение для подрастающего поколения югорчан. В «Десятилетие детства», объявленное указом Президента России с 2018 по 2027 годы, это особенно актуально. В свою очередь Сергей Рыжиков заверил: он ни в коем случае не будет обделять вниманием край, в котором вырос, по мере возможности примет участие в общественно значимых проектах, в частности, в работе с детьми и молодежью.




Партнеры