«Могилу вскрывала одна. Помочь никто не решился»

Читатель «МК»-Югра» — об истории одного памятника

Редакция «МК»-Югра» публикует письмо одного из своих читателей. Николай Елагин, ветеран труда ХМАО, написал нам из Тюмени. Родом он из Украины, но в зрелые годы работал в Югре. 

Читатель «МК»-Югра» — об истории одного памятника
Памятник погибшим воинам-односельчанам в с. Вербовка. 2011 год. Фото с сайта beket.com.ua.

Написать в газету Николая Елагина побудили текущие политические события:

— Мой покойный отец, паренек из Курска, освобождал Украину от фашистов. А после войны вернулся, женился на красивой чернобровой украинке, поставил свой дом и остался там жить. Моя мама пережила оккупацию, два раза ее пытались угнать в Германию. Оба раза ей чудом удавалось спастись. То, что происходит сегодня в Украине, мне непонятно и чуждо. Считаю, как бы ни менялся политический настрой в стране, свою историю забывать нельзя. Память о погибших в Великой Отечественной войне должна быть вечной.

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись…

 

Это четверостишие знаю еще с дошкольных лет. В центре нашего маленького села Вербивка, что на Черкащине, на братской могиле стоит памятник советским солдатам, погибшим в боях с фашистами за наше село. На пьедестале памятника золотыми буквами были нанесены эти замечательные слова из стихотворения Михаила Исаковского «Здесь похоронен красноармеец». Братская могила была всегда аккуратно ухожена, памятник окрашен в серебристый цвет. Каждый год 9 Мая на сельской площади проводились торжественные митинги, посвященные очередной годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На митинги съезжались ветераны войны, бывшие партизаны. Делились воспоминаниями о боях, погибших товарищах. Затем торжественной колонной следовали к братской могиле, возлагали цветы и траурные венки. Гремели залпы салюта.

Время шло своим чередом. Многие из молодых покинули родное село, разъехались в разные уголки огромной страны. Но, как бы ни складывалась жизнь, мы все собирались в Вербивке именно 9 Мая — отмечали не только День Победы, но и Родительский день, а также праздник всего села. В этот день односельчане встречали своих детей и внуков, друзей, бывших одноклассников.

Праздник неизменно приводил к братской могиле. Однажды я спросил у мамы: «Кто постоянно ухаживает за памятником, высаживает здесь цветы?» Мама рассказала историю братской могилы, поразившую меня до глубины души.

В начале 1944 года в районе нашего села шли жестокие бои, известные как Корсунь-Шевченковский котел. Потом историки назовут эту битву «Сталинградом на Днепре». Народу полегло тогда видимо-невидимо! В поле за селом солдаты похоронной команды, следовавшие за линией фронта, выкопали могилу, где похоронили всех погибших.

В марте 1944 года линия фронта уже отодвинулась от нашего села на запад. Село к тому времени сожгли немецкие каратели. Но хату моей бабушки, стоявшую на краю села, факельщики поджечь не успели — со стороны степи уже наступали бойцы передовой части Советской Армии. Вот в этой единственной уцелевшей хате по вечерам собирались сельские женщины. Грелись у печки, готовили пищу, перебирали оставшиеся для посадки семена.

Та весна выдалась поздней и холодной. Дождь сменялся мокрым снегом, по дорогам ни пройти, ни проехать. В один из таких дождливых вечеров в хату вошли двое — женщина и маленький мальчик. Женщина выглядела изможденной, кожа да кости, босая, ноги в грязи, покрытые ссадинами и порезами. Одеждой им служили рваные мокрые лохмотья. Сельчанки попытались заговорить с ней, но, видимо, от усталости, голода и холода она молчала, а немного согревшись, уснула прямо перед печкой. По всему было видно, что пришли они издалека, а дорога у них была не из легких. Мальчишку накормили и уложили на теплую печку. Бабушка хотела укрыть путницу и только тогда разглядела, что под лохмотьями, прижавшись к голому телу женщины, спал грудной ребенок — девочка.

Наутро нагрели воды, странных гостей помыли, собрали им одежду, какую смогли. Грудничку нашли старенькое одеяльце. Чем смогли, накормили. Говорила женщина тихо, простуженным голосом. Оказалось, сама она донская казачка. До войны вышла замуж. Война застала ее в родных краях. Там и пережили оккупацию. Когда Советская Армия освободила те места, мужа призвали на фронт. Воевал он всего ничего — убили. В похоронке сообщалось, что погиб он в боях за освобождение Украины, похоронен в братской могиле возле нашего села. «А я не верю! — плакала она. — Пока сама не увижу его мертвым — не поверю! Буду раскапывать братскую могилу! Для этого и добиралась сюда с таким трудом».

