Хроника событий Кошелек: что подорожало в Карелии в преддверии лета? Правительство одобрило налоговый маневр в нефтяной отрасли Компания «Новомет» вложит 600 млн рублей в новое производство в Перми В Прикамье приостановлена работа нелегальной автомойки Выдохлись, но ещё дышат: крымские эксперты об участниках антирусского проекта

Перековка тепловой генерации

Курс на глубокую модернизацию

14.02.2018 в 09:00, просмотров: 261

Электроэнергетика сегодня является базовой отраслью в экономике Ханты-Мансийского округа — Югры. Об этом говорит и тот факт, что регион занимает первое место в стране по мощности и производству электрической энергии.

Перековка тепловой генерации
В конце прошлого года Сургутская ГРЭС-2 первой из тепловых электростанций России выработала 1 трлн кВт/ч электроэнергии с момента своего запуска. Рекордный показатель достигнут за 32 года.

«Эффективное использование потенциала электроэнергетической отрасли, установление приоритетов и параметров ее развития создают необходимые предпосылки для роста экономики и повышения качества жизни населения», — говорится в докладе департамента экономического развития Югры о перспективах развития энергетической отрасли. А повышение качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, конкурентоспособной и основанной на инновациях, — главная цель развития Югры, установленная в Стратегии социально-экономического развития округа еще в 2013 году.

В октябре 2016 года на депутатских слушаниях в здании Думы Югры парламентарии обсуждали этапы долгосрочного развития автономного округа до 2030 года. На повестке дня была корректировка Стратегии социально-экономического развития округа и прогноза СЭР на 2017–2019 годы как одного из механизмов реализации Стратегии. В результате проведенной работы стратегическая цель развития Югры, установленная в Стратегии в 2013 году, не подверглась сомнению.

— Был сделан вывод о неизменности миссии: Югра — это лучшее место для жизни людей, центр развития для соседних территорий, обеспечивающий инновационное развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны, — отметил Павел Сидоров, директор департамента экономического развития Югры.

Новые направления, которые были предложены при корректировке Стратегии-2030, уже сейчас реализуются в Югре. Это — проектное управление, внедрение технологий бережливого производства, развитие гражданского общества, территориальный маркетинг, новая промышленная политика, а также реализация национальной технологической инициативы.

Справка МК

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (НТИ) — долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.

Старт к запуску механизмов НТИ в регионе дала губернатор Югры Наталья Комарова, подводя экономические итоги 2016 года. Глава региона подчеркнула, что в 2017 году необходимо начать реализацию конкретных проектов по созданию современных высокотехнологичных производств и основы для формирования новой цифровой экономики:

— Основные ее векторы, новые задачи развития определены в актуализированной Стратегии-2030: беспилотный воздушный транспорт, медицина, нейротехнологии и энергетика.

Развитие электроэнергетической отрасли в Югре — это один из тех факторов, который влияет на успешность экономического развития региона. В округе функционируют четыре крупнейшие электростанции оптового рынка энергии и мощности: Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС и Няганская ГРЭС.

На 2016 год доля Югры в общероссийском объеме выработки электроэнергии — 8,6%, что обеспечивается ежегодной выработкой более 90,0 млрд кВт/ч электроэнергии.

— За последние пять лет, с 2012 по 2016 годы, объем мощности тепловой генерации вырос на 6,7 процента. На тепловых электростанциях вырабатывается почти 60 процентов электроэнергии России, если быть более точным — 57 процентов, — сообщил Президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития электроэнергетики в конце 2017 года.

Возможности электроэнергетического сектора за последние годы удалось существенно нарастить благодаря программе договоров на поставку мощности (ДПМ). Ее инициировали в 2010 году для того, чтобы не допустить прогнозируемого сокращения дефицита мощностей в экономике.

Суть ДПМ: инвестор обязуется в указанные сроки ввести в строй определенный объем генерации; взамен ему предоставляется гарантия на возврат инвестированных средств через повышенную стоимость продаваемой мощности в течение десяти лет.

Программа ДПМ фактически возродила отрасль после ее стагнации в 1990-е годы. Ежегодно удавалось вводить примерно до четырех гигаватт мощностей.

— Но, несмотря на 15-процентную модернизацию, мы отмечаем все равно достаточно старый парк генерирующего оборудования в сравнении с развитыми странами мира. Средний возраст составляет 34 года. Более 30 процентов всего оборудования — старше 45 лет, — сообщил министр энергетики Александр Новак. — Это очень большой показатель. И, если ничего не делать, через десять лет в разряд «за 50 лет» перейдет еще четверть оборудования, или почти 50 тысяч мегаватт. При этом мы имеем на сегодня две трети оборудования с выработанным на 100 процентов ресурсом.

Государство планирует продолжать модернизацию энергетической отрасли и ищет пути для достижения этой цели. Что же предлагается для решения проблемы?

Модернизация. Почему не строительство новых мощностей?

— По срокам это быстрее, примерно от одного до трех лет вместо трех–шести лет при новом строительстве. Стоимость модернизации примерно в три-четыре раза дешевле строительства новых мощностей, — объясняет министр энергетики. — Посредством модернизации мы продлим срок работы электростанций на 15–20 лет в центрах как электрической, так и тепловой нагрузки, и обеспечим загрузку отечественного машиностроения.

Как это сделать без ущерба для надежности и с минимизацией финансовой нагрузки на потребителей?

Реинвестирование высвобождаемых средств с программы ДПМ в отрасль с конкурентным отбором проектов модернизации и переход на шестилетний долгосрочный отбор мощности (КОМ).

Программа ДПМ уже подходит к своему завершению. И величина высвобождаемых средств с 2021 года будет составлять порядка 130–250 млрд рублей в год.

За весь период с 2020 по 2030 годы объем высвобождаемых средств составит примерно 1,5 триллиона рублей, что чуть меньше того объема, который был в период строительства новых мощностей, тем не менее, он покрывает необходимость в инвестициях на модернизацию. Это позволит провести модернизацию порядка 40 гигаватт установленной мощности на период до 2030 года, примерно в течение десяти лет модернизировать от 3 до 4 гигаватт мощностей.

— Мы предлагаем воспользоваться этим ресурсом для того, чтобы реинвестировать высвобождаемые средства в отрасль, — сказал Александр Новак.

Также предусмотрен механизм штрафных санкций за несвоевременное или неполное исполнение обязательств, будут определены типовые технические решения и эталонная стоимость проводимых работ. И, безусловно, здесь важно соблюсти конкурсный критериальный отбор проектов с учетом эталонного ценообразования.

Министерство энергетики сочло целесообразным внести ряд корректировок в механизм рынка мощности (так называемый конкурентный отбор мощности) в части увеличения срока заключаемых договоров с четырех до шести лет и изменение границ ценовых коридоров на соответствующий период.

— Это позволит нам дополнительно дать жизнь еще порядка 100 гигаваттам мощностей, продлить их срок эксплуатации на период до 2030 года для надежного функционирования энергосистемы, а по окончании программ модернизации, начиная с 2030 года, нам нужно будет вернуться к рассмотрению вопроса по этим 100 гигаваттам, — заключил Александр Новак.

Предлагаемый механизм модернизации, как считает Минэнерго, не должен привести к росту платежей потребителей сверх инфляции.

Что в результате? Реализация данной программы произведет целый ряд значимых макроэкономических и отраслевых эффектов, аналогичный программе строительства новых мощностей. Ввод первых проектов модернизации планируют обеспечить уже к 2020 году и в период до 2025 года, поэтому нормативную базу обязались запустить уже в этом году.

Тепловые станции Югры не останутся за бортом

— Правительство автономного округа поддерживает данную программу, в том числе ту идею, на которой должны быть выработаны государственные меры ее поддержки. Я направила министру энергетики РФ соответствующие предложения от автономного округа, и надеемся, что министерство окажет содействие нашим предприятиям во включении их в эту программу, — отметила губернатор Югры Наталья Комарова на рабочей встрече в Сургуте с представителями ГРЭС региона.

Руководители тепловых электростанций округа на совещании с главой региона рассказали о текущем состоянии тепловых электростанций и предложили свои идеи по модернизации и развитию отрасли. Для технического переоснащения тепловые электростанции округа должны обосновать свою потребность в модернизации и доказать свою значимость для энергетики России.

Сургутская ГРЭС-2 в результате запланированных мероприятий в рамках проведения масштабной реконструкции тепловых электрических станций в ЕЭС России до 2035 года планирует достичь технико-экономического эффекта не только для станции, но и для региона в целом. Это и повышение экономичности и надежности работы оборудования, снижение аварийности, улучшение технико-экономических показателей (повышение КПД блока, снижение расхода топлива на производство электроэнергии), а также увеличение срока службы оборудования установленной мощности.

— Нами разработаны конкретные мероприятия по каждому энергоблоку. Фактически на 80 процентов мы уже получили предложения от заводов — производителей энергетического оборудования, которые позволят нам выработать финансовую модель. В критерии, которые заложены пока в предложении правительства, шесть энергоблоков попадают полностью, — сообщил Валерий Светушков, директор филиала ПАО «Юнипро» Сургутская ГРЭС-2.

Чтобы программа модернизации не обошла стороной станции округа, Наталья Комарова поручила своим заместителям и руководителям профильных департаментов оказать всяческое содействие предприятиям в формировании их предложений и дальнейшем их сопровождении в Правительстве РФ:

— Надо этим заниматься, и в этой связи работу нужно организовать, подготовить должным образом и направить материалы. Я готова подписаться под ними.

Санкции . Хроника событий



Партнеры