Телемедицина в Югре — сказка или реальность?

Федеральный закон №242 о телемедицине, подписанный Президентом РФ в июле прошлого года, дал российским медикам возможность стать ближе к пациентам и коллегам

Специалисты округа используют технологии онлайн-консультаций, что, безусловно, не только облегчает труд самих врачей, но и работает на благо пациентов. О наработках в сфере телемедицины поделились сотрудники Окружного кардиологического диспансера «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии» в Сургуте.

Федеральный закон №242 о телемедицине, подписанный Президентом РФ в июле прошлого года, дал российским медикам возможность стать ближе к пациентам и коллегам
Фото из архива ОКД.

Когда слышишь о телемедицине, невольно приходит на ум реплика кота Матроскина из мультфильма «Простоквашино»: «Вот до чего техника дошла!». К счастью, слова мамы Дяди Федора: «Это не техника дошла, это я сама сюда пришла — на лыжах» — не о наших кардиологах. Лыжи врачи окружного центра используют для здоровья и только в нерабочее время. Им не нужно преодолевать километры для встречи с пациентом. Теперь это можно сделать благодаря онлайн-консультациям, которые осуществляются через специальную внутреннюю систему коммуникации медиков.

Татьяна Винокурова, детский кардиолог консультативного кардиологического отделения поликлиники ОКД, привела примеры, как это происходит:

— Благодаря специальному каналу связи, который называется AMSDoctor.net, мы имеем возможность проводить врачебный прием в режиме онлайн. Допустим, в городе Белоярском есть пациент кардиологического профиля, которому требуется помощь специалистов. Местные врачи проводят полное обследование, делают выписку о состоянии объективного статуса. Эта информация загружается в систему и направляется к нам по электронной почте. Полученную медицинскую документацию изучает команда специалистов центра — детский кардиолог, врач функциональной диагностики, сердечно-сосудистый хирург. Обсудив тактику лечения, врачи назначают дату консультации. На онлайн-встречу приглашаются лечащий врач и родители маленького пациента. Если стоит вопрос об оперативном лечении или госпитализации, мы приглашаем больного в кардиодиспансер. 

Кардиобюро

Все медики в этой системе работают в различных группах: специалисты, консультирующие маленьких пациентов, аритмологи, кардиогруппа, работающая с пациентами, не нуждающимися в оказании хирургической помощи, кардиохирургическая группа. Деление на направления достаточно условно, зачастую, чтобы принять верное решение, в анализе ситуации участвуют врачи нескольких специализаций.

Начинания телемедицины, по словам медиков, положительные. Особенно такие консультации нравятся родителям маленьких пациентов — не так-то просто добраться до центра, если ты живешь в 700–800 км.

Такая же система отработана у кардиологов и для взрослых. Она позволяет организовать диалог (видеоконференцию) с врачом-экспертом на любом расстоянии и передать практически всю необходимую для квалифицированного заключения медицинскую информацию.

— Мы активно взаимодействуем с федеральными центрами, общаемся с коллегами в формате онлайн-консультаций. Часто контактируем с медицинскими центрами Новосибирска, прежде всего, с Национальным медицинским исследовательским центром имени академика Е.Н. Мешалкина, Москвы, Томска, — рассказала Кристина Кожокарь, кардиолог и заведующая отделением госпитализации с телемедицинским центром.

Пилотный проект по телемедицине врачи Окружного кардиологического диспансера начали внедрять еще до подписания Президентом РФ ФЗ №242. В 2016 году к Центру диагностики и сердечно-сосудистой хирургии присоединились восемь территорий Югры. С тех пор работа по развитию телемедицины успешно проходит и у детских кардиологов. Пять детских специалистов: три кардиолога и два сердечно-сосудистых хирурга — принимают участие в обсуждении стратегии лечения каждого больного ребенка.

В первую очередь именно маленьким пациентам была нужна такая помощь, так как взрослым проще приехать к кардиологам на прием самостоятельно. Первой территорией, где специалисты окружного кардиологического центра начали активно общаться с коллегами, был Урай. Затем запросы на онлайн-консультацию стали постепенно приходить из Кондинского района и других.

Помочь всем

Теперь телемедицина технически возможна во всех медучреждениях округа. Районные больницы и поликлиники, за исключением поселка Игрим (пока там нет Интернета), подключены к системе. Кардиологи не только консультируют специалистов отдаленных территорий, но и советуются друг с другом, используя новый ресурс.

За последние два года телемедицина заочных консультаций заметно набрала обороты. В 2016 году по системе AMSDoctor.Net кардиологами были изучены и даны рекомендации по 194 историям болезни. В 2017ом году этот показатель увеличился в 4 раза.