Сообщили в район. Районная власть дала добро и распорядилась выделить для этой цели лошадь и подводу. Аккурат решили братскую могилу перенести в центр села, в чудом уцелевший палисадник. Могилу в поле та женщина вскрывала сама, пойти к ней в помощники никто не решился. Сама грузила на подводу уже начавшие разлагаться останки. Сама перекладывала их в привезенные из района гробы. Мама рассказывала, что зрелище было настолько жутким, что в сторону раскопанной могилы боялись смотреть не только дети, но и взрослое население села. А когда ветер дул со стороны поля, в селе дышать было нечем. Смрад от разлагающихся тел выворачивал душу. Как справлялась с такой работой эта тщедушная женщина, да еще в одиночку? Одному Господу было известно.

Но она справилась! Она нашла своего мужа! Как смогла, обмыла, одела в чистую сорочку, которую принесла с собою, и похоронила здесь же, в братской могиле. Односельчане помогли собраться ей и детям, и вскорости она отправилась в обратную дорогу.

В первые послевоенные годы в селах нашего Каменского района на братских могилах было установлено 27 скульптурных фигур воинов-освободителей. Вот и в нашем селе установили такой обелиск, на котором были начертаны стихи М. Исаковского. Рядом поставили памятную доску, на которой были высечены фамилии погребенных в этой могиле. На открытие памятника районная администрация пригласила и эту женщину (к сожалению, ее имени я не запомнил). Она, конечно, отозвалась и приехала вместе со своими детьми. Встречали их радостно всем селом. Всем хотелось пригласить их к себе в гости, обнять, угостить. Одним словом, встреча получилась теплой. Вспоминая прошлые события, все плакали, удивлялись ее самоотверженности, выносливости и необыкновенной смелости.

С тех пор каждый год, в канун праздника Победы эта женщина приезжала к нам в село. Приводила в порядок могилу, высаживала цветы, красила памятник, если была необходимость, восстанавливала отвалившуюся местами штукатурку. Таким образом, к 9 Мая памятник и братская могила были всегда прибранными, а стихи М. Исаковского и фамилии погребенных бойцов сверкали золотой краской.

Как правило, эта женщина приезжала на праздник с детьми — сыном и дочерью. Один раз привезла и внука — показать, где погиб его дед. Последний раз, в конце 1980-х, ее привез на машине сам внук. К тому времени она была совершенно больна, плохо ходила, мучалась сильной одышкой. Внук вместе с учениками нашей сельской школы, как всегда, привели в порядок могилу и памятник. После торжественных мероприятий, попрощавшись, они уехали. А вскоре пришло известие, что той женщины не стало. После этого еще года два подряд ее сын приезжал со своей семьей, а потом и они перестали навещать могилу отца и деда. Эту замечательную женщину, ее подвиг и беззаветную любовь помнят в селе по сей день.

Когда я приехал на родину в 2013 году, праздник 9 Мая, как всегда, начался у братской могилы. Был торжественный митинг, звучали мелодии военных лет, к могиле возлагали цветы. Все было хорошо, но вот свидетелей той страшной войны осталось совсем мало. Нет уже моей мамы, нет отца, который прошел всю войну, освобождал Киев, штурмовал на своем танке Берлин, расписался на стенах рейхстага. Нет той замечательной женщины, которая до смерти сохранила любовь и верность своему мужу.

И шла бы жизнь своим чередом, но случилась в Украине беда. Недавно позвонила мне подруга моей мамы, моя крестная, бывшая учительница, возраст которой уже за 90. Со слезами сообщила, что какие-то местные «скачущие активисты» осквернили братскую могилу и стерли с памятника строки из стихотворения М. Исаковского. Объяснили так: стихи, видите ли, на русском, автор их — русский, а погребенные солдаты никакие теперь не герои-освободители Украины, а оккупанты. Так проявляется и в наших, центральных областях Украины бендеровско-фашистская идеология. Здесь немудрено услышать цитаты из программы Союза украинской молодежи, оскорбляющей Россию, ее историю и ее граждан. А на массовых мероприятиях исполняются песни, прославляющие украинский батальон СС «Нахтигаль» и дивизию СС «Галичина». Ученые нашли этому название — национально-культурный геноцид, или этноцид: когда происходит переписывание истории, уничтожение национальных и культурных памятников, запрет и ограничение родного языка.

Горько все это осознавать. Но, я уверен, что бы ни случилось, не вымарать этому скачущему племени из нашей памяти подвиг наших отцов и дедов. Мы, сыновья и внуки победителей в той кровавой войне, помним и чтим их великую самоотверженность. Поэтому на братской могиле в моем родном селе 9 Мая всегда будут лежать живые цветы! 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру