Лучший подарок — билет в филармонию

Яков Черняк — о любви к искусству, воспитании молодёжи и создании культурных брендов

11 октября 2017 в 09:00, просмотров: 890

Яков Семенович в Сургуте — личность известная. Его вклад в развитие города и, самое главное, культуры — бесценен. С легкой руки Черняка в Сургуте появились музеи, галереи и настоящая филармония, которой он руководит уже пять лет. А вот каких усилий и трудов ему это стоило и очевиден ли культурный прогресс у сургутян, корреспонденту «МК»-Югра» рассказал сам мэтр — Яков Черняк.

Лучший подарок — билет в филармонию
Фото из архива Я. С. Черняка.

В городе Якова Семеновича знают многие. Кому-то он запомнился как профессиональный управленец, будучи в должности заместителя мэра, а для кого-то стал настоящим деятелем культуры и искусства, благодаря которому с каждым годом как грибы после дождя в Сургуте появлялись культурные учреждения. Окунаясь в биографию Черняка, просто диву даешься, как этому человеку удается делать так много и при этом всегда профессионально. Пообщавшись с мэтром, я поняла одну простую истину — если заниматься любимым делом, то непременно будет результат.

На пути к искусству

Подвигов в жизни и творческой деятельности у Я.С. Черняка действительно много. Приехав в конце 1970-х на постоянное место жительства в Сургут, будучи уже человеком образованным, грамотным, разносторонним, он сразу же приступил к главному — осуществлению своей мечты. За его плечами — Харьковский политехнический институт имени В.И. Ленина, откуда он вышел инженером-конструктором, Московский государственный институт культуры ордена Трудового Красного Знамени, где он получил профессию режиссера массовых зрелищ, аспирантура в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Фундаментальное образование плюс огромное желание сделать город лучше принесли свои плоды. Черняк вывел сферу культуры и искусства в городе на новый качественный уровень.

— Когда я приехал в Сургут, это был небольшой населенный пункт с джентльменским набором социальных объектов: здесь были детские сады, школы, загс, а также ведомственные клубные учреждения, дома культуры «Строитель», «Нефтяник», «Геолог», клуб «Энергетик», которые обслуживали сотрудников градообразующих предприятий. Много делалось в то время и для молодежи — действовали различные кружки, клубы по интересам, две музыкальные школы и даже музучилище. Вот парадокс, казалось бы, в нефтяном городе первое, что должно появиться, — это нефтяной техникум, но нет, это было культурное образовательное учреждение — музыкальное училище. А все потому, что власти города увидели в этом перспективу, за что им честь и хвала. Но, к сожалению, о музеях, картинных галереях, профессиональных колледжах, театрах в то время можно было только мечтать. Население испытывало большую потребность в так называемых культурных услугах. И мы с коллегами-единомышленниками начали тщательно работать над этим вопросом, создавая здесь современную инфраструктуру и открывая Сургут с иной культурной стороны, — рассказывает Яков Черняк.

С разработкой нефтяных месторождений в Сибири возник бум городского строительства. Благо социальная инфраструктура была для властей крайне важным аспектом. Но не всегда мечты совпадали с реальными возможностями города. Все упиралось в финансы, квалифицированные кадры и материально-техническую базу — вот в этом был большой пробел.

— Конечно, если сравнить, что было прежде и что есть сейчас, — это небо и земля. Причем изменения произошли за такой короткий период времени в истории — всего-то 50 лет. Поверьте, это миг с точки зрения урбанистики. Сургут на протяжении этих лет стремительно застраивался, постепенно появлялись и культурные объекты — библиотеки, Сургутский художественный музей, ИКЦ «Старый Сургут», школа русской культуры имени А.С. Знаменского, галерея искусств «Стерх», Сургутский музыкально-драматический театр и многое другое. Я всегда хотел, чтобы наши дети имели больше возможностей для культурного просвещения, чтобы они могли раскрыть свой потенциал, а мы, в свою очередь, направить его в нужное русло, как это делается в других крупных городах нашей страны. Этой теме я и посвятил свою жизнь, будучи руководителем культурных учреждений, режиссером мероприятий и одним из руководителей города. Поэтому главная мелодия моей жизни — сделать Сургут не только столицей российской нефти, но и культурным центром, я считаю, звучит, — не без основания утверждает мэтр.

Всё невозможное — возможно!

Яков Семенович Черняк — человек дела, если задался целью, то сделает невозможное и в итоге добьется своего. Он убежден, что культура — это главный аспект в развитии человека. Ее нужно прививать с детства.

— Вот ездят по нашим дорогам некультурные люди, которые только и делают, что бесконечно их ругают и выказывают недовольство качеством, поэтому и превращается все в руины. А все это от недостатка воспитания. Нужно с детства прививать девчонкам и мальчишкам культурные привычки, их нужно учить не только азбуке и счету, но и давать духовное воспитание. Только тогда у нас может появиться гармоничное общество. Кстати, тема воспитания подрастающего поколения является одной из главных целей нашей филармонии. Отрадно, что молодежь в большинстве своем тянется к знаниям, стремится к своему развитию, молодые люди сейчас — активные, целеустремленные, и, что важно, они хотят реализоваться именно в своем городе. И Сургут, к великой моей радости, становится городом для жизни, — делится размышлениями Яков Черняк. — Главное — суметь взрастить профессиональные кадры, которые будут дальше продвигать существующие проекты, создавать новые. Чтобы к этому прийти, человек должен пройти все ступени социального лифта, он должен останавливаться на каждом этапе, начиная с низов. Вот, например, с помощью нашего проекта «Новые имена» мы вывели в свет талантливых музыкантов, артистов, художников. Тогда еще совсем юные девчонки и мальчишки получили путевки в престижные вузы культуры и искусств нашей страны, а после обучения вернулись обратно в родной Сургут. Кстати, в нашей филармонии трудятся 80 процентов местных безгранично талантливых людей, чем мы очень гордимся. Мы смогли вырастить и подготовить свои кадры, и они прошли все ступени карьерного роста, что очень важно. Это наша культурная политика.

Развивайте вкус, господа!

В этом году Сургутская филармония отмечает свой 15-й день рождения. Пятнадцать лет — это почти маленькая жизнь. А как все это начиналось?..

С каждым годом в Сургуте, который рос и стремительно развивался, увеличивалось и количество творческих коллективов, народных ансамблей. Поэтому возникла необходимость выпускать качественный продукт под единым брендом. А примером для подражания стали Московская и Свердловская академические филармонии.

— У коллег мы перенимали все, что могли, начиная от программ развития, маркетинговой политики и заканчивая гастрольной деятельностью. Например, специалисты Екатеринбурга научили нас использовать IT-технологии, они установили программу «Касса», которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом, формированием и учетом продаж, — с удовольствием делится достижениями Яков Семенович. — Сургутская филармония является членом Союза концертных организаций России. Я стараюсь не пропускать полезные семинары, круглые столы, постоянно нахожусь в поиске нового, интересного. Мне хочется продвигать вперед культурную жизнь в городе, делать ее еще разнообразнее, качественнее, современнее. В июне этого года был на очередном семинаре в Москве, где обсуждались вопросы развития симфонического жанра, проблемы, которые в нем существуют, там же коллеги обменивались своим опытом и наработками. Могу уверенно сказать, что Сургутская филармония — одно из достойных молодых культурных учреждений в нашей стране. Мы всегда рады сотрудничеству с коллективами из различных городов и республик. Программы у нас всегда очень интересные и насыщенные. Могу точно сказать, что Сургутская филармония ежедневно (!) предлагает жителям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры высокое профессиональное искусство.

— А пользуется ли высокое искусство спросом у югорчан?

— С каждым годом количество посетителей филармонии увеличивается, что не может не радовать. Я очень горжусь нашим проектом — фестивалем искусств «60 параллель». Сначала я думал — простенькая идея, однако профессиональное сообщество, напротив, прочило фестивалю большой успех, что, собственно, и случилось. Это настоящий культурный бренд не только нашего города, но и всей Югры. Он уже стал известен во всей России и за рубежом. Это наше достижение. Мы хотим воспитать у югорчан стабильную потребность в высоком культурном продукте. Но здесь есть один небольшой нюанс, который порой не позволяет нам этого сделать. Я говорю об информированности граждан. Наша аудитория не имеет возрастных ограничений, но вот в чем вся соль: если молодежь может узнать о наших мероприятиях в Интернете — на сайте филармонии или в соцсетях, то старшее поколение привыкло получать информацию посредством телевидения, печатных изданий и наружной рекламы. А афиши на остановках и тем более надписи на заборах — это моветон, согласитесь. Филармонию нужно рекламировать культурно. Вот в этом, к сожалению, и кроется проблема, на которую пока не хотят обратить должного внимания. Я уверен, будь у нас красивая качественная наружная реклама, которая бы привлекала визуально сургутян, количество желающих приобщиться к искусству было бы гораздо больше. Более того, мы даем людям эту возможность, ведь цены на билеты у нас достаточно демократичные и доступны всем жителям Югры.

— Яков Семенович, какой совет вы бы дали горожанам?

— Не лишайте своих детей возможности гармоничного и всестороннего развития. Посещайте всей семьей культурные учреждения — музеи, театры, галереи… Но помните, лучший подарок — это билет в филармонию!




Партнеры