Также на базе Окружного кардиологического диспансера функционирует кардиологический ддистанционно-консультационный пункт (КДКП). Это еще один способ удаленной работы. Врачи из отдаленных территорий округа в круглосуточном режиме связываются со специалистами центра посредством телефонной и факсимильной связи для решения экстренных вопросов по тактике ведения пациентов с острым коронарным синдромом и инфарктом миокарда. Таким образом, за 2017 год в КДКП округа было проведено более 2500 консультаций.

Кардиологи Окружного кардиоцентра призывают всех медиков активно пользоваться новым инструментом в работе. У терапевтов, педиатров есть возможность задать вопрос узкопрофильным специалистам. Врачи кардиоцентра работают тесно с акушерами-гинекологами, которые направляют документы по тактике ведения беременности или родоразрешения, консультируют пациенток с проблемами сердечно-сосудистой системы, прооперированных ранее. В случае обнаружения пороков развития плода медики имеют возможность принять верное решение по дальнейшему ведению беременности.

— Должна признать, мы ожидали большей заинтересованности от врачей из отдаленных территорий округа. Вероятно, коллеги недооценивают данный метод консультирования, полагая, что создан он для осуществления контроля за их работой. Но это не так. Телемедицина организована в помощь докторам на местах, поскольку не во всех медицинских организациях округа есть кардиологи. Мы открыты для сотрудничества, — прокомментировала детский кардиолог консультативного кардиологического отделения ОКД Татьяна Винокурова.

Специалисты отмечают: возможности телемедицины настолько широки, что в скором будущем врача можно будет посетить, не выходя из дома. Уже регламентируется порядок консультирования «врач — пациент», который, кстати, предполагает обязательный первичный осмотр. Согласно приказу Минздрава №965 «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», который был издан 30 ноября 2017 года, телемедицинское консультирование «врач — пациент» возможно только в случае, если первичный осмотр был очным. Но это станет доступно только после подписания Правительством РФ подзаконных актов, которые будут регламентировать работу ФЗ №242. Пока медики ждут согласования этих актов, чтобы приступить к работе.

Детский кардиолог Татьяна Винокурова — одна из тех врачей, кто участвовал в пилотном проекте по внедрению системы телемедицины в Югре. Понимая высокую значимость и необходимость развития данного направления, вместе с тем Татьяна Владимировна отмечает, что прямой контакт врача с маленькими пациентами и их родителями имеет особое значение.

— Я около двадцати лет работаю с детьми и могу с уверенностью сказать — полноценное «живое» общение всегда предпочтительнее. Во время осмотра врач не только оценивает объективное состояние больного. Создается определенный эмоциональный фон, выстраивается взаимопонимание, и, что важно, появляется доверие. Тем более, если пациент— ребенок, — говорит Татьяна Винокурова. — К сожалению, во время видеоконсультаций эта связь теряется. Но, подчеркну, такой способ общения является отличным подспорьем, а порой и единственной возможностью получить исчерпывающий ответ врача для жителей тех населенных пунктов, где нет узкопрофильных специалистов.

Всего с августа 2016-го по декабрь 2017 года онлайн-консультации провели с 16 маленькими пациентами и двумя взрослыми. Детей с проблемами сердечно-сосудистой системы в округе более двух тысяч, взрослых — и того больше. Несомненно, среди них есть те, кому нужны такие консультации. Отметим, за состоянием 22 пациентов по системе удаленного мониторинга наблюдают аритмологи Окружного кардиологического центра.

Контроль осуществляется как в плановом, так и в экстренном порядке.

Кристина Кожокарь, заведующая отделением госпитализации с телемедицинским центром, пояснила, насколько широки возможности новой сферы для медиков:

— Есть заболевания сердечно-сосудистой системы, при которых требуется постоянный мониторинг, в частности, нарушения сердечного ритма. Если у врача, находящегося за сотни километров от больного, будет возможность постоянного контроля за динамическим состоянием некоторых показателей пациента, это, конечно, здорово. Представим, что в нашем центре пациенту поставили искусственный водитель сердечного ритма, а проживает пациент в городе Белоярском. В этом случае специалист Окружного кардиологчиеского диспансера удаленно сможет контролировать работу прибора, а в случае выявления нарушений необходимую медицинскую помощь окажет лечащий врач.

Безусловно, можно уже сейчас сказать, что благодаря телемедицине у людей появилась реальная возможность не только более комфортного и доступного лечения. Многим больным новая технология даст шанс буквально продлить себе жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру