Заключительный этап трофи-рейда на Кубок Югры посвятили 50-летию Нефтеюганска

На «котлетах» — по следам первопроходцев

Якорь, четыре лебедки, лестница, пара домкратов и даже топор — стандартная экипировка участника трофи-рейда*. А уж о самих автоагрегатах из Радужного, Ноябрьска, Сургута или Пойковского лучше попсовых строчек и не скажешь: «…Слепили из того, что было!».

На «котлетах» — по следам первопроходцев

Все они приехали на финал Кубка Югры по трофи-рейду. Заключительный этап — гонки по бездорожью «По следам первопроходцев» — был посвящен 50-летию города Нефтеюганска. И, пожалуй, именно они стали самым зрелищным и смысловым подарком юбиляру.

— Ну, колеса немного увеличили, ну, кузов немного подняли — вот практически и все. А люди вообще «котлеты» делают… — кивает в сторону соседей участник гонок Андрей Таран из Нижневартовска.

До старта еще час. Можно спокойно оценить многочасовые труды в гараже по созданию «нечто из ничего» гонщиков со всех городов Югры и Ямала. Самых «нафаршированных» — пока чистеньких и сияющих — все фотографируют и просят разрешения посмотреть «внутренности». Одна из самых сложных «котлет» приехала из Радужного.

— Машина собрана из узлов нашего российского автомобиля УАЗ. Вот блокировка на мостах стоит. Оборудована машина двумя лебедками. Кузов из трубы, обшит металлическими листами. Двигатель родной снят, установлен другой — посильнее. Собирали мы ее года полтора. Затраты составили где-то 250 тысяч рублей, — любовно постукивает по кузову свое авто в классе «Спорт» Юрий Чуфистов.

Метрах в пятидесяти развевались флажки трассы. На вопросы корреспондента «МК»-Югра»: «Смотрели? Оценили?» — пилоты небрежно махали рукой.

— Кучки, ямки — в принципе ничего нового тут не будет, — сказал один.

— Трасса песчаная. Я думаю, не самая сложная, — добавил другой.

Имен называть не будем. Теперь неудобно раскрывать наивность этих суровых с виду людей. Уже через час эту трассу назовут «самой злой» на Кубке Югры по трофи-рейду.

А пока официальный брифинг. Вместо торжественного постамента организаторы установили выкрашенную под золото «Волгу». Чтобы выступить, надо карабкаться на капот, потом на крышу.

— Залезете, залезете, — успокаивал остальных забравшийся первым глава Нефтеюганска Сергей Дегтярев.

— Я рад приветствовать участников, для которых адреналин, стремление к риску, любовь к технике стали в определенном смысле смыслом их жизни. Всеми качествами, которые вы сейчас демонстрируете, обладали и те, кто осваивал эту прекрасную землю, кто строил здесь города, прокладывал дороги, разрабатывал месторождения. Пусть сегодня победит сильнейший! — пожелал он участникам гонок.

Но до победы было далеко. А некоторые остались без шансов практически у стартовой линии… Сигнал судей. Внедорожники рванулись вперед. И тут же увязли в приличной горе чуть влажного песка. Из машин посыпались штурманы. У них сегодня самая сложная доля. Практически весь путь они пробегают пешком. Оценивают сложность участка, подают сигналы пилоту, как лучше проехать, и самое главное — копают, цепляют, вытаскивают машину из передряг.

Пока штук пять машин буксуют и дымятся на первой горке, в лидеры выскакивает та самая «котлета» из Радужного. Даже зрителям слышно — у следующего препятствия пилот и штурман слегка охают. Впереди глубокая яма, набитая покрышками. Штурман прыгает вниз, внедорожник резко дает по газам, чтобы одним махом пропахать всю резину. Но вот как выбраться из ямы? Стена под прямым углом. Никакого напора и полных оборотов тут уже не хватит. Штурман хватает лебедку и якорь, где-то все это цепляет. И машина — вертикально, визжа всеми колесами, — буквально по сантиметру начинает подниматься вверх.

Зрители, отряхиваясь от песка, который летит во все стороны и скрипит на зубах, продолжают снимать сцену на смартфоны и восторгаться.

— Я впервые смотрю на такие гонки. Это же ужас, что такое. Как они могут так ездить, я вообще не понимаю. Сумасшедшие люди, — радуется и не понимает болельщица Ирина Белозубова.

А возле ямы с покрышками появляется блондинка в шлеме. Девушка бесстрашно сигает вниз и, видя потуги радужнинца, подает знак своей машине выбрать другой путь — немного сбоку. Как выяснилось позже, штурман Елена Нефедова, «заболела» гонками по бездорожью всего год назад. «Болеют» они вместе с мужем — Сергей Нефедов выступает в качестве пилота. На счету у нефтеюганской команды уже есть несколько побед. А главное — десятки проторенных болот, проток и даже рек.

— Я сама захотела стать именно штурманом. В обычной жизни никто не полезет в грязь и болото. А здесь — гонки, поэтому, само собой, лезть надо! Я люблю экстрим. Болото и непреодолимые препятствия — это и есть экстрим, — говорит настоящая последовательница нефтеюганских первопроходцев.

Совсем скоро дно ямы было усеяно не только покрышками. Здесь увязли сразу штук шесть внедорожников. Радужнинцы вырвались вперед, но застряли уже на следующей преграде — узкой и длинной траншее. Организаторы уверяют — трасса финала Кубка Югры по трофи-рейду должна быть именно такой — беспощадной к слабакам и хитрой к самым изворотливым.

— Всего было семь этапов Кубка в разных городах Югры и Ямала. И эта трасса сделана под тот уровень мастерства, который достоин профессиональных гонщиков, потому что здесь многие ездят с таким званием, которого в нашем виде спорта может добиться только кандидат в мастера спорта. Это, можно сказать, элита нашего трофи-рейда. И вот эта трасса — триал. Это первый спецучасток, который делается для зрителей. Сам трофи-рейд — это точки, которые машины «берут» в болотах, лесах, зрители этого не увидят, — то ли с сожалением, то ли с радостью говорит главный организатор гонок Вадим Корнилов.

Что творилось на реальной трассе, можно было наблюдать только с вертолета. Спасибо организаторам, корреспондент «МК»-Югра» смотрел на происходящее с высоты. Впечатления жутковатые. На заросшей протоке шевелится след в высокой траве… Это значит, что там движется на очередную точку внедорожник. А вот «Нива» на полной скорости пытается преодолеть Сингапайскую протоку в мелком месте. Не получается — застревает. А кругом красота — озера, реки, лесочки. Наверное, именно такой увидели местность для будущего города Нефтеюганска старожилы-нефтяники. Уже возвращаясь, мы наблюдаем непростую ситуацию — к крепко засевшей «Ниве» подбирается на выручку другой участник. Борьба борьбой, а взаимовыручку, как и во времена первопроходцев, никто не отменял.

В общем, это надо не читать, это надо видеть. Последнее авто финишировало уже затемно. Кстати, некоторых участников пришлось эвакуировать с трассы с помощью вертолета — лебедкой. Финал Кубка Югры по трофи-рейду был непростым. Но первопроходцам, по мнению болельщиков и участников, в середине прошлого века было еще сложнее, это не подлежит сомнению. И позолоченную «Волгу» вместо пьедестала тогда бы не поняли. Но за смелость, любовь к трудностям и помощь товарищам — точно наградили бы. 

* Трофи-рейд — соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